Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Какими нормами следует руководствоваться при расходовании моющих средств?

При организации питания в школьной столовой необходимо обеспечение надлежащих санитарных условий в этом помещении и особых санитарно-гигиенических условий для персонала, для чего применяются разнообразные моющие и дезинфицирующие средства. Какие нормы использовать для их списания?

Необходимость нормирования расходов любого бюджетного учреждения обусловлена необходимостью рационального расходования бюджетных средств. Это подтверждают положения нормативных документов, в частности Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228 (далее – Порядок № 228). В п. 12 данного Порядка речь идет, в частности, о соблюдении при составлении проектов смет действующих ставок (должностных окладов), норм, цен, лимитов. Это правило касается и моющих средств.

Заметим, что необходимость и сфера применения моющих средств в школьной столовой определены Санитарными правилами для предприятий общественного питания, включая кондитерские цеха и предприятия, которые производят мягкое мороженое (СанПиН), утвержденными приказом Минздрава СССР и Минторговли СССР от 19.03.91 г. (б/н). Данный документ действует и детально определяет требования к обработке оборудования и помещения столовых, необходимость обеспечения особых санитарно-гигиенических условий для их персонала. Однако он не содержит норм расходования моющих средств для обеспечения установленных СанПиН требований в зависимости от площади столовой, количества и вида оборудования, численности персонала и т. п. Имеем лишь рецепт для приготовления дезинфицирующих средств (приложение 6 к СанПиН), из которого можно определить количество веществ, используемых при изготовлении таких средств. Но, опять же, норму расходования самого уже приготовленного средства СанПиН не содержит.

Не содержит таких норм и какой-либо другой нормативный документ. Однако не исключено, что на уровне главного распорядителя средств существует ведомственный документ, содержащий нормы расходования моющих средств для школьных столовых и не предназначенный для иcпользования «широкими массами». Поэтому первым шагом для урегулирования ситуации является письменный официальный запрос к главному распорядителю бюджетных средств вышестоящего уровня относительно предоставления для пользования такого документа, если он существует.

В случае отказа считаем целесообразным воспользоваться нормами ГОСТ 14.322-83 «Нормирование расходования материалов», который является межгосударственным стандартом и признан в судебной практике действующим на территории Украины. Такой вывод сделан в постановлении Харьковского окружного административного суда от 30.11.10 г. № 2-а-7628/10/2070, где кроме вышеизложенного, по сути, сказано, что если действующим законодательством Украины не определены конкретные органы (организации, учреждения), на которые возложена обязанность разработки норм расходования тех или иных материалов, предприятие или учреждение может разработать собственные нормы в порядке, определенном ГОСТ 14.322-83.

Следовательно, при отсутствии официально утвержденных норм расходования дезинфицирующих и моющих средств для отрасли общественного питания целесообразно воспользоваться разд. 3 ГОСТ 14.322-83 «Методы разработки норм расходования материалов», а именно п. 3.3, где речь идет о порядке разработки норм расходования материалов опытным методом в лабораторных условиях или непосредственно в условиях производства. В нашем случае целесообразно выбрать производство.

Для этого в учреждении по приказу руководителя должна быть создана временная комиссия, в состав которой должны войти представители бухгалтерских и экономических служб. Или такую работу можно поручить одной из уже созданных в учреждении комиссий. Считаем, что в ходе работы комиссии замеры фактического расходования материалов для выполнения установленных санитарных требований следует проводить несколько (считаем, что не менее трех) дней, чтобы получить среднестатистический показатель таких расходов. На основании таких измерений целесообразно составить обобщающий акт с выводами комиссии (с подписями членов комиссии) и установленной нормой расходования того или иного вида средств, после чего подать его на утверждение руководителю учреждения или его заместителю по соответствующему направлению. Обязательно о необходимости использования установленной таким образом нормы следует указать в приказе об организации бухгалтерского учета со ссылкой на приложение к такому приказу, которым будет акт.

Возможно также утверждение таких норм и отдельным приказом, в констатирующей части которого следует отметить, что приказ издан в целях контроля за рациональным расходованием бюджетных средств. Указанные нормы следует довести под подпись до должностных лиц, отвечающих за работу столовой.

Установление таких норм, во-первых, обеспечит оптимальное планирование расходов в смете, а во-вторых, контролирующими органами будет воспринято как выполнение вышеприведенных требований Порядка № 228, где речь идет о соблю­дении норм без конкретизации, какого уровня учреж­дением или организацией они утверждены.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
31.07.2025
Возврат в бюджет неуплаченной арендной платы за землю: алгоритм действий ОМС
В статье приведен порядок действий для взыскания в местный бюджет платы за бездоговорное использование земли под объектами недвижимого имущества. Ознакомление с подходами судов к решению подобных дел позволяет составить примерный алгоритм действий общины, стремящейся эффективно защитить свои права и...
25.07.2025
Помощь на оздоровление работникам: таблица-подсказка
В таблице обобщена информация об обязательности, размере и условиях выплаты помощи на оздоровление различным категориям работников бюджетных учреждений. Работникам бюджетной сферы помощь на оздоровление к отпуску может выплачиваться как в обязательном порядке, так и при соблюдении определенных услов...
10.07.2025
Передача в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами: пошаговая инструкция для общин
Задачей данной статьи является предоставление общинам пошагового алгоритма передачи в аренду земельных участков под полезащитными лесополосами. У общины должен быть четкий алгоритм действий по передаче земельных участков под полезащитными лесными полосами в аренду, если она не желает пойти иным путе...
Новое
22.08.2025
Эффективная защита финансовых интересов общины: правовые механизмы взыскания задолженности по арендной плате за землю
В статье описаны последствия непринятия мер по погашению задолженности по арендной плате за землю для должностных лиц, способы защиты интересов общины и требования местного совета – арендодателя к арендаторам. Материальной и финансовой основой местного самоуправления являются, в частности, зем...
07.08.2025
Как увеличение нормативной денежной оценки земли способствует наполнению местных бюджетов
В статье на примерах расскажем о том, нормативная денежная оценка каких земель увеличивает в десятки раз поступление арендной платы за землю в местный бюджет. Поступления от платы за землю, в частности арендной платы, являются важным источником наполнения местного бюджета и обеспечения финансовой са...
30.12.2024
Может ли бюджетное учреждение ограничить расходы на охрану труда?
Закон от 14.10.1992 № 2694-ХІІ «Об охране труда» (далее – Закон № 2694) предусматривает направление на мероприятия по охране труда как минимум 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год. В условиях военного периода есть дефицит бюджетных средств. Как бюджетным учреждениям финансиро...
Лучшие материалы