Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Внесение родительской платы за пребывание ребенка в интернатном учебном заведении

Анна Семененко

09.06.2016 4464 0 1


Родители детей, которые находятся в школах-интернатах, должны вносить родительскую плату. Рассмотрим, как это осуществляется, кому предусмотрено снижение такой платы и какие категории лиц могут быть освобождены от нее.


Основания для внесения родительской платы

При пребывании ребенка в таком общеобразовательном учебном заведении (далее – ОУЗ), как интернат, родители детей (при отсутствии законодательно установленных для них льгот) должны вносить родительскую плату.

Вопросы содержания воспитанников в школах-интернатах всех типов регулируются постановлением КМУ от 26.08.02 г. № 1243 «О безотлагательных вопросах деятельности дошкольных и интернатных учебных заведений» (далее – Постановление № 1243) и Порядком установления платы для родителей за пребывание детей в государственных и коммунальных дошкольных и интернатных учебных заведениях, утвержденным приказом МОН от 21.11.02 г. № 667 (далее – Порядок № 667).

Этими документами определяется также размер родительской платы. Так, родители или заменяющие их лица должны платить 20 % среднемесячного совокупного дохода на одного члена семьи за содержание одного воспитанника в общеобразовательной школе-интернате, специализированной школе-интернате І–ІІІ степеней.

В то же время если речь идет о содержании учащихся из семей, где воспитывается трое и более детей, то нормами п. 3 Постановления № 1243 и разд. 3 Порядка № 667 их родителям или заменяющим их лицам предусмотрено снижение размера такой платы. Для родителей учащихся общеобразовательных школ-интернатов, которые проживают в семьях, но питаются и одеваются за счет государства, установлена скидка 20 %.

Понятно, что скидку следует рассчитывать от суммы, которую родители должны были внести без учета льготы.

Определение права на бесплатное содержание в интернатных заведениях

С принятием Закона от 24.12.15 г. № 911-ІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон № 911) в первую очередь подверглись изменениям ряд законов и других нормативно-правовых актов, которыми регулируются вопросы функционирования образовательных заведений. В частности, это касается финансирования этих заведений, пребывания в них на полном государственном содержании воспитанников, обеспечения их питанием.

Как известно, согласно ст. 21 Закона от 13.05.99 г. № 651-ХІV «Об общем среднем образовании» государство гарантирует полное содержание определенных категорий лиц. Так, родительская плата не взимается:

  • за содержание воспитанников, которые находятся в школах-интернатах всех типов и относятся к числу детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Добавим, что в п. 12 постановления КМУ от 05.04.94 г. № 226 «Об улучшении воспитания, обучения, социальной защиты и материального обеспечения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» уточнено, что эта норма не применяется к детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, которые находятся под опекой (на попечении);
  • с одиноких матерей (отцов), которые воспитывают ребенка без отца (матери), за пребывание воспитанников в школах-интернатах всех типов;
  • за пребывание лиц в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), которые нуждаются в коррекции физического и(или) умственного развития.

Кроме того, после вступления в силу Закона № 911 с 01.01.16 г. согласно ст. 32 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280) круг собственных и делегированных полномочий исполкомов сельских, поселковых и городских советов расширен. В частности, на эти исполкомы возлагается организация материально-технического и финансового обеспечения заведений образования, которые принадлежат территориальным громадам или переданы им, организация в этих заведениях питания. Им разрешается решать вопросы:

  • о полном государственном содержании детей-сирот и детей, которые остались без опеки родителей, в школах-интернатах;
  • содержании за счет государства лиц, которые имеют недостатки в физическом или умственном развитии и не могут учиться в массовых учебных заведениях, в специальных учебных заведениях;
  • предоставлении гражданам льгот на содержание детей в школах-интернатах, интернатах при школах.

Вместе с тем осталось неизменным право органов местного самоуправления на обеспечение питанием за средства бюджета учащихся ОУЗ всех типов. Это касается и интернатных учебных заведений. Однако для фактического осуществления этого необходимо предусмотреть соответствующие расходы в местных бюджетах.

Является ли выписка из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан о рождении с указанием сведений об отце в соответствии с ч. 1 ст. 135 Семейного кодекса (далее – СК) основанием для освобождения матери от платы за пребывание ребенка в интернате?

Как было указано выше, родители (заменяющие их лица) ежемесячно вносят плату в размере 20 % среднемесячного совокупного дохода на одного члена семьи за содержание одного воспитанника в школах-интернатах. Одинокие матери (отцы), которые воспитывают ребенка без отца (матери), от платы за содержание детей в интернатных заведениях освобождаются (абзац второй п. 2 Постановления № 1243, п. 3.4 Порядка № 667).

В соответствии с нормами СК одинокими матерями (отцами) считаются те, кто не состоит в зарегистрированном браке. Происхождение ребенка определяется по заявлению матери и отца ребенка, или по заявлению мужчины, который считает себя отцом ребенка, или по решению суда.

При рождении ребенка у матери, которая не состоит в браке, в случаях, когда нет общего заявления родителей, заявления отца или решения суда, запись об отце ребенка в Книге регистрации рождений осуществляется по указанию матери (ст. 135 СК).

Подтверждениям статуса одинокой матери может быть справка органов социальной защиты населения о получении ею помощи на детей согласно ст. 181, 182 Закона от 21.11.92 г. № 2811-ХІІ «О государственной помощи семьям с детьми».

Статус одинокой матери женщина может получить: при регистрации рождения ребенка; в случае смерти отца ребенка; в случае лишения отца ребенка родительских прав. В любом случае одинокая мать может быть освобождена от платы за пребывание ребенка в интернате только в случае документального подтверждения своего ста­туса.

Тогда, как это предусмотрено вышеуказанными документами, приказом руководителя учебного заведения оформляется освобождение одинокой матери от родительской платы, причем независимо от ее дохода.

Включается ли в совокупный доход семьи для начисления родительской платы помощь одинокой матери? Как быть, если семья за предыдущие шесть месяцев не имеет доходов?

Если семья не имеет доходов, это должно быть подтверждено, например, справкой из налоговой службы, поскольку п. 3.10 Порядка № 667 определено, что с лиц, которые не подали справки о доходах семьи за прошлые шесть календарных месяцев, плата взимается в максимальном размере.

Максимальный размер родительской платы в интернатных учебных заведениях определяется среднемесячными расходами в прошлом году на текущее содержание одного воспитанника в данном заведении без учета расходов на заработную плату, начислений на нее и учебных расходов.

К учебным расходам относятся текущие расходы, связанные с обслуживанием учебно-воспитательного процесса (код 1131 нынешней экономической классификации расходов бюджета): приобретение материалов, оборудования, инвентаря, предметов со сроком службы менее года, а также лабораторной посуды, бумаги, резиновых изделий, реактивов, химикалий и металлов для опытных работ, материалов для трудового обучения, классных журналов, учебных программ и т. п.

Как указывалось выше, от платы за содержание детей в интернатах освобождаются, в частности, родители (заменяющие их лица) из семей, которые получают помощь в соответствии с Законом № 2628. Основанием для освобождения является справка о назначении такой помощи, выданная органами труда и социальной защиты населения.

В то же время согласно п. 3.13 Порядка № 667 учредители (собственники) интернатных учебных заведений могут в исключительных случаях освобождать родителей от платы за содержание детей в этих заведениях полностью или частично (до 50 %) в пределах 25 % общего количества воспитанников, имеющих родителей.

По согласованию с Ириной Миняйло,
главным специалистом отдела труда и
нормативно-информационного обеспечения
Департамента экономики и финансирования
Министерства образования и науки Украины

 

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы