Гендерно ориентированное бюджетирование (далее – ГОБ) – признанный во всем мире эффективный инструмент достижения гендерного равенства, способствующий повышению эффективности использования бюджетных средств. Он объединяет два процесса, не связанных между собой: обеспечение гендерного равенства и управление государственными финансами. На сегодняшний день есть необходимость в реформировании системы управления государственными финансами с помощью применения ГОБ. Рассмотрим, как оно будет внедряться в бюджетный процесс.
Основными нормативными документами, определяющими государственную политику гендерного бюджетирования в Украине, являются:
Реформу ГОБ в Украине возглавляет Минфин, и она связана с внедрением программно-целевого метода (далее – ПЦМ) бюджетирования.
Напомним, что в основе ПЦМ бюджетирования лежит планирование и распределение бюджетных средств, а также анализ сопоставления расходов и достигнутых результатов. ПЦМ составления бюджета – это сгруппирование различных бюджетных расходов в отдельные программы таким образом, чтобы каждая статья расходов была закреплена за определенным видом программы. Гендерное бюджетирование призвано удовлетворить человеческие нужды с помощью бюджетных процессов.
Понятно, что работа в пределах ГОБ требует широкого спектра деятельности в области законодательства и бюджетирования. Это так называемые «точки входа», основными из которых являются:
Бюджетный кодекс определяет бюджет как план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций, осуществляемых соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в течение бюджетного периода.
Именно поэтому деятельность органов местной власти должна быть связана с получением жизненно необходимых услуг и обеспечением справедливого распределения ресурсов в интересах женщин/мужчин, девушек/парней. С этой точки зрения одной из эффективных стратегий является внедрение ГОБ.
Внедрение ГОБ возможно на разных уровнях – от общегосударственного бюджета до бюджета небольшой громады. При этом ГОБ