Требованием времени является назначение на должности руководителей бюджетных заведений, а также коммунальных некоммерческих предприятий (далее – КНП), предоставляющих медицинские услуги, таким образом, чтобы достичь согласованной работы коллектива, направить действия персонала на заботу о пациентах. Рассмотрим, что нового произошло в законодательстве относительно заключения контракта с руководителями таких заведений и предприятий.
Согласно ч. 9 Основ законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.92 г. № 2801-ХІІ (далее – Основы) назначение на должность руководителей государственных и коммунальных заведений здравоохранения (далее – ЗЗО) осуществляется уполномоченным исполнительным органом управления владельца ЗЗО на конкурсной основе путем заключения с ним контракта сроком от 3 до 5 лет. Порядок заключения контракта и его типовая форма утверждаются Кабмином.
Ранее контракт заключался согласно Порядку заключения контракта с руководителем государственного, коммунального заведения здравоохранения, утвержденному постановлением КМУ от 16.10.14 г. № 642 (далее – Порядок № 642).
Со вступлением в силу с 31.08.19 г. постановления КМУ от 21.08.19 г. № 792 (далее – Постановление № 792) основой заключения контрактов служат утвержденные им:
Итак, Порядок № 642 прекратил действие после введения новых нормативно-правовых актов, утвержденных Постановлением № 792.
В то же время Порядок № 792 распространяется на ЗЗО, а относительно КНП подобного нормативного документа нет. По-видимому, это обусловлено некоторой автономностью этих предприятий, приобретенной ими, в частности, в соответствии с Законом от 06.04.17 г. № 2002-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности заведений здравоохранения» (далее – Закон № 2002).
Итак, Порядок № 792 предусматривает правила заключения контракта с руководителями ЗЗО и должен применяться для руководителей казенных предприятий, госучреждений и коммунальных учреждений. Может данный документ применяться и к КНП. В то же время этот документ не является основанием для контрактов в ЗЗО системы МВД, воинских формирований, а также правоохранительных органов спецназначения.
Решение относительно назначения руководителя заведения на должность может приниматься:
Отмечаем: контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами, конечно, если он не предусматривает иного. |
Подробнее на составляющих контракта остановимся далее, но в любом случае в нем фиксируется срок действия, права, обязанности и ответственность сторон, условия материального обеспечения, другие позиции и условия расторжения. Пункт 10 Порядка № 792 предусматривает обеспечение лицом, которое назначает руководителя заведения на должность, конфиденциальность условий контракта.
Типовая форма КНП предусматривает обязанность руководителя предприятия осуществлять текущее управление (руководство) ради обеспечения выполнения уставных задач предприятия, а также предоставления надлежащей, качественной и квалифицированной медпомощи, эффективной деятельности КНП, рационального использования и сохранности имущества. Действия руководителя КНП должны соответствовать уставу предприятия и контракту, а сам руководитель является подотчетным органу управления имуществом.
Среди определенных п. 6 Типовой формы КНП обязанностей имеются следующие:
Если руководитель не будет исполнять предусмотренные в контракте обязанности, то он должен подать в орган управления письменное объяснение причины. |
В Типовой форме КНП предусмотрено, какими правами пользуется руководитель предприятия, в частности:
Орган управления имуществом, на который законодательством возложена функция контроля за деятельностью предприятия, имеет право требовать от руководителя КНП досрочного отчета о его деятельности, распоряжении имуществом. Конечно, этот орган по окончании срока действия контракта освобождает руководителя предприятия от должности. Освобождение может происходить и досрочно, если выявлено нарушение законодательства и условий заключенного контракта.
Руководителю КНП следует помнить: не позднее чем за 2 месяца до окончания срока действия контракта необходимо представить отчет относительно выполнения контракта. |
Существенной составляющей контракта является раздел, по которому будут определяться условия материального обеспечения руководителя предприятия.
Знаем, что согласно положениям ч. 2 ст. 97 КЗоТ конкретизация условий оплаты труда работников предприятий содержится в колдоговоре, и эти условия определяются предприятием самостоятельно с соблюдением установленных законодательством норм и гарантий.
Выходит, что определение должностного оклада руководителя КНП, а также других составляющих его заработка (надбавок, доплат, премий, материальной помощи) скорее осуществлять в соответствии с установленными колдоговором условиями и размерами. Так, премия ему должна выплачиваться в соответствии с положением о премировании, действующим на предприятии. Аналогично устанавливаются и другие выплаты, то есть исходя из локального документа КНП.
Однако зафиксировать в контракте размеры оклада, надбавок, доплат, премии, помощи следует обязательно, как и условия и основания для уменьшения или полного лишения руководителя стимулирующих выплат.
Обращаем внимание, что согласно п. 16 Типовой формы КНП премирование руководителя, установление ему надбавок и доплат, предоставление материальной помощи необходимо осуществлять по решению органа управления, но при условии отсутствия задолженности:
Если руководитель не выполняет условия контракта, стимулирующие выплаты ему не выплачиваются. |
Добавим, что отдельный раздел Типовой формы КНП предусматривает основания для расторжения контракта (в частности, разовое грубое нарушение требований законодательства или предусмотренных контрактом обязанностей, из-за чего предприятие понесло убытки, или же неуплата соответствующих задолженностей по его вине).
Документ предусматривает, что действие контракта можно продлить с согласия сторон, однако оформлять это следует заранее – за 2 месяца до окончания срока действия контракта. Изменения в контракт вносятся путем заключения дополнительного договора в письменной форме.
Для заключения контракта с руководителем ЗЗО (государственным или коммунальным) отныне нужно применять Типовую форму ЗЗО, утвержденную Постановлением № 792.
Заметим, что эта форма почти аналогична той, которая применяется для руководителей КНП, однако есть некоторое отличие. Рассмотрим ее особенности.
Прежде всего, для руководителя ЗЗО установлены следующие обязанности:
Кроме того, руководитель ЗЗО своим приказом, среди прочего, утверждает следующие локальные документы:
Заметим, что одним из прав руководителя ЗЗО является определение им размера заработка работников в пределах бюджетных ассигнований согласно утвержденному штатному расписанию и колдоговору. |
Обращаем внимание, что согласно п. 12 Типовой формы ЗЗО орган управления имуществом должен согласовывать назначение на должность и освобождение с нее следующих работников:
Представление относительно подобных назначений или освобождений подается руководителем ЗЗО. Кроме того, органу управления следует согласовать кандидатуру претендента на должность руководителя юрслужбы (юрисконсульта) заведения.
Отличием контракта является и определение условий материального обеспечения руководителя ЗЗО. Знаем, что бюджетникам для оплаты труда следует руководствоваться соответствующими правительственными решениями и приказами отраслевых министерств, принятыми во их исполнение. Поэтому условия оплаты труда руководителя ЗЗО также устанавливаются в контракте на этих же принципах.
Так, ему надлежат к выплате:
Стимулирующие выплаты надлежит осуществлять по решению органа управления по тем же основаниям, которые установлены для руководителя КНП.
Следовательно, соблюдение рассмотренных новых требований действующего законодательства поможет вам правильно заключать контракты с руководителями ЗЗО и КНП.