Благотворительность и гуманитарная помощь в бюджетных учреждениях
По действующему законодательству гуманитарная помощь является разновидностью благотворительности, поэтому должна направляться на цели и сферы, указанные в Законе от 05.07.12 г. № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 5073). Нарушение этого требования приводит к потере такой помощью статуса «гуманитарной» и связанных с этим льгот, предоставляемых государством.
Правовые, организационные, социальные принципы получения, предоставления, оформления, распределения и контроля за целевым использованием гуманитарной помощи на сегодня регулируются рядом нормативных актов, в частности:
В соответствии со ст. 1 Закона № 1192 гуманитарная помощь – это целевая адресная безвозмездная помощь в денежной или натуральной форме в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, или помощь в виде выполнения работ, предоставления услуг, которая предоставляется иностранными и отечественными донорами по гуманным мотивам получателям гуманитарной помощи в Украине или за рубежом, которые нуждаются в ней в связи с социальной незащищенностью, материальной необеспеченностью, тяжелым финансовым состоянием, возникновением чрезвычайного положения, в частности в результате стихийного бедствия, аварий, эпидемий и эпизоотий, экологических, техногенных и других катастроф, которые создают угрозу для жизни и здоровья населения, или тяжелой болезнью конкретных физических лиц, а также для подготовки к вооруженной защите государства и его защиты в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта.
В то же время гуманитарная помощь является разновидностью благотворительности и должна направляться в соответствии с обстоятельствами, объективными потребностями, с согласия ее получателей и при условии соблюдения требований ст. 3 Закона № 5073 (подробнее см. «Благотворительная помощь: порядок предоставления и особенности оформления»).