Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Уплата судебного сбора бюджетными учреждениями

Постановлением Пленума ВХСУ от 16.12.15 г. № 2 внесены изменения в постановление Пленума ВХСУ от 21.02.13 г. № 7 и разъяснены некоторые аспекты уплаты судебного сбора, в частности:

  • хозяйственный суд может самостоятельно выяснить зачисление судебного сбора в специальный фонд госбюджета, используя способы, предусмотренные Хозяйственным процессуальным кодексом (далее – ХПК). Так, в случае необходимости он может получать соответствующую информацию от территориальных органов Казначейства, которым судебный сбор перечислен от истца или лица, подавшего апелляционную (кассационную) жалобу или заявление о пересмотре судебного решения по вновь выявленным обстоятельствам;
  • в случае уменьшения размера исковых требований излишне уплаченная сумма судебного сбора не возвращается автоматически, а подлежит возврату по ходатайству уплатившего ее лица;
  • уплата судебного сбора с апелляционной и кассационной жалоб на решение суда осуществляется исходя из размера ставки, которая подлежала уплате при подаче искового заявления независимо от того, обжалуется решение (постановление) суда в целом или его часть;
  • перечень оснований возврата судебного сбора является исчерпывающим. К таким основаниям относится закрытие (прекращение) производства, в том числе в апелляционной и кассационной инстанциях. С учетом способа формулировки этого положения, понятия закрытия и прекращения следует считать тождественными. При этом следует учитывать, что в случае прекращения производства по делу в апелляционной или кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным п. 1 и 11 ст. 80 ХПК, возвращается сумма судебного сбора, уплаченная во всех инстанциях. В случае прекращения производства по делу в связи с отказом истца от иска, если такой отказ принят хозяйственным судом, уплаченные суммы судебного сбора не возвращаются.

В связи с тем что новая редакция ст. 5 Закона от 08.07.11 г. № 3674-VI «О судебном сборе» (далее – Закон № 3674), которой определены льготы относительно уплаты судебного сбора, действует с 01.09.15 г., судам указано учитывать следующее:

  • лишены льгот относительно уплаты судебного сбора, в частности, государственные органы и органы местного самоуправления, следовательно, в случае подачи ими исковых заявлений, апелляционных или кассационных жалоб, заявлений о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами 01.09.15 г. и в дальнейшем такие органы обязаны платить соответствующий судебный сбор;
  • в случае подачи исковых заявлений, апелляционных или кассационных жалоб, заявлений о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами с 01.09.15 г. размер судебного сбора определяется в соответствии с Законом № 3674 (в т. ч. и при подаче жалоб и заявлений, которые подаются по делам, решения суда первой инстанции по которым приняты до 01.09.15 г.);
  • размер судебного сбора в случае подачи апелляционных или кассационных жалоб, заявлений о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами, судебный сбор за подачу иска с которых был уплачен до 01.09.15 г., рассчитывается исходя из суммы судебного сбора, уплаченного при подаче иска, этот размер не подлежит перерасчету в соответствии с новыми ставками, определенными Законом № 3674. При этом, если плательщик судебного сбора был освобожден от обязанности платить судебный сбор (до 01.09.15 г.), то в случае подачи таких жалоб и заявлений после указанной даты размер судебного сбора определяется в зависимости от ставки судебного сбора, которую должен был бы уплатить плательщик до 01.09.15 г. при отсутствии у него льготы относительно уплаты такого сбора.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы