Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Уплата судебного сбора бюджетными учреждениями

Постановлением Пленума ВХСУ от 16.12.15 г. № 2 внесены изменения в постановление Пленума ВХСУ от 21.02.13 г. № 7 и разъяснены некоторые аспекты уплаты судебного сбора, в частности:

  • хозяйственный суд может самостоятельно выяснить зачисление судебного сбора в специальный фонд госбюджета, используя способы, предусмотренные Хозяйственным процессуальным кодексом (далее – ХПК). Так, в случае необходимости он может получать соответствующую информацию от территориальных органов Казначейства, которым судебный сбор перечислен от истца или лица, подавшего апелляционную (кассационную) жалобу или заявление о пересмотре судебного решения по вновь выявленным обстоятельствам;
  • в случае уменьшения размера исковых требований излишне уплаченная сумма судебного сбора не возвращается автоматически, а подлежит возврату по ходатайству уплатившего ее лица;
  • уплата судебного сбора с апелляционной и кассационной жалоб на решение суда осуществляется исходя из размера ставки, которая подлежала уплате при подаче искового заявления независимо от того, обжалуется решение (постановление) суда в целом или его часть;
  • перечень оснований возврата судебного сбора является исчерпывающим. К таким основаниям относится закрытие (прекращение) производства, в том числе в апелляционной и кассационной инстанциях. С учетом способа формулировки этого положения, понятия закрытия и прекращения следует считать тождественными. При этом следует учитывать, что в случае прекращения производства по делу в апелляционной или кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным п. 1 и 11 ст. 80 ХПК, возвращается сумма судебного сбора, уплаченная во всех инстанциях. В случае прекращения производства по делу в связи с отказом истца от иска, если такой отказ принят хозяйственным судом, уплаченные суммы судебного сбора не возвращаются.

В связи с тем что новая редакция ст. 5 Закона от 08.07.11 г. № 3674-VI «О судебном сборе» (далее – Закон № 3674), которой определены льготы относительно уплаты судебного сбора, действует с 01.09.15 г., судам указано учитывать следующее:

  • лишены льгот относительно уплаты судебного сбора, в частности, государственные органы и органы местного самоуправления, следовательно, в случае подачи ими исковых заявлений, апелляционных или кассационных жалоб, заявлений о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами 01.09.15 г. и в дальнейшем такие органы обязаны платить соответствующий судебный сбор;
  • в случае подачи исковых заявлений, апелляционных или кассационных жалоб, заявлений о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами с 01.09.15 г. размер судебного сбора определяется в соответствии с Законом № 3674 (в т. ч. и при подаче жалоб и заявлений, которые подаются по делам, решения суда первой инстанции по которым приняты до 01.09.15 г.);
  • размер судебного сбора в случае подачи апелляционных или кассационных жалоб, заявлений о пересмотре судебного решения в связи с вновь выявленными обстоятельствами, судебный сбор за подачу иска с которых был уплачен до 01.09.15 г., рассчитывается исходя из суммы судебного сбора, уплаченного при подаче иска, этот размер не подлежит перерасчету в соответствии с новыми ставками, определенными Законом № 3674. При этом, если плательщик судебного сбора был освобожден от обязанности платить судебный сбор (до 01.09.15 г.), то в случае подачи таких жалоб и заявлений после указанной даты размер судебного сбора определяется в зависимости от ставки судебного сбора, которую должен был бы уплатить плательщик до 01.09.15 г. при отсутствии у него льготы относительно уплаты такого сбора.
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
30.09.2025
Продажа земли без торгов: алгоритм действий для органов местного самоуправления
В статье расскажем, как органам местного самоуправления избежать типичных ошибок в процессе подготовки решений и договоров купли-продажи земельных участков без проведения земельных торгов. Органы местного самоуправления могут получить дополнительные поступления в местные бюджеты от продажи земельных...
18.09.2025
Особенности финансирования коммунального предприятия в переходный период
Из статьи узнаете, какие формы и условия предоставления финансовой поддержки коммунальным предприятиям предусматривает законодательство после отмены Хозяйственного кодекса. Финансовый план – основной плановый документ для коммунального предприятия (далее – КП), определяющий источники фин...
27.08.2025
Пополнение уставного капитала коммунального предприятия: юридические аспекты
В статье рассмотрены особенности и законодательные требования к процедуре пополнения уставного капитала. Для более эффективной работы коммунальных предприятий органы местного самоуправления (далее – ОМС), которые являются их учредителями, имеют право принимать решения о пополнении уставного ка...
Новое
27.10.2025
Новые правила распределения средств на инвестиционные проекты и программы: методика от Минфина
В статье рассмотрено, кто и по каким критериям распределяет публичные инвестиции и как проводится мониторинг их состояния подготовки и реализации. Приказом Минфина от 22.09.2025 № 480 утверждены Методические рекомендации по распределению средств местного бюджета на подготовку и реализацию публичных ...
18.09.2025
Особенности финансирования коммунального предприятия в переходный период
Из статьи узнаете, какие формы и условия предоставления финансовой поддержки коммунальным предприятиям предусматривает законодательство после отмены Хозяйственного кодекса. Финансовый план – основной плановый документ для коммунального предприятия (далее – КП), определяющий источники фин...
22.08.2025
Эффективная защита финансовых интересов общины: правовые механизмы взыскания задолженности по арендной плате за землю
В статье описаны последствия непринятия мер по погашению задолженности по арендной плате за землю для должностных лиц, способы защиты интересов общины и требования местного совета – арендодателя к арендаторам. Материальной и финансовой основой местного самоуправления являются, в частности, зем...
Лучшие материалы