Интересная арифметика относительно открытых торгов на газ: пан или пропал
01.12.2016 991 0 1
Акценты этой статьи:
- как обеспечить участие в открытых торгах на природный газ лицензированных поставщиков;
- анализ фактических результатов торгов на природный газ.
Если «играть» в открытые торги: советы
Чтобы быть уверенным в том, что к вам на торги придут лицензированные поставщики природного газа, можно прописать в тендерной документации следующие условия для участников (см. образец):
Образец <...> В составе тендерного предложения участники подают:
<...> |
Указанные условия тендерной документации, по нашему мнению, нельзя считать дискриминационными и ограничивающими конкуренцию, исходя из следующего:
- во-первых, эти условия одинаковы для всех потенциальных участников и не отличают кого-то одного среди прочих;
- во-вторых, по Закону от 09.04.15 г. № 329-VIII (далее – Закон № 329) хозяйственная деятельность по поставке природного газа – это лицензированная деятельность;
- в-третьих, по Закону от 25.12.15 г. № 922-VIII (далее – Закон № 922) договор о закупке заказчик может заключить только с лицензированным поставщиком;
- в-четвертых, согласно Гражданскому кодексу (далее – ГК) заключенный договор без лицензии может быть признан недействительным в суде.
Одновременно советуем в тендерной документации отметить, что за подделку документов в составе тендерного предложения участник процедуры закупки несет уголовную ответственность согласно ст. 358 Уголовного кодекса.
Следует отметить, что для закупки природного газа заказчики прописывают в документации возможность для участника предоставить копии лицензии на поставку природного газа, газа (метана) угольных месторождений как по регулируемому, так и по нерегулируемому тарифу.
Примеров открытых торгов, где лицензированным является только один участник, можно привести много. Но это же не изменит, к сожалению, ситуацию с неурегулированностью соответствующих вопросов в сфере закупки природного газа.
Так, на сегодня в Верховной Раде зарегистрировано несколько законопроектов о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины:
- относительно решения проблемных вопросов по поставке природного газа (законопроект от 05.02.16 г. № 4034);
- относительно приведения законодательных актов Украины в соответствие с Законом № 329 (законопроект от 24.06.16 г. № 4868);
- относительно обеспечения условий функционирования рынка природного газа (законопроект от 21.04.16 г. № 4503 – отклонен);
- относительно усовершенствования системы взаимоотношений между потребителями – бюджетными учреждениями и поставщиками природного газа (законопроект от 02.03.16 г. № 4175 – отклонен).
Однако на сегодня это лишь законопроекты, два из которых отклонены.
А, как всегда, из-за такой неурегулированности, а возможно, и из-за неосведомленности, как правильно действовать в той или иной ситуации, страдают заказчики (члены конкурсного/тендерного комитетов). Ведь во время будущих проверок подобные вопросы могут поднять контроллеры.
Так вот заказчикам, которые заключили договора о закупках с такими (и «подобными») «лицензированными» победителями, следует бы напомнить положение ГК.
Так, согласно ч. 1 ст. 227 ГК сделка юридического лица, совершенная им без соответствующего разрешения (лицензии), может быть признана судом недействительной. А если юридическое лицо ввело другую сторону в заблуждение относительно своего права на совершение такой сделки, то оно обязано возместить ей моральный ущерб, причиненный такой сделкой (ч. 2 ст. 227 ГК).
Не лишним будет напомнить заказчикам также положения ст. 228 «Правовые последствия совершения сделки, которая нарушает публичный порядок, совершенной с целью, которая противоречит интересам государства и общества» ГК.
Как определено в ч. 3 ст. 228 ГК, в случае несоблюдения требования относительно соответствия сделки интересам государства и общества, его моральным принципам такая сделка может быть признана недействительной. Если признанная судом недействительной сделка была совершена с целью, которая заведомо противоречит интересам государства и общества, то при наличии умысла у обеих сторон – в случае выполнения сделки обеими сторонами – в доход государства по решению суда взыскивается все полученное ими по соглашению, а в случае выполнения сделки одной стороной с другой стороны по решению суда взыскивается в доход государства все полученное ею и все надлежащее с нее первой стороне на возмещение полученного. При наличии умысла только у одной из сторон все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней или надлежащее ей на возмещение выполненного по решению суда взыскивается в доход государства.
Одновременно заметим, что ничтожная сделка или сделка, признанная судом недействительной, является недействительной с момента ее совершения (ч. 1 ст. 236 ГК).
Анализ результатов торгов на газ
По статистике относительно результатов торгов, размещенных заказчиками на сайте tehder.me.gov.uа, участие в торгах принимали и побеждали с лицензиями, которые по мнению Регулятора рынка природного газа являются недействительными (недействующими), различные компании. На примерах рассмотрим далее.
Ситуация 1
Закупка отделом образования районной государственной администрации (объявление о проведении процедуры закупки № 140059 см. «Вестник государственных закупок» от 02.07.16 г. № 123). Участников торгов два:
- ООО «Укртрансэнерго»;
- ООО «Энергогазрезерв» (победитель).
У обоих участников лицензии выданы по старым правилам и являются недействительными согласно указанной выше позиции Регулятора.
Ситуация 2
Закупка КЗ областного совета «Областная стоматологическая поликлиника» (объявление о проведении процедуры закупки № 151358 см. в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» от 27.07.16 г. № 141). На торги представлены предложения тремя участниками:
- ООО «Укргазпетролеум»;
- ООО «Киевоблгазсбыт»;
- ООО «Энергогазрезерв» (победитель).
Заметим, что ООО «Укргазпетролеум» была выдана лицензия согласно постановлению НКРЭКУ от 25.12.14 г. № 935 на поставку природного газа по нерегулированному тарифу еще по старым правилам, также как и ООО «Энергогазрезерв». Поэтому, учитывая положение ч. 2 ст. 8 Закона от 02.03.15 г. № 222-VIII «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» и принимая во внимание позицию Регулятора рынка природного газа НКРЭКУ, изложенную им в письме от 13.06.16 г. № 5930/16.3.2/7-16, лицензии этих двух участников по состоянию на момент проведения торгов можно считать недействительными. И де-факто действительную лицензию на торгах имел один участник – ООО «Киевоблгазсбыт».
Ситуация 3
Закупка отделом образования районной государственной администрации (объявление о проведении процедуры закупки № 143331, см. «Вестник государственных закупок» от 08.07.16 г. № 128). На торги представлены предложения пятью участниками:
- ООО «Газснаб-Черкассы» (победитель);
- Энерджи Трейд Групп;
- ООО «Газпромсервис»;
- ООО «Энергогазрезерв»;
- ООО «Львовгазсбыт».
Заметим, что первые четыре участника, в том числе и победитель (постановление НКРЭКУ от 17.09.14 г. № 4), имели лицензии, выданные по старым правилам, и являются недействительными, исходя из позиции Регулятора. Поэтому фактически «лицензированным» для осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа по состоянию на момент проведения торгов был один участник: ООО «Львовгазсбыт».
Ситуация 4
Закупка городским советом (объявление о проведении процедуры закупки № 141503, см. «Вестник государственных закупок» от 05.07.16 г. № 125). На торгах – прямо аншлаг: семь участников!
- ООО «Энергогазрезерв» (г. Черкассы);
- ООО «Винницагазсбыт» (г. Винница);
- ООО «Энерджи Трейд Групп» (г. Киев);
- ООО «Газпромснаб» (г. Киев);
- ООО «АС» (г. Волноваха»);
- ООО «Газснаб-Черкассы» (г. Черкассы) (победитель);
- ООО «Частная газоснабжающая компания» (г. Киев).
Если следовать позиции Регулятора, то из всего «аншлага» действительная лицензия по состоянию на момент проведения торгов только у одного участника – ООО «Винницагазсбыт». А о ситуации с указанным победителем мы упоминали выше.
Вместе с тем эти торги интересны еще одной деталью. Так, последние три участника (ООО «АС», г. Волноваха»; ООО «Газснаб-Черкассы», г. Черкассы; ООО «Частная газоснабжающая компания», г. Киев), несмотря на то что находятся в разных городах (по месту регистрации), подали одинаковую цену предложения, а именно – 591 936,05 грн.
Поэтому членам комитета по конкурсным торгам пришлось путем голосования выбирать победителя среди одинаковых цен трех участников. По информации обнародованного протокола оценки «комитетчики» единодушно отдали победу ООО «Газснаб-Черкассы».
Выводы
Заказчикам, которые принимали соответствующие решения относительно закупок природного газа в этом году и подписали договоры о закупках, следует обратиться в НКРЭКУ как Регулятору за получением информации относительно действительности/недействительности лицензий акцептованных ими победителей торгов.
Читайте также:
«Применение переговорной процедуры закупки для закупки газа»
«Обеспечение потребности в природном газе на 2017 год: проблемы и пути их решения»
Комментарии к материалу