Эффективное использование бюджетных средств вследствие изменений в закупках
С 19.12.20 г. начали действовать изменения, внесенные в постановление КМУ от 11.10.16 г. № 710 «Об эффективном использовании государственных средств» постановлением КМУ от 16.12.20 г. № 1266 (далее – Постановление № 710, Постановление № 1266). Рассмотрим, что в связи с этим следует учесть при обнародовании информации о закупках.
Дополнительные требования к обнародованию информации о закупках
С целью эффективного и рационального использования средств рекомендовано, в частности, Правлению Пенсионного фонда Украины, правлениям фондов общеобязательного государственного социального страхования, органам местного самоуправления обеспечить обнародование обоснования технических и качественных характеристик предмета закупки, его ожидаемой стоимости и/или размера бюджетного назначения.
Такие же меры как обязательные предусмотрены и для главных распорядителей бюджетных средств (распорядителей бюджетных средств низшего уровня), субъектов хозяйствования (далее – CХ) госсектора экономики.
В целом обнародование должны обеспечить все органы государственной власти и другие государственные органы, а также образованные органами государственной власти предприятия, учреждения и организации, использующие средства госбюджета.
Однако, учитывая то, что Закон от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922) не содержит таких требований, указанное обнародование не входит в функции тендерного комитета и уполномоченного лица. Поэтому перечисленным субъектам следует самостоятельно решить, кто именно в их учреждении будет отвечать за выполнение требований Постановления № 710.
Такое обнародование должно быть осуществлено на собственном веб-сайте. Распорядители бюджетных средств низшего уровня и СХ госсектора экономики могут сделать это на официальном веб-сайте главного распорядителя и субъекта управления объектами государственной собственности, который осуществляет функции управления СХ госсектора экономики, соответственно.
Обнародовать необходимую информацию нужно на протяжении пяти рабочих дней со дня обнародования объявления о закупке. То есть не со дня обнародования или утверждения годового плана, а со дня объявления закупки.
Обнародование требуется, только если обнародуется объявление о проведении конкурентной процедуры закупок или уведомление о намерении заключить договор о закупке по результатам переговорной процедуры закупок.
Напомним, конкурентная процедура закупки – это осуществление конкурентного отбора участников по процедурам закупки открытых торгов, торгов с ограниченным участием и конкурентного диалога (п. 13 ч. 1 ст. 1 Закона № 922).
Обращаем внимание! Требования Постановления № 710 не распространяются на упрощенные закупки и закупки стоимостью до 50 тыс. грн. |
При обосновании технических и качественных характеристик предмета закупки заказчикам следует учитывать технические требования тендерной документации, которая обнародуется вместе с объявлением о проведении процедуры закупки, и цель закупки.
Также должны быть обнародованы обоснования ожидаемой стоимости и/или размера бюджетного назначения для соответствующей закупки. То есть могут быть обнародованы оба этих показателя или один из них.
Для обоснования ожидаемой стоимости следует воспользоваться Примерной методикой определения ожидаемой стоимости предмета закупки, утвержденной приказом Минэкономразвития от 18.02.20 г. № 275.
Изменения в порядок проведения проверки закупок
Уже традиционно в конце года принимают изменения в сфере контроля закупок. На этот раз Постановлением № 1266 были внесены изменения в постановление КМУ от 01.08.13 г. № 631, которым утвержден Порядок проведения проверок закупок Государственной аудиторской службой, ее межрегиональными территориальными органами (далее – Порядок № 631). Эти изменения урегулируют долгожданные основания и процедуру проведения проверок закупок Госаудитслужбой, ее терорганами (далее – орган госфинконтроля).
Отныне такие проверки проводятся по письменному решению руководителя органа госфинконтроля или его заместителя при наличии одного из таких оснований:
1) возникновение потребности в документальной и фактической проверке вопросов, которые не могут быть проверены во время мониторинга процедуры закупки, а именно:
- заключение договора (договоров) до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок согласно требованиям законодательства;
- состояния выполнения условий договора, внесения изменений в него, в частности требований к качеству, количеству (объемам) предмета закупки, цены договора;
- деления предмета закупки на части с целью избежания процедур закупок/упрощенных закупок в определенном законодательством порядке;
2) наличие поручения или решения КМУ, Минфина относительно проведения проверки закупок;
3) выявление органом госфинконтроля высшего уровня во время проверки (в порядке осуществления контроля за достоверностью выводов органа госфинконтроля низшего уровня) актов проверки закупок/выводов о результатах мониторинга процедуры закупки несоответствия их содержания требованиям законодательства. Проверка закупок может быть инициирована органом госфинконтроля высшего уровня, если начато дисциплинарное производство относительно должностных или служебных лиц органа госфинконтроля низшего уровня, которые проводили проверку, мониторинг процедуры закупки, или в случае сообщения им о подозрении в совершении уголовного правонарушения.
Таким образом, ключевыми изменениями в основаниях для проведения проверки закупок является проверка вопросов, которые не могут быть проверены во время мониторинга процедуры закупки. |
Закон № 922 содержит понятие мониторинга процедуры закупки. Это анализ соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок при проведении процедуры закупки, заключении договора о закупке и на протяжении его действия с целью предотвращения нарушений законодательства в указанной сфере (п. 14 ч. 1 ст. 1 Закона № 922).
