Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Планирование суммы индексации в смете учреждения

20.11.2015

Из этой консультации вы узнаете: как предусмотреть в смете бюджетного учреждения расходы на проведение индексации денежных доходов граждан.

Общие подходы к планированию расходов на индексацию

В соответствии со ст. 1 Закона от 03.07.91 г. № 1282-ХІІ «Об индексации денежных доходов населения» (далее – Закон № 1282) индексация денежных доходов населения – это установленный законами и другими нормативно-правовыми актами Украины механизм повышения денежных доходов населения, что дает возможность частично или полностью возмещать подорожание потребительских товаров и услуг.

Согласно пп. 2.2.7 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5, суммы выплат, связанных с индексацией заработной платы работников, относятся к фонду дополнительной зарплаты. Следовательно, расходы на индексацию зарплаты нужно планировать в смете бюджетного учреждения на бюджетный год по КЭКР 2111 «Оплата труда». Также нужно учесть начисления в этой части на фонд оплаты труда по КЭКР 2120 «Начисления на оплату труда».

Смета бюджетного учреждения (далее – смета) в соответствии с Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основными требованиями к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденными постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228 (далее – Порядок № 228), является основным плановым финансовым документом бюджетного учреждения. Сметой устанавливаются на бюджетный период полномочия относительно получения поступлений и распределения бюджетных ассигнований на взятие бюджетных обязательств и осуществление платежей для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения результатов, определенных в соответствии с бюджетными назначениями.

Показатели расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета, которые включаются в проект сметы, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждому КЭКР (п. 22 Порядка 228). Для исчисления суммы плановой индексации бухгалтеру бюджетного учреждения нужно отталкиваться от двух основных показателей:

  • запланированного индекса потребительских цен (далее – ИПЦ);
  • размера прожиточного минимума (далее – ПМ) для трудоспособного лица (поскольку в соответствии с п. 4 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078, денежные доходы подлежат индексации в пределах ПМ.

Исходными данными для расчета плановой индексации на 2016 год должны служить официальные источники информации. Сумму индексации нужно рассчитывать в разрезе категорий работников и присвоенных им тарифных разрядов.

Рассмотрим расчет плановой суммы индексации на 2016-й бюджетный год на примере работников заведений образования.

Пример проведения плановых расчетов

Исчислим плановую сумму индексации для работника по должности «уборщик служебных помещений», которому в соответствии с приказом руководителя учреждения присвоен 1-й тарифный разряд. Размер 1-го тарифного разряда, предусмотренный постановлением КМУ от 30.08.02 г. № 1298, с 01.09.15 г. составляет 1 012 грн. (т. е. меньше законодательно установленного размера минимальной заработной платы, далее – МЗП). Поэтому при определении должностного оклада нужно руководствоваться постановлением КМУ от 16.09.15 г. № 731, которым предусмотрен должностной оклад работника 1-го тарифного разряда на уровне МЗП – 1 378 грн. Кроме того, работнику в соответствии с п. 4 приказа МОН от 26.09.05 г. № 557 предусмотрена доплата за использование в роботе дезинфицирующих средств в размере 10 % должностного оклада.

По состоянию на 01.12.15 г. зарплата работника составляет 2 387,92 грн., в том числе:

  • начислено по окладу – 1 378 грн.;
  • доплата (10 %) – 137,80 грн.;
  • фиксированная сумма индексации – 736,28 грн.

Проект бюджета на 2016 год предусматривает рост размера МЗП и ПМ для трудоспособных лиц с 01.12.16 г. до уровня 1 543 грн.

Размер прогнозного ИПЦ на 2016 год составляет 112 % (сценарий 1 постановления КМУ от 05.08.15 г. № 558 «Об одобрении Прогноза экономического и социального развития Украины на 2016 год и основных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2017–2019 годы», далее – Прогноз № 558):

1. По общему правилу прогнозируемый среднемесячный рост ИПЦ на 2016 год рассчитывается путем деления годового прогнозируемого индекса на 12 месяцев:

(112 – 100) : 12 + 100 = 101 %.

В то же время нужно учесть статистику роста ИПЦ за предыдущие годы. Так, за последние 5 лет в июле и августе в Украине наблюдается рост ИПЦ на уровне ниже 100 % (дефляция), поэтому прогнозируемый уровень роста 112 % будет сформирован не за 12 месяцев, а за 10 календарных месяцев 2016 года. Следовательно в прогнозе целесообразно учитывать индекс за июль и август на уровне 100 %, а за остальные 10 месяцев – 101,2 % ((112 – 100) : 10 + 100, см. табл. 1).

Таблица 1

Месяц 2016 года

Прогнозный уровень ИПЦ, %

Месяц 2016 года

Прогнозный уровень ИПЦ, %

Январь

101,2

Июль

100,0

Февраль

101,2

Август

100,0

Март

101,2

Сентябрь

101,2

Апрель

101,2

Октябрь

101,2

Май

101,2

Ноябрь

101,2

Июнь

101,2

Декабрь

101,2

Всего за год

112,0

х

х

2. Определим прогнозный уровень индексации, которая должна быть начислена работнику в 2016 году (см. табл. 2).

Таблица 2 (грн.)

1

2

3

4

Месяц 2016 года

Индекс для проведения индексации, %

Сумма индексации

Фиксированная сумма индексации

1

2

3

4

Январь

–*

–*

736,28

Февраль

–*

–*

736,28

Март

1,2(1,012 х 100 – 100)

16,54(1 378,00 х 1,2 %)

736,28

Апрель

2,4(1,012 х 1,012 х 100 – 100)

33,07(1 378,00 х 2,4 %)

736,28

Май

3,6(1,024 х 1,012 х 100 – 100)

49,61(1 378,00 х 3,6 %)

736,28

Июнь

4,8(1,036 х 1,012 х 100 – 100)

66,14(1 378,00 х 4,8 %)

736,28

Июль

6,1 (1,048 х 1,012 х 100 – 100)

84,06(1 378,00 х 6,1 %)

736,28

Август

7,4 (1,061 х 1,012 х 100 – 100)

101,97(1 378,00 х 7,4 %)

736,28

* Поскольку сентябрь 2015 года является базовым, а в октябре 2015 года ИПЦ составил 98,7 % (дефляция), прогнозируем, что замедление инфляции не повлечет за собой возникновения права на индексацию в январе – феврале 2016 года (т. е. прогнозный уровень инфляции за ноябрь – декабрь будет ниже 101 %).

Сентябрь

7,4 (1,074 х 1,0 х 100 – 100)

101,97(1 378,00 х 7,4 %)

736,28

 

Октябрь

7,4 (1,074 х 1,0 х 100 – 100)

101,97(1 378,00 х 7,4 %)

736,28

Ноябрь

8,7 (1,074 х 1,012 х 100 – 100)

119,89(1 378,00 х 8,7 %)

736,28

Декабрь

10 (1,087 х 1,012 х 100 – 100)(по прогнозу месяц будет базовым)*

0,00**

692,58***

Всего

 

675,22

8 791,66

* В декабре состоится повышение зарплаты, следовательно, месяц будет базовым для проведения индексации. Сумма повышения будет составлять:

[1 543 грн. + (1 543 грн. х 10 %)] – [1 378 грн. + (1 378 грн. х 10 %)] = 181,50 грн.

** Месяц базовый, потому индексация не начисляется.

*** Фиксированная сумма за месяц меньше, чем за предыдущие периоды.

Прогнозируемая сумма индексации, которая могла бы быть начислена в декабре 2016 года до повышения:

1 378 грн. х 10 % = 137,80 грн.

Фиксированная сумма, которая начисляется за декабрь 2016 года:

736,28 грн. – (181,50 грн. – 137,80 грн.) = 692,58 грн.

Общая годовая сумма индексации (включая фиксированную сумму) для данной категории работников:

8 791,66 грн. + 675,22 грн. = 9 466,88 грн.

Ставка ЕСВ для бюджетных учреждений установлена на уровне 36,3 %, поэтому начисление на фонд оплаты труда (далее – ФОТ) ЕСВ будет составлять:

9 466,88 грн. х 36,3 : 100 = 3 436,48 грн.

Если в бюджетном учреждении (организации, заведении) имеются инвалиды, с которыми заключены трудовые отношения, то начисление на ФОТ для таких работников будет составлять 8,41 %.

Чтобы определить годовую сумму индексации для всех работников определенной категории, нужно умножить годовую прогнозную сумму индексации (9 466,88 грн.) на количество штатных единиц по этой категории. При этом нужно учесть, что фиксированная сумма может отличаться в связи с разными периодами приема работника на работу.

Для определения общей годовой прогнозируемой суммы индексации всех работающих нужно осуществить расчеты по всем категориям работников.

Бюджетные учреждения должны планировать фонд дополнительной зарплаты на выплату индексации зарплаты в смете. Исходными данными для начисления прогнозной суммы индексации на плановый год являются:

  • фактический уровень индексации на конец текущего года;
  • прогнозный уровень ИПЦ на плановый год;
  • прогнозный уровень повышения доходов на плановый год.

В соответствии с прогнозируемой суммой индексации планируется и сумма начислений на ФОТ. Прогнозная сумма индексации и начислений на ФОТ должна быть обоснована расчетами.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
26.05.2025
Справка о зарплате для исчисления пенсии: практические нюансы составления
Благодаря данной статье бухгалтер получит четкое представление о том, как и на основании каких документов правильно составлять справку о зарплате для назначения пенсии, чтобы избежать ошибок. Граждане, выходящие на пенсию, должны подтвердить свои доходы за период до 01.07.2000 справкой с работы. По ...
19.05.2025
Продолжительность ежегодных отпусков работников заведений образования
В статье рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся продолжительности отпусков работников образовательной отрасли после вступления в силу изменений в некоторые правительственные решения. Каждому работающему гражданину гарантируется отдых. Однако для разных отраслей бюджетной сферы и даже категорий р...
22.04.2025
Можно ли предоставлять ежегодный отпуск только в выходные дни?
Иногда возникают ситуации, когда работника некем заменить. Может ли он в этом случае брать ежегодный отпуск исключительно в выходные дни? Законно ли это? Рассмотрим эти вопросы подробно. Иногда возникают ситуации, когда работника некем заменить. Может ли он в этом случае брать ежегодный отпуск исклю...
Новое
30.12.2024
Может ли бюджетное учреждение ограничить расходы на охрану труда?
Закон от 14.10.1992 № 2694-ХІІ «Об охране труда» (далее – Закон № 2694) предусматривает направление на мероприятия по охране труда как минимум 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год. В условиях военного периода есть дефицит бюджетных средств. Как бюджетным учреждениям финансиро...
17.12.2024
Госбюджет-2025: функционирование и оплата труда органов власти
Закон от 19.11.2024 № 4059-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2025 год» (далее – Закон № 4059) кроме детализации объемов доходов и расходов следующего года содержит другие нормы относительно госорганов – об особенностях их функционирования в 2025 году, оплате труда перс...
09.12.2024
Госбюджет-2025: приостановление действия законодательных норм
Так уже повелося в нашій країні, що спочатку затверджуються численні закони, а згодом з різних причин (найчастіше у зв'язку з фінансовою незабезпеченістю) дію окремих норм начебто тимчасово припиняють. Розглянемо, що передбачають деякі норми ч. 3 Прикінцевих положень Закону від 19.11.2024 № 4059-ІХ...
Лучшие материалы