Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Нужно ли отменять торги, если только одно тендерное предложение отвечает требованиям заказчика?


Заказчик провел открытые торги. Тендерные предложения подали три участника. По результатам проведенного аукциона система ProZorro сформировала рейтинг этих троих участников. Наилучшее тендерное предложение (участника-1) заказчик отклонил из-за несоответствия условиям тендерной документации. Поскольку по результатам рассмотрения тендерное предложение участника-2 соответствует условиям тендерной документации, заказчик принял решение о намерении заключить с этим участником договор о закупке. Однако если проанализировать документы в тендерном предложении участника-3, то видно, что оно не отвечает определенным требованиям тендерной документации. Нужно ли в данной ситуации отменять торги, если из всех троих участников только предложение участника-2 полностью отвечает всем требованиям заказчика?


Как видим из сути вопроса, заказчик проводил открытые так называемые «украинские» торги. То есть когда, например, для бюджетников ожидаемая стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ – 1,5 млн грн., но при этом не превышает суммы, эквивалентной для товаров и услуг – 133 тыс. евро, а для работ – 5 150 тыс. евро.

При таких условиях алгоритм проведения открытых торгов несколько отличается от того, по которому проводят так называемые «международные» торги, когда ожидаемая стоимость предмета закупки превышает сумму, эквивалентную для товаров и услуг – 133 тыс. евро, а для работ – 5 150 тыс. евро.

В «украинских» торгах документы, содержащие тендерное предложение участника, раскрываются лишь после аукциона.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922) перед началом электронного аукциона автоматически раскрывается информация о ценах/приведенных ценах тендерных предложений. При этом раскрытие тендерных предложений с информацией и документами, подтверждающими соответствие участника квалификационным критериям, и информацией и документами, содержащими техническое описание предмета закупки, производится автоматически электронной системой закупок сразу после окончания электронного аукциона.

Заметим, что оценку тендерных предложений проводит электронная система закупок автоматически на основе критериев и методики оценки, которые заказчик указал в тендерной документации, и путем применения электронного аукциона.

Далее, в силу положений ч. 4 ст. 28 Закона № 922, после оценки электронной системой закупок тендерных предложений участников заказчик рассматривает эти предложения на соответствие требованиям тендерной документации из перечня участников, начиная с участника, предложение которого по результатам оценки определено наиболее экономически выгодным.

Напомним, что срок рассмотрения тендерного предложения, которое по результатам оценки определено наиболее экономически выгодным, не должен превышать 5 рабочих дней со дня определения наиболее экономически выгодного предложения. При этом срок рассмотрения тендерного предложения может быть аргументированно продлен заказчиком до 20 рабочих дней. В случае продления срока рассмотрения тендерного предложения заказчик обнародовал сообщение в электронной системе закупок.

Как предусмотрено ч. 4 ст. 28 Закона № 922, в случае отклонения тендерного предложения, которое по результатам оценки определено наиболее экономически выгодным, заказчик рассматривает следующее тендерное предложение из перечня участников, которое считается наиболее экономически выгодным. По результатам рассмотрения и оценки тендерного предложения заказчик определяет победителя и принимает решение о намерении заключить договор согласно этому Закону (ч. 6 ст. 28 Закона № 922).

Таким образом, в «украинских» торгах сначала электронная система закупок проводит аукцион между участниками на понижение цены, а затем заказчик рассматривает тендерное предложение только того участника, который победил в аукционе, на предмет соответствия тендерного предложения всем требованиям тендерной документации, в том числе и техническим, отсутствие оснований для отказа участнику в участии в торгах, а также на предмет соответствия участника квалификационным требованиям, указанным заказчиком в тендерной документации. Рассмотрение заказчиком других тендерных предложений предусмотрено в случае, если тендерное предложение победителя аукциона будет отклонено согласно Закону № 922.

Таким образом, из анализа норм Закона № 922 не усматривается, что в «украинских» торгах заказчик должен рассматривать предложение участника-3, если предложение участника-1 отклонено, а предложение участника-2 полностью отвечает требованиям тендерной документации и отсутствуют основания для его отклонения.

Что касается того, есть ли в такой ситуации основания для отмены торгов, отметим, что исчерпывающий перечень случаев, когда заказчик должен принять решение об отмене процедуры закупки, предусмотрен в ч. 1 ст. 31 Закона № 922, а именно:

  • отсутствие дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ и услуг;
  • невозможность устранения нарушений, возникших вследствие выявленных нарушений законодательства по вопросам публичных закупок;
  • нарушение порядка обнародования объявления о проведении процедуры закупки, сообщения о намерении заключить договор, предусмотренный данным Законом;
  • подача для участия в них менее двух тендерных предложений, а в случае проведения закупки по рамочным соглашениям с несколькими участниками – менее трех предложений;
  • допуск к оценке менее двух тендерных предложений, а в случае проведения закупки по рамочным соглашениям с несколькими участниками – менее трех предложений;
  • отклонение всех тендерных предложений согласно данному Закону.

Как видим, в нашей ситуации не усматривается ни одного из перечисленных выше оснований для отмены процедуры закупки. Так, для участия в торгах было подано более одного предложения. Хотя по результатам рассмотрения тендерных предложений победителей (предложения участника-1 и участника-2) одно предложение и отклонено, но два из трех поданных на торги предложений не отклонены, поэтому оснований отменять торги в связи с тем, что отклонены все тендерные предложения, в данной ситуации нет.

В то же время заметим, что такое основание для отмены торгов, как «допуск к оценке менее двух тендерных предложений», используется заказчиком в случае проведения им «международных» торгов. Поскольку именно в таком случае заказчик рассматривает тендерные предложения на соответствие требованиям тендерной документации до момента проведения электронной системой аукциона и по результатам такого рассмотрения принимает решение о соответствии/несоответствии тендерных предложений требованиям заказчика, установленным им в документации, и, как следствие, допуск/недопуск тендерных предложений к аукциону.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
26.02.2025
Дистанционная работа: трудовой договор с учетом норм военного положения
В реалиях нашего времени многие предприятия перевели своих работников на дистанционную работу и с новыми работниками заключают трудовые договоры на условиях именно такой работы (разумеется, когда эта форма сотрудничества возможна). Однако при организации данного вида трудовых отношений работодателю ...
17.03.2025
Надбавка за английский язык: утвержден порядок установления
Наша страна настойчиво стремится к членству в Европейском Союзе, поэтому знание иностранного языка понадобится многим. Постановлением КМУ от 07.03.2025 № 257 утвержден Порядок установления надбавки за владение английским языком некоторым категориям лиц (далее – Постановление № 257, Порядок № 2...
07.04.2025
Функции и полномочия ОМС в области оборонной работы и по территориальной обороне
В условиях правового режима военного положения органы местного самоуправления (далее – ОМС) продолжают выполнять свои полномочия по обеспечению жизнедеятельности территориальных общин, а также помогают военным подразделениям. Однако не все способы поддержки военных подразделений соответствуют ...
Новое
24.01.2023
Госзакупки и конфиденциальная информация
Военное положение устанавливает новые правила обнародования информации о закупках. Пока действовало постановление КМУ от 28.02.2022 № 169 «Некоторые вопросы осуществления оборонных и публичных закупок товаров, работ и услуг в условиях военного положения» (далее – Постановление № 16...
11.01.2023
В публичных закупках отменены аукционы!
В публичных закупках снова новации – согласно постановлению КМУ от 30.12.2022 № 1495 (далее – Постановление № 1495) отменены аукционы в процедуре закупок «открытые торги». Рассмотрим, как это повлияет на заказчиков и каким теперь будет алгоритм проведения открытых торгов. В п...
28.10.2022
Новые условия проведения публичных закупок на период проведения военного положения
За период действия военного положения публичные закупки постоянно подвергались изменениям. В это сложное время осуществлять закупки необходимо динамично, в краткие сроки и с учетом условий, диктуемых войной, в частности с обеспечением защищенности заказчиков от военных угроз на период действия право...
Лучшие материалы