Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Планирование суммы индексации в смете учреждения

20.11.2015

Из этой консультации вы узнаете: как предусмотреть в смете бюджетного учреждения расходы на проведение индексации денежных доходов граждан.

Общие подходы к планированию расходов на индексацию

В соответствии со ст. 1 Закона от 03.07.91 г. № 1282-ХІІ «Об индексации денежных доходов населения» (далее – Закон № 1282) индексация денежных доходов населения – это установленный законами и другими нормативно-правовыми актами Украины механизм повышения денежных доходов населения, что дает возможность частично или полностью возмещать подорожание потребительских товаров и услуг.

Согласно пп. 2.2.7 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5, суммы выплат, связанных с индексацией заработной платы работников, относятся к фонду дополнительной зарплаты. Следовательно, расходы на индексацию зарплаты нужно планировать в смете бюджетного учреждения на бюджетный год по КЭКР 2111 «Оплата труда». Также нужно учесть начисления в этой части на фонд оплаты труда по КЭКР 2120 «Начисления на оплату труда».

Смета бюджетного учреждения (далее – смета) в соответствии с Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основными требованиями к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденными постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228 (далее – Порядок № 228), является основным плановым финансовым документом бюджетного учреждения. Сметой устанавливаются на бюджетный период полномочия относительно получения поступлений и распределения бюджетных ассигнований на взятие бюджетных обязательств и осуществление платежей для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями.

Показатели расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета, которые включаются в проект сметы, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждому КЭКР (п. 22 Порядка 228). Для исчисления суммы плановой индексации бухгалтеру бюджетного учреждения нужно отталкиваться от двух основных показателей:

  • запланированного индекса потребительских цен (далее – ИПЦ);
  • размера прожиточного минимума (далее – ПМ) для трудоспособного лица (поскольку в соответствии с п. 4 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078, денежные доходы подлежат индексации в пределах ПМ.

Исходными данными для расчета плановой индексации на 2016 год должны служить официальные источники информации. Сумму индексации нужно рассчитывать в разрезе категорий работников и присвоенных им тарифных разрядов.

Рассмотрим расчет плановой суммы индексации на 2016-й бюджетный год на примере работников заведений образования.

Пример проведения плановых расчетов

Исчислим плановую сумму индексации для работника по должности «уборщик служебных помещений», которому в соответствии с приказом руководителя учреждения присвоен 1-й тарифный разряд. Размер 1-го тарифного разряда, предусмотренный постановлением КМУ от 30.08.02 г. № 1298, с 01.09.15 г. составляет 1 012 грн. (т. е. меньше законодательно установленного размера минимальной заработной платы, далее – МЗП). Поэтому при определении должностного оклада нужно руководствоваться постановлением КМУ от 16.09.15 г. № 731, которым предусмотрен должностной оклад работника 1-го тарифного разряда на уровне МЗП – 1 378 грн. Кроме того, работнику в соответствии с п. 4 приказа МОН от 26.09.05 г. № 557 предусмотрена доплата за использование в роботе дезинфицирующих средств в размере 10 % должностного оклада.

По состоянию на 01.12.15 г. зарплата работника составляет 2 387,92 грн., в том числе:

  • начислено по окладу – 1 378 грн.;
  • доплата (10 %) – 137,80 грн.;
  • фиксированная сумма индексации – 736,28 грн.

Проект бюджета на 2016 год предусматривает рост размера МЗП и ПМ для трудоспособных лиц с 01.12.16 г. до уровня 1 543 грн.

Размер прогнозного ИПЦ на 2016 год составляет 112 % (сценарий 1 постановления КМУ от 05.08.15 г. № 558 «Об одобрении Прогноза экономического и социального развития Украины на 2016 год и основных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2017–2019 годы», далее – Прогноз № 558):

1. По общему правилу прогнозируемый среднемесячный рост ИПЦ на 2016 год рассчитывается путем деления годового прогнозируемого индекса на 12 месяцев:

(112 – 100) : 12 + 100 = 101 %.

В то же время нужно учесть статистику роста ИПЦ за предыдущие годы. Так, за последние 5 лет в июле и августе в Украине наблюдается рост ИПЦ на уровне ниже 100 % (дефляция), поэтому прогнозируемый уровень роста 112 % будет сформирован не за 12 месяцев, а за 10 календарных месяцев 2016 года. Следовательно в прогнозе целесообразно учитывать индекс за июль и август на уровне 100 %, а за остальные 10 месяцев – 101,2 % ((112 – 100) : 10 + 100, см. табл. 1).

Таблица 1

Месяц 2016 года

Прогнозный уровень ИПЦ, %

Месяц 2016 года

Прогнозный уровень ИПЦ, %

Январь

101,2

Июль

100,0

Февраль

101,2

Август

100,0

Март

101,2

Сентябрь

101,2

Апрель

101,2

Октябрь

101,2

Май

101,2

Ноябрь

101,2

Июнь

101,2

Декабрь

101,2

Всего за год

112,0

х

х

2. Определим прогнозный уровень индексации, которая должна быть начислена работнику в 2016 году (см. табл. 2).

Таблица 2 (грн.)

