Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Готовим бюджетные запросы на 2016 год: что нового?

Приказом от 15.06.15 г. № 554 внесены изменения в Инструкцию по подготовке бюджетных запросов, утвержденную приказом Минфина от 06.06.12 г. № 687 (далее – Инструкция). Остановимся подробнее на основных нововведениях.

1. Усилено требование к главному распорядителю относительно обеспечения соответствия бюджетных запросов цели его деятельности (миссии) и приоритетам государственной политики, определенным программными (стратегическими) документами экономического и социального развития.

Рассмотрим это требование с точки зрения практического применения. Поскольку существенным элементом бюджетного запроса является планирование не только на плановый, но и на два следующих бюджетных периода, главный распорядитель должен учитывать в бюджетном запросе изменения в своей деятельности, регламентированные программными (стратегическими) документами (например, расширение видов деятельности, изменение структуры и т. п.). Кроме того, он должен учесть это требование при распределении предельного объема и индикативных прогнозных показателей по бюджетным программам. В свою очередь, выполнение этой нормы является одним из элементов анализа полученных бюджетных запросов, который осуществляется структурными подразделениями Минфина. Напомним, что в целях устранения расхождений с главными распорядителями относительно показателей проекта и прогноза госбюджета Минфин проводит соответствующие согласительные совещания. Информация о результатах анализа бюджетных запросов и согласительных совещаний с главными распорядителями является основой для включения бюджетного запроса в проект Государственного бюджета Украины.

2. Усилена норма относительно доработки бюджетных запросов. В предыдущей редакции Инструкции шла речь об их доработке без уточнения форм и сроков такой работы. В настоящий момент четко установлено, что главные распорядители бюджетных средств уточняют бюджетные запросы с учетом принятых Кабмином решений о доработке проекта закона о Госбюджете Украины для представления в Верховную Раду. Срок представления уточненных запросов в Минфин – три дня.

3. Четче нормированы процедуры расчета расходов и предоставления кредитов на плановый и следующие два бюджетных периода. В частности, указано, что при подготовке бюджетных запросов главные распорядители должны соблюдать основные принципы бюджетной системы. В связи с этим следует учесть:

принцип приоритетности, который предусматривает направление расходов или предоставление кредитов по бюджетной программе, исходя из целей и задач, определенных программными (стратегическими) документами, и реальных возможностей бюджета;

принцип жесткой экономии бюджетных средств, согласно которому принимаются меры для планомерной минимизации расходов всех видов ресурсов с одновременным обеспечением надлежащего выполнения задач бюджетной программы;

принцип обоснованности расходов «от первой гривни», который предусматривает подробные расчеты в рамках каждого кода экономической классификации расходов или классификации кредитования. При этом должны быть учтены количественные и стоимостные факторы, которые влияют на объем расходов и предоставление кредитов в плановом и следующих двух бюджетных периодах.

4. Конкретизирован порядок включения в бюджетные запросы по отдельным бюджетным программам показателей, обеспечивающих в течение нескольких лет выполнение долгосрочных обязательств по инвестиционным проектам и энергосервисным договорам.

Что касается инвестиционных проектов, то в Инструкции продублирована норма ст. 35 Бюджетного кодекса (далее – БК), согласно которой в бюджетные запросы включаются показатели, одобренные или отобранные в установленном законодательством порядке, а также подтвержденные расчетами объема расходов и выгод относительно реализации таких проектов.

По мнению Минфина (см. письмо от 10.04.15 г. № 31-04110-09-9/12554), соответствующая информация должна предоставляться вместе с бюджетными запросами и отражаться в показателях результата деятельности главного распорядителя средств госбюджета, а также результативных показателях по соответствующим бюджетным программам. При этом первоочередно предусматриваются бюджетные средства для продолжения инвестиционных программ (проектов), которые реализуются за счет бюджетных назначений, определенных Законом от 29.12.14 г. № 80-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2015 год», с учетом необходимости поэтапного их завершения и ввода в действие соответствующих объектов, как это предусмотрено ст. 21 БК.

Что касается объемов долгосрочных обязательств по энергосервису, то условия их включения в бюджетный запрос такие же, как и для других инвестиционных проектов. Заметим, что указанные обязательства возникают на основании энергосервисного договора, то есть договора, предметом которого является осуществление энергосервиса его исполнителем с оплатой за счет достигнутого в результате предоставления этой услуги сокращения потребления и/или расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов и/или жилищно-коммунальных услуг по сравнению с потреблением (расходами) при отсутствии таких мероприятий (Закон от 09.04.15 г. № 327-VIII «О внедрении новых инвестиционных возможностей, гарантировании прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности для проведения масштабной энергомодернизации»).

Предложения из инвестиционных проектов, которые должны реализовываться при государственной поддержке в плановом и прогнозных годах, могут быть включены в бюджетные запросы только после госрегистрации таких проектов и оценки их экономической эффективности в соответствии со ст. 121 Закона от 18.09.91 г. № 1560-XII «Об инвестиционной деятельности».

5. Изъята из бюджетного запроса опция «задачи» и вместо этого введена опция «стратегическая цель». Впрочем, более подробное изучение Инструкции позволяет сделать вывод, что эти понятия в сегодняшней интерпретации по своей сути мало чем отличаются, поскольку критерии, которым они должны соответствовать, практически не изменились, а результативные показатели, которые формировались для каждой задачи, в настоящий момент должны формироваться для каждой стратегической цели. Но конкретные разъяснения относительно особенностей формирования стратегических целей, отличных от задач, могут быть предоставлены только Минфином.

6. Изменено определение понятия «показатели результата бюджетной программы». Теперь эти показатели характеризуют не уровень выполнения задач, а уровень достижения стратегических целей. То есть акцент смещен с использования средств на достижение результата. Кроме того, существенным является требование, что показатели результата должны характеризовать прогресс в достижении стратегических целей в среднесрочном периоде и обеспечивать сравнимость таких показателей по годам.

Изменен также порядок определения результативных показателей бюджетных программ. В частности, изъята норма относительно учета примерного перечня этих показателей, установленного Минфином. В то же время введена норма, согласно которой главные распорядители при определении показателей результата могут использовать практический опыт других стран в определении показателей, характеризующих результаты реализации государственной политики в соответствующих отраслях (сферах деятельности). Это должно обеспечить возможность их сравнения с показателями международных рейтингов.

Количество результативных показателей по каждому направлению, как правило, не должно превышать четырех. Для бюджетных программ, которые реализуются в течение нескольких лет, результативные показатели бюджетной программы не должны существенно изменяться по своему содержанию по сравнению с результативными показателями, предусмотренными паспортом соответствующей бюджетной программы на текущий год.

7. Приведено в новой редакции приложение 1 к Инструкции (Бюджетный запрос на 20__ – 20__годы общий, форма 20__-1). В частности, в п. 3 «Стратегические цели и показатели результата деятельности главного распорядителя средств государственного бюджета» этой формы введена опция «Стратегическая цель», а п. 4 «Распределение предельного объема расходов/предоставление кредитов общего фонда государственного бюджета на 20__ год и индикативных прогнозных показателей на 20__ и 20__ годы по бюджетным программам» дополнен графой 10, в которой каждая бюджетная программа имеет четкую ссылку на ту стратегическую цель, на достижение которой направлена ее реализация.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы