Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Существенные условия хозяйственного договора

Характерным признаком правоотношений этого вида является направленность на обеспечение хозяйственных интересов сторон. Однако условия, на которых заключается хозяйственный договор, имеют важное значение, поскольку именно от них зависит объем прав и обязанностей контрагентов. Достижение согласия по всем существенным условиям является не только залогом наступления правовых последствий, на которые рассчитывают стороны хоздоговора, но и его действия, которое определяется в зависимости от наличия таких условий.

В первую очередь напомним, что хозяйственный договор – это договоренность двух или больше сторон, которые владеют правовым статусом субъекта хозяйствования (далее – СХ), основанная на взаимном свободном волеизъявлении в целях осуществления, обеспечения хоздеятельности с последующим наступлением позитивных юридических последствий для контрагентов. Хоздоговоры заключаются по правилам, установленным Гражданским кодексом (далее – ГК) с учетом особенностей, предусмотренных Хозяйственным кодексом (далее – ХК), другими нормативно-правовыми актами относительно отдельных видов договоров.

Заключение хоздоговора является обязательным для сторон, если он основан на государственном заказе, выполнение которого является обязанностью для СХ в случаях, предусмотренных законом, или существует прямое указание закона относительно обязательности заключения договора для определенных категорий СХ или органов государственной власти, или органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 179 ХК, заключая хоздоговор, стороны могут определять его содержание на основе:

  • свободного волеизъявления, если они имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, не противоречащие законодательству;
  • примерного договора, рекомендованного органом управления СХ для использования в случае заключения ими договоров, если стороны имеют право с взаимного согласия изменять отдельные условия, предусмотренные примерным договором, или дополнять его содержание;
  • типового договора, утвержденного КМУ или предусмотренного законом другим органом государственной власти, если стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия;
  • договора присоединения, предложенного одной стороной для других возможных субъектов, если эти субъекты в случае вступления в договор не имеют права настаивать на изменении его содержания.

В то же время содержание хоздоговора, который заключается на основании государственного заказа, должен соответствовать этому заказу.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Популярное
30.09.2025
Продажа земли без торгов: алгоритм действий для органов местного самоуправления
В статье расскажем, как органам местного самоуправления избежать типичных ошибок в процессе подготовки решений и договоров купли-продажи земельных участков без проведения земельных торгов. Органы местного самоуправления могут получить дополнительные поступления в местные бюджеты от продажи земельных...
18.09.2025
Особенности финансирования коммунального предприятия в переходный период
Из статьи узнаете, какие формы и условия предоставления финансовой поддержки коммунальным предприятиям предусматривает законодательство после отмены Хозяйственного кодекса. Финансовый план – основной плановый документ для коммунального предприятия (далее – КП), определяющий источники фин...
27.08.2025
Пополнение уставного капитала коммунального предприятия: юридические аспекты
В статье рассмотрены особенности и законодательные требования к процедуре пополнения уставного капитала. Для более эффективной работы коммунальных предприятий органы местного самоуправления (далее – ОМС), которые являются их учредителями, имеют право принимать решения о пополнении уставного ка...
Новое
27.10.2025
Новые правила распределения средств на инвестиционные проекты и программы: методика от Минфина
В статье рассмотрено, кто и по каким критериям распределяет публичные инвестиции и как проводится мониторинг их состояния подготовки и реализации. Приказом Минфина от 22.09.2025 № 480 утверждены Методические рекомендации по распределению средств местного бюджета на подготовку и реализацию публичных ...
18.09.2025
Особенности финансирования коммунального предприятия в переходный период
Из статьи узнаете, какие формы и условия предоставления финансовой поддержки коммунальным предприятиям предусматривает законодательство после отмены Хозяйственного кодекса. Финансовый план – основной плановый документ для коммунального предприятия (далее – КП), определяющий источники фин...
22.08.2025
Эффективная защита финансовых интересов общины: правовые механизмы взыскания задолженности по арендной плате за землю
В статье описаны последствия непринятия мер по погашению задолженности по арендной плате за землю для должностных лиц, способы защиты интересов общины и требования местного совета – арендодателя к арендаторам. Материальной и финансовой основой местного самоуправления являются, в частности, зем...
Лучшие материалы