1

2

3

4

Месяц 2016 года

Индекс для проведения индексации, %

Сумма индексации

Фиксированная сумма индексации

1

2

3

4

Январь

–*

–*

736,28

Февраль

–*

–*

736,28

Март

1,2(1,012 х 100 – 100)

16,54(1 378,00 х 1,2 %)

736,28

Апрель

2,4(1,012 х 1,012 х 100 – 100)

33,07(1 378,00 х 2,4 %)

736,28

Май

3,6(1,024 х 1,012 х 100 – 100)

49,61(1 378,00 х 3,6 %)

736,28

Июнь

4,8(1,036 х 1,012 х 100 – 100)

66,14(1 378,00 х 4,8 %)

736,28

Июль

6,1 (1,048 х 1,012 х 100 – 100)

84,06(1 378,00 х 6,1 %)

736,28

Август

7,4 (1,061 х 1,012 х 100 – 100)

101,97(1 378,00 х 7,4 %)

736,28

* Поскольку сентябрь 2015 года является базовым, а в октябре 2015 года ИПЦ составил 98,7 % (дефляция), прогнозируем, что замедление инфляции не повлечет за собой возникновения права на индексацию в январе – феврале 2016 года (т. е. прогнозный уровень инфляции за ноябрь – декабрь будет ниже 101 %).

Сентябрь

7,4 (1,074 х 1,0 х 100 – 100)

101,97(1 378,00 х 7,4 %)

736,28

 

Октябрь

7,4 (1,074 х 1,0 х 100 – 100)

101,97(1 378,00 х 7,4 %)

736,28

Ноябрь

8,7 (1,074 х 1,012 х 100 – 100)

119,89(1 378,00 х 8,7 %)

736,28

Декабрь

10 (1,087 х 1,012 х 100 – 100)(по прогнозу месяц будет базовым)*

0,00**

692,58***

Всего

 

675,22

8 791,66

* В декабре состоится повышение зарплаты, следовательно, месяц будет базовым для проведения индексации. Сумма повышения будет составлять:

[1 543 грн. + (1 543 грн. х 10 %)] – [1 378 грн. + (1 378 грн. х 10 %)] = 181,50 грн.

** Месяц базовый, потому индексация не начисляется.

*** Фиксированная сумма за месяц меньше, чем за предыдущие периоды.

Прогнозируемая сумма индексации, которая могла бы быть начислена в декабре 2016 года до повышения:

1 378 грн. х 10 % = 137,80 грн.

Фиксированная сумма, которая начисляется за декабрь 2016 года:

736,28 грн. – (181,50 грн. – 137,80 грн.) = 692,58 грн.

Общая годовая сумма индексации (включая фиксированную сумму) для данной категории работников:

8 791,66 грн. + 675,22 грн. = 9 466,88 грн.

Ставка ЕСВ для бюджетных учреждений установлена на уровне 36,3 %, поэтому начисление на фонд оплаты труда (далее – ФОТ) ЕСВ будет составлять:

9 466,88 грн. х 36,3 : 100 = 3 436,48 грн.

Если в бюджетном учреждении (организации, заведении) имеются инвалиды, с которыми заключены трудовые отношения, то начисление на ФОТ для таких работников будет составлять 8,41 %.

Чтобы определить годовую сумму индексации для всех работников определенной категории, нужно умножить годовую прогнозную сумму индексации (9 466,88 грн.) на количество штатных единиц по этой категории. При этом нужно учесть, что фиксированная сумма может отличаться в связи с разными периодами приема работника на работу.

Для определения общей годовой прогнозируемой суммы индексации всех работающих нужно осуществить расчеты по всем категориям работников.

Бюджетные учреждения должны планировать фонд дополнительной зарплаты на выплату индексации зарплаты в смете. Исходными данными для начисления прогнозной суммы индексации на плановый год являются:

  • фактический уровень индексации на конец текущего года;
  • прогнозный уровень ИПЦ на плановый год;
  • прогнозный уровень повышения доходов на плановый год.

В соответствии с прогнозируемой суммой индексации планируется и сумма начислений на ФОТ. Прогнозная сумма индексации и начислений на ФОТ должна быть обоснована расчетами.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
31.07.2025
Возврат в бюджет неуплаченной арендной платы за землю: алгоритм действий ОМС
В статье приведен порядок действий для взыскания в местный бюджет платы за бездоговорное использование земли под объектами недвижимого имущества. Ознакомление с подходами судов к решению подобных дел позволяет составить примерный алгоритм действий общины, стремящейся эффективно защитить свои права и...
25.07.2025
Помощь на оздоровление работникам: таблица-подсказка
В таблице обобщена информация об обязательности, размере и условиях выплаты помощи на оздоровление различным категориям работников бюджетных учреждений. Работникам бюджетной сферы помощь на оздоровление к отпуску может выплачиваться как в обязательном порядке, так и при соблюдении определенных услов...
10.07.2025
Передача в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами: пошаговая инструкция для общин
Задачей данной статьи является предоставление общинам пошагового алгоритма передачи в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами. У общины должен быть четкий алгоритм действий по передаче земельных участков под полезащитными лесными полосами в аренду, если она не желает пойти иным путе...
Новое
22.08.2025
Эффективная защита финансовых интересов общины: правовые механизмы взыскания задолженности по арендной плате за землю
В статье описаны последствия непринятия мер по погашению задолженности по арендной плате за землю для должностных лиц, способы защиты интересов общины и требования местного совета – арендодателя к арендаторам. Материальной и финансовой основой местного самоуправления являются, в частности, зем...
07.08.2025
Как увеличение нормативной денежной оценки земли способствует наполнению местных бюджетов
В статье на примерах расскажем о том, нормативная денежная оценка каких земель увеличивает в десятки раз поступление арендной платы за землю в местный бюджет. Поступления от платы за землю, в частности арендной платы, являются важным источником наполнения местного бюджета и обеспечения финансовой са...
30.12.2024
Может ли бюджетное учреждение ограничить расходы на охрану труда?
Закон от 14.10.1992 № 2694-ХІІ «Об охране труда» (далее – Закон № 2694) предусматривает направление на мероприятия по охране труда как минимум 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год. В условиях военного периода есть дефицит бюджетных средств. Как бюджетным учреждениям финансиро...
Лучшие материалы