Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Интересная арифметика относительно открытых торгов на газ: пан или пропал


Акценты этой статьи:

  • как обеспечить участие в открытых торгах на природный газ лицензированных поставщиков;
  • анализ фактических результатов торгов на природный газ.

Если «играть» в открытые торги: советы

Чтобы быть уверенным в том, что к вам на торги придут лицензированные поставщики природного газа, можно прописать в тендерной документации следующие условия для участников (см. образец):

Образец

<...>

В составе тендерного предложения участники подают:

  • заверенную нотариально копию действующей лицензии (со всеми имеющимися приложениями) на проведение хозяйственной деятельности относительно поставки природного газа;
  • письмо НКРЭКУ о действии лицензии, копия которой предоставляется;
  • копию действующего договора с Публичным акционерным обществом «Укртрансгаз» на транспортировку природного газа по форме, утвержденной постановлением НКРЭКУ от 30.09.15 г. № 2497.

<...>

Указанные условия тендерной документации, по нашему мнению, нельзя считать дискриминационными и ограничивающими конкуренцию, исходя из следующего:

  • во-первых, эти условия одинаковы для всех потенциальных участников и не отличают кого-то одного среди прочих;
  • во-вторых, по Закону от 09.04.15 г. № 329-VIII (далее – Закон № 329) хозяйственная деятельность по поставке природного газа – это лицензированная деятельность;
  • в-третьих, по Закону от 25.12.15 г. № 922-VIII (далее – Закон № 922) договор о закупке заказчик может заключить только с лицензированным поставщиком;
  • в-четвертых, согласно Гражданскому кодексу (далее – ГК) заключенный договор без лицензии может быть признан недействительным в суде.

Одновременно советуем в тендерной документации отметить, что за подделку документов в составе тендерного предложения участник процедуры закупки несет уголовную ответственность согласно ст. 358 Уголовного кодекса.

Следует отметить, что для закупки природного газа заказчики прописывают в документации возможность для участника предоставить копии лицензии на поставку природного газа, газа (метана) угольных месторождений как по регулируемому, так и по нерегулируемому тарифу.

Примеров открытых торгов, где лицензированным является только один участник, можно привести много. Но это же не изменит, к сожалению, ситуацию с неурегулированностью соответствующих вопросов в сфере закупки природного газа.

Так, на сегодня в Верховной Раде зарегистрировано несколько законопроектов о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины:

  • относительно решения проблемных вопросов по поставке природного газа (законопроект от 05.02.16 г. № 4034);
  • относительно приведения законодательных актов Украины в соответствие с Законом № 329 (законопроект от 24.06.16 г. № 4868);
  • относительно обеспечения условий функционирования рынка природного газа (законопроект от 21.04.16 г. № 4503 – отклонен);
  • относительно усовершенствования системы взаимоотношений между потребителями – бюджетными учреждениями и поставщиками природного газа (законопроект от 02.03.16 г. № 4175 – отклонен).

Однако на сегодня это лишь законопроекты, два из которых отклонены.

А, как всегда, из-за такой неурегулированности, а возможно, и из-за неосведомленности, как правильно действовать в той или иной ситуации, страдают заказчики (члены конкурсного/тендерного комитетов). Ведь во время будущих проверок подобные вопросы могут поднять контроллеры.

Так вот заказчикам, которые заключили договора о закупках с такими (и «подобными») «лицензированными» победителями, следует бы напомнить положение ГК.

Так, согласно ч. 1 ст. 227 ГК сделка юридического лица, совершенная им без соответствующего разрешения (лицензии), может быть признана судом недействительной. А если юридическое лицо ввело другую сторону в заблуждение относительно своего права на совершение такой сделки, то оно обязано возместить ей моральный ущерб, причиненный такой сделкой (ч. 2 ст. 227 ГК).

Не лишним будет напомнить заказчикам также положения ст. 228 «Правовые последствия совершения сделки, которая нарушает публичный порядок, совершенной с целью, которая противоречит интересам государства и общества» ГК.

Как определено в ч. 3 ст. 228 ГК, в случае несоблюдения требования относительно соответствия сделки интересам государства и общества, его моральным принципам такая сделка может быть признана недействительной. Если признанная судом недействительной сделка была совершена с целью, которая заведомо противоречит интересам государства и общества, то при наличии умысла у обеих сторон – в случае выполнения сделки обеими сторонами – в доход государства по решению суда взыскивается все полученное ими по соглашению, а в случае выполнения сделки одной стороной с другой стороны по решению суда взыскивается в доход государства все полученное ею и все надлежащее с нее первой стороне на возмещение полученного. При наличии умысла только у одной из сторон все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней или надлежащее ей на возмещение выполненного по решению суда взыскивается в доход государства.

