Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какими нормами следует руководствоваться при расходовании моющих средств?

При организации питания в школьной столовой необходимо обеспечение надлежащих санитарных условий в этом помещении и особых санитарно-гигиенических условий для персонала, для чего применяются разнообразные моющие и дезинфицирующие средства. Какие нормы использовать для их списания?

Необходимость нормирования расходов любого бюджетного учреждения обусловлена необходимостью рационального расходования бюджетных средств. Это подтверждают положения нормативных документов, в частности Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228 (далее – Порядок № 228). В п. 12 данного Порядка речь идет, в частности, о соблюдении при составлении проектов смет действующих ставок (должностных окладов), норм, цен, лимитов. Это правило касается и моющих средств.

Заметим, что необходимость и сфера применения моющих средств в школьной столовой определены Санитарными правилами для предприятий общественного питания, включая кондитерские цеха и предприятия, которые производят мягкое мороженое (СанПиН), утвержденными приказом Минздрава СССР и Минторговли СССР от 19.03.91 г. (б/н). Данный документ действует и детально определяет требования к обработке оборудования и помещения столовых, необходимость обеспечения особых санитарно-гигиенических условий для их персонала. Однако он не содержит норм расходования моющих средств для обеспечения установленных СанПиН требований в зависимости от площади столовой, количества и вида оборудования, численности персонала и т. п. Имеем лишь рецепт для приготовления дезинфицирующих средств (приложение 6 к СанПиН), из которого можно определить количество веществ, используемых при изготовлении таких средств. Но, опять же, норму расходования самого уже приготовленного средства СанПиН не содержит.

Не содержит таких норм и какой-либо другой нормативный документ. Однако не исключено, что на уровне главного распорядителя средств существует ведомственный документ, содержащий нормы расходования моющих средств для школьных столовых и не предназначенный для иcпользования «широкими массами». Поэтому первым шагом для урегулирования ситуации является письменный официальный запрос к главному распорядителю бюджетных средств вышестоящего уровня относительно предоставления для пользования такого документа, если он существует.

В случае отказа считаем целесообразным воспользоваться нормами ГОСТ 14.322-83 «Нормирование расходования материалов», который является межгосударственным стандартом и признан в судебной практике действующим на территории Украины. Такой вывод сделан в постановлении Харьковского окружного административного суда от 30.11.10 г. № 2-а-7628/10/2070, где кроме вышеизложенного, по сути, сказано, что если действующим законодательством Украины не определены конкретные органы (организации, учреждения), на которые возложена обязанность разработки норм расходования тех или иных материалов, предприятие или учреждение может разработать собственные нормы в порядке, определенном ГОСТ 14.322-83.

Следовательно, при отсутствии официально утвержденных норм расходования дезинфицирующих и моющих средств для отрасли общественного питания целесообразно воспользоваться разд. 3 ГОСТ 14.322-83 «Методы разработки норм расходования материалов», а именно п. 3.3, где речь идет о порядке разработки норм расходования материалов опытным методом в лабораторных условиях или непосредственно в условиях производства. В нашем случае целесообразно выбрать производство.

Для этого в учреждении по приказу руководителя должна быть создана временная комиссия, в состав которой должны войти представители бухгалтерских и экономических служб. Или такую работу можно поручить одной из уже созданных в учреждении комиссий. Считаем, что в ходе работы комиссии замеры фактического расходования материалов для выполнения установленных санитарных требований следует проводить несколько (считаем, что не менее трех) дней, чтобы получить среднестатистический показатель таких расходов. На основании таких измерений целесообразно составить обобщающий акт с выводами комиссии (с подписями членов комиссии) и установленной нормой расходования того или иного вида средств, после чего подать его на утверждение руководителю учреждения или его заместителю по соответствующему направлению. Обязательно о необходимости использования установленной таким образом нормы следует указать в приказе об организации бухгалтерского учета со ссылкой на приложение к такому приказу, которым будет акт.

Возможно также утверждение таких норм и отдельным приказом, в констатирующей части которого следует отметить, что приказ издан в целях контроля за рациональным расходованием бюджетных средств. Указанные нормы следует довести под подпись до должностных лиц, отвечающих за работу столовой.

Установление таких норм, во-первых, обеспечит оптимальное планирование расходов в смете, а во-вторых, контролирующими органами будет воспринято как выполнение вышеприведенных требований Порядка № 228, где речь идет о соблю­дении норм без конкретизации, какого уровня учреж­дением или организацией они утверждены.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
26.02.2025
Дистанционная работа: трудовой договор с учетом норм военного положения
В реалиях нашего времени многие предприятия перевели своих работников на дистанционную работу и с новыми работниками заключают трудовые договоры на условиях именно такой работы (разумеется, когда эта форма сотрудничества возможна). Однако при организации данного вида трудовых отношений работодателю ...
17.03.2025
Надбавка за английский язык: утвержден порядок установления
Наша страна настойчиво стремится к членству в Европейском Союзе, поэтому знание иностранного языка понадобится многим. Постановлением КМУ от 07.03.2025 № 257 утвержден Порядок установления надбавки за владение английским языком некоторым категориям лиц (далее – Постановление № 257, Порядок № 2...
07.04.2025
Функции и полномочия ОМС в области оборонной работы и по территориальной обороне
В условиях правового режима военного положения органы местного самоуправления (далее – ОМС) продолжают выполнять свои полномочия по обеспечению жизнедеятельности территориальных общин, а также помогают военным подразделениям. Однако не все способы поддержки военных подразделений соответствуют ...
Новое
30.12.2024
Может ли бюджетное учреждение ограничить расходы на охрану труда?
Закон от 14.10.1992 № 2694-ХІІ «Об охране труда» (далее – Закон № 2694) предусматривает направление на мероприятия по охране труда как минимум 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год. В условиях военного периода есть дефицит бюджетных средств. Как бюджетным учреждениям финансиро...
17.12.2024
Госбюджет-2025: функционирование и оплата труда органов власти
Закон от 19.11.2024 № 4059-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2025 год» (далее – Закон № 4059) кроме детализации объемов доходов и расходов следующего года содержит другие нормы относительно госорганов – об особенностях их функционирования в 2025 году, оплате труда перс...
09.12.2024
Госбюджет-2025: приостановление действия законодательных норм
Так уже повелося в нашій країні, що спочатку затверджуються численні закони, а згодом з різних причин (найчастіше у зв'язку з фінансовою незабезпеченістю) дію окремих норм начебто тимчасово припиняють. Розглянемо, що передбачають деякі норми ч. 3 Прикінцевих положень Закону від 19.11.2024 № 4059-ІХ...
Лучшие материалы