Перечень процедур закупки приведен в ст. 13 Закона № 922. В него включены: открытые торги, конкурентный диалог, торги с ограниченным участием и переговорная процедура закупки.
Итак, мониторинг не проводится относительно упрощенных закупок и закупок стоимостью до 50 тыс. грн.
Вместе с тем Закон № 922 запрещает приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок, определенных этим Законом, и заключения договоров о закупке, которые предусматривают оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения указанных процедур.
Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения открытых торгов/упрощенных закупок или применения Закона № 922, в частности его положений о публикации закупок на английском языке.
Такие случаи невозможно проверить во время мониторинга, ведь процедуры закупок не проводятся. Однако их можно проверить в процессе проверки закупок.
Проверка фактического состояния выполнения договора
Контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок осуществляется путем проведения мониторинга закупки или/и проверки закупок, а также во время государственного финансового аудита и инспектирования.
Проверка закупок у заказчиков проводится по местонахождению проверяемого юрлица или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится проверка, и состоит в документальном и фактическом анализе соблюдения заказчиком законодательства о закупках. Результаты проверки закупок излагаются в акте проверки.
Итак, заключение договора (договоров) до/без проведения процедур закупок/упрощенных закупок согласно требованиям законодательства или деление предмета закупки на части с целью избежания указанных процедур в определенном законодательством порядке может быть выявлено именно во время проверки закупок.
То же касается состояния выполнения условий договора, внесения изменений в него, в частности требований к качеству, количеству (объемам) предмета закупки, цены договора. В этом случае речь идет также о фактическом анализе соблюдения заказчиком законодательства о закупках, в частности о проверке бумажных документов, которые не обнародуются в электронной системе закупок (далее – ЭСЗ), таких как решение тендерного комитета или уполномоченного лица.
Кроме того, фактическая проверка осуществляется во время инвентаризации, обследования и контрольного обмера закупленных (полученных) заказчиком товарно-материальных ценностей, работ, услуг и совершения других действий согласно полномочиям органа госфинконтроля. Поэтому заказчик обеспечивает доступ на склады, в хранилища, производственные и другие помещения, которые принадлежат ему или используются им.
Таким образом может быть проверено фактическое состояние выполнения договора.
Следует отметить, что в части деятельности тендерного комитета и уполномоченного лица Порядок № 631 дополнен отдельным п. 24, согласно которому для осуществления на надлежащем уровне контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок должностные лица органа госфинконтроля имеют право получать:
- от служебных и материально ответственных лиц заказчиков – письменные пояснения по вопросам, возникающим во время проверки закупок;
- от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, других юрлиц и их должностных лиц, физлиц-предпринимателей – информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на орган госфинконтроля задач;
- на письменный запрос в установленном законодательством о защите персональных данных порядке от руководителя заказчика, председателя и членов тендерного комитета или уполномоченного лица – их персональные данные и другие данные, необходимые для составления протокола об административном правонарушении.
Отказ вышеупомянутых лиц от предоставления указанных письменных объяснений, информации, документов и материалов фиксируется в акте проверки закупок.
Персональные данные по требованию
Важным моментом для закупок является получения органом госфинконтроля персональных данных для составления протокола об административном правонарушении.
Напомним, согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 922 во время пользования ЭСЗ уполномоченное лицо вносит в эту систему персональные данные, дает согласие на их обработку и обновляет такие данные в случае их изменения. Эти персональные данные не обнародуются, но доступ к ним, как предполагалось, смогут иметь работники органа госфинконтроля. Это бы упростило порядок составления протокола об админправонарушении, в том числе во время мониторинга процедуры закупки.
К тому же, как установлено ст. 16414 КУоАП, внесение недостоверных персональных данных в ЭСЗ и необновление в случае их изменения влекут за собой наложение на служебных (должностных), уполномоченных лиц заказчика штрафа в размере от 1 500 до 3 000 НМДГ (от 25 500 до 51 000 грн).
Впрочем, сейчас в ЭСЗ не реализована техническая возможность внесения уполномоченным лицом своих персональных данных. Однако изменениями в Порядок № 631 предоставлена возможность получить персональные данные на письменный запрос органа госфинконтроля.
В частности, запрос о предоставлении персональных данных может содержать требования предоставить такую информацию о лице:
- дату рождения;
- регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика;
- серию и номер паспорта (для физлиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
- адрес проживания (пребывания), регистрации.
Однако следует отметить, что Порядок № 631 определяет основания и процедуру проведения органом госфинконтроля проверок закупок, поэтому спорной является необходимость предоставления заказчиком такой информации на этот запрос во время проведения мониторинга закупки. В конце концов заказчик не виновен в том, что ЭСЗ не реализовала необходимый для контроля функционал.
Поскольку потребность в документальной и фактической проверке вопросов, которые не могут быть проверены во время мониторинга процедуры закупки, имеет конкретный перечень условий, можем утверждать, что соответствующий запрос относительно персональных данных должен формироваться исключительно при условии проведения проверки закупок.
Комментарии к материалу