Одновременно заметим, что ничтожная сделка или сделка, признанная судом недействительной, является недействительной с момента ее совершения (ч. 1 ст. 236 ГК).

Анализ результатов торгов на газ

По статистике относительно результатов торгов, размещенных заказчиками на сайте tehder.me.gov.uа, участие в торгах принимали и побеждали с лицензиями, которые по мнению Регулятора рынка природного газа являются недействительными (недействующими), различные компании. На примерах рассмотрим далее.

Ситуация 1
Закупка отделом образования районной государственной администрации (объявление о проведении процедуры закупки № 140059 см. «Вестник государственных закупок» от 02.07.16 г. № 123). Участников торгов два:

  • ООО «Укртрансэнерго»;
  • ООО «Энергогазрезерв» (победитель).

У обоих участников лицензии выданы по старым правилам и являются недействительными согласно указанной выше позиции Регулятора.

Ситуация 2
Закупка КЗ областного совета «Областная стоматологическая поликлиника» (объявление о проведении процедуры закупки № 151358 см. в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» от 27.07.16 г. № 141). На торги представлены предложения тремя участниками:

  • ООО «Укргазпетролеум»;
  • ООО «Киевоблгазсбыт»;
  • ООО «Энергогазрезерв» (победитель).

Заметим, что ООО «Укргазпетролеум» была выдана лицензия согласно постановлению НКРЭКУ от 25.12.14 г. № 935 на поставку природного газа по нерегулированному тарифу еще по старым правилам, также как и ООО «Энергогазрезерв». Поэтому, учитывая положение ч. 2 ст. 8 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» и принимая во внимание позицию Регулятора рынка природного газа НКРЭКУ, изложенную им в письме от 13.06.16 г. № 5930/16.3.2/7-16, лицензии этих двух участников по состоянию на момент проведения торгов можно считать недействительными. И де-факто действительную лицензию на торгах имел один участник – ООО «Киевоблгазсбыт».

Ситуация 3
Закупка отделом образования районной государственной администрации (объявление о проведении процедуры закупки № 143331, см. «Вестник государственных закупок» от 08.07.16 г. № 128). На торги представлены предложения пятью участниками:

  • ООО «Газснаб-Черкассы» (победитель);
  • Энерджи Трейд Групп;
  • ООО «Газпромсервис»;
  • ООО «Энергогазрезерв»;
  • ООО «Львовгазсбыт».

Заметим, что первые четыре участника, в том числе и победитель (постановление НКРЭКУ от 17.09.14 г. № 4), имели лицензии, выданные по старым правилам, и являются недействительными, исходя из позиции Регулятора. Поэтому фактически «лицензированным» для осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа по состоянию на момент проведения торгов был один участник: ООО «Львовгазсбыт».

Ситуация 4
Закупка городским советом (объявление о проведении процедуры закупки № 141503, см. «Вестник государственных закупок» от 05.07.16 г. № 125). На торгах – прямо аншлаг: семь участников!

  • ООО «Энергогазрезерв» (г. Черкассы);
  • ООО «Винницагазсбыт» (г. Винница);
  • ООО «Энерджи Трейд Групп» (г. Киев);
  • ООО «Газпромснаб» (г. Киев);
  • ООО «АС» (г. Волноваха»);
  • ООО «Газснаб-Черкассы» (г. Черкассы) (победитель);
  • ООО «Частная газоснабжающая компания» (г. Киев).

Если следовать позиции Регулятора, то из всего «аншлага» действительная лицензия по состоянию на момент проведения торгов только у одного участника – ООО «Винницагазсбыт». А о ситуации с указанным победителем мы упоминали выше.

Вместе с тем эти торги интересны еще одной деталью. Так, последние три участника (ООО «АС», г. Волноваха»; ООО «Газснаб-Черкассы», г. Черкассы; ООО «Частная газоснабжающая компания», г. Киев), несмотря на то что находятся в разных городах (по месту регистрации), подали одинаковую цену предложения, а именно – 591 936,05 грн.

Поэтому членам комитета по конкурсным торгам пришлось путем голосования выбирать победителя среди одинаковых цен трех участников. По информации обнародованного протокола оценки «комитетчики» единодушно отдали победу ООО «Газснаб-Черкассы».

Выводы

Заказчикам, которые принимали соответствующие решения относительно закупок природного газа в этом году и подписали договоры о закупках, следует обратиться в НКРЭКУ как Регулятору за получением информации относительно действительности/недействительности лицензий акцептованных ими победителей торгов.

Читайте также:

«Применение переговорной процедуры закупки для закупки газа»
«Обеспечение потребности в природном газе на 2017 год: проблемы и пути их решения»

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы