Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Отклонение участника тендерных процедур

Заявка на тендер: практическая ситуация

Заказчик закупал краски. В тендерной документации (далее – ТД) он требовал от участников для подтверждения соответствия такому квалификационному критерию, как наличие опыта выполнения аналогичного договора, предоставить справку с соответствующими сведениями о предприятии (учреждении, организации), которому участник поставлял краски (до 4-й цифры Единого закупочного словаря), и о договоре с этим предприятием, который выполнен участником (название заказчика, дата, номер, предмет, сумма и срок действия договора). Вместе с тем заказчик требовал, чтобы участники представили в тендерном предложении (далее – ТП) копию указанного в справке договора с копиями актов приемки-передачи товара, а также письмо-отзыв предприятия, с которым был заключен аналогичный договор, об отсутствии претензионно-исковой работы относительно выполнения договора по количеству и качеству.

Участник в справке указал соответствующие реквизиты заказчика, краски которому поставлял, и данные о договоре поставки, однако копии договора, актов приемки-передачи красок и письмо-отзыв представил от другой организации. Будет ли правомерным отклонение заказчиком ТП такого участника?


ТД – это документация относительно условий проведения публичных закупок, которая разрабатывается и утверждается заказчиком и обнародуется для свободного доступа на веб-портале Уполномоченного органа и авторизованных электронных площадках (п. 29 ч. 1 ст. 1 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII, далее – Закон № 922).

При этом ТД должна содержать составляющие, перечень которых определен ч. 2 ст. 22 Закона № 922. В частности, в ТД нужно обязательно привести один или несколько квалификационных критериев, которым должны соответствовать участники согласно ст. 16 Закона № 922, и информацию о способе подтверждения такого соответствия.

Кроме того, как предусмотрено ч. 3 ст. 22 Закона № 922, в ТД может быть включена другая информация, которую заказчик считает необходимым в нее включить. Это могут быть описание и примеры формальных (несущественных) ошибок, допуск которых участниками не приведет к отклонению их предложений. При этом формальными (несущественными) считаются ошибки, которые связаны с оформлением ТП и не влияют на содержание предложения, например технические ошибки и описки.

Обращаем внимание! ТД не должна содержать требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников (ч. 4 ст. 22 Закона № 922).

Итак, именно заказчик решает, какие квалификационные критерии к участникам установить, и определяет содержание информации, которую надо подтвердить участникам, и перечень документов, которыми участник должен подтвердить свое соответствие квалификационным критериям, установленным в ТД. При этом заказчик должен соблюдать требования действующего законодательства, исходя из специфики предмета закупки, положений ч. 3 ст. 5 Закона № 922 и руководствуясь принципами, изложенными в ст. 3 Закона № 922.

Вместе с тем участники процедуры закупки подают ТП согласно требованиям ТД. То есть, ознакомившись с требованиями ТД, участники должны понимать, выполнят они их или нет, а может, какое-то требование к участнику является дискриминационным. Поэтому не следует ждать до последнего дня представления предложений, надо действовать.

С этой целью напомним, что согласно Закону № 922 физическое или юридическое лицо имеет право не позже чем за 10 календарных дней до окончания срока представления ТП обратиться через электронную систему закупок (далее – ЭСЗ) к заказчику за разъяснениями относительно ТД и/или с требованием относительно устранения нарушения во время проведения процедуры закупки. При этом все обращения автоматически обнародуются в ЭСЗ без идентификации лица, обратившегося к заказчику. Со своей стороны заказчик должен в течение 3 рабочих дней со дня их обнародования предоставить разъяснение на обращение и обнародовать его на веб-портале Уполномоченного органа согласно ст. 10 Закона № 922. Также участник может направить жалобу относительно ТД и/или принятых решений, действия или бездействия заказчика в орган обжалования в сроки, установленные ст. 18 Закона № 922.

Основания отклонения тендерного предложения

Как видим из ситуации, фактически участник подтвердил соответствие квалификационному критерию выполнения аналогичного договора, представив копии договора поставки красок и документов, которые подтверждают его выполнение, но представил не тот договор, информация о котором приведена в справке. Поэтому можно было бы считать такую ошибку формальной или технической, учитывая то, что фактически она не влияет на содержание ТП, ведь загруженные участником в ЭСЗ договор и акты свидетельствуют о наличии у него опыта выполнения аналогичного договора.

Как установлено п. 4 ч. 1 ст. 30 Закона № 922, заказчик может отклонить ТП, если оно не соответствует условиям ТД.

Таким образом, если заказчик не считает несоответствие ТП требованиям ТД формальным и об этом не прописано в условиях ТД, он отклоняет ТП участника на основании п. 4 ч. 1 ст. 30 Закона № 922.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
26.02.2025
Дистанционная работа: трудовой договор с учетом норм военного положения
В реалиях нашего времени многие предприятия перевели своих работников на дистанционную работу и с новыми работниками заключают трудовые договоры на условиях именно такой работы (разумеется, когда эта форма сотрудничества возможна). Однако при организации данного вида трудовых отношений работодателю ...
17.03.2025
Надбавка за английский язык: утвержден порядок установления
Наша страна настойчиво стремится к членству в Европейском Союзе, поэтому знание иностранного языка понадобится многим. Постановлением КМУ от 07.03.2025 № 257 утвержден Порядок установления надбавки за владение английским языком некоторым категориям лиц (далее – Постановление № 257, Порядок № 2...
07.04.2025
Функции и полномочия ОМС в области оборонной работы и по территориальной обороне
В условиях правового режима военного положения органы местного самоуправления (далее – ОМС) продолжают выполнять свои полномочия по обеспечению жизнедеятельности территориальных общин, а также помогают военным подразделениям. Однако не все способы поддержки военных подразделений соответствуют ...
Новое
24.01.2023
Госзакупки и конфиденциальная информация
Военное положение устанавливает новые правила обнародования информации о закупках. Пока действовало постановление КМУ от 28.02.2022 № 169 «Некоторые вопросы осуществления оборонных и публичных закупок товаров, работ и услуг в условиях военного положения» (далее – Постановление № 16...
11.01.2023
В публичных закупках отменены аукционы!
В публичных закупках снова новации – согласно постановлению КМУ от 30.12.2022 № 1495 (далее – Постановление № 1495) отменены аукционы в процедуре закупок «открытые торги». Рассмотрим, как это повлияет на заказчиков и каким теперь будет алгоритм проведения открытых торгов. В п...
28.10.2022
Новые условия проведения публичных закупок на период проведения военного положения
За период действия военного положения публичные закупки постоянно подвергались изменениям. В это сложное время осуществлять закупки необходимо динамично, в краткие сроки и с учетом условий, диктуемых войной, в частности с обеспечением защищенности заказчиков от военных угроз на период действия право...
Лучшие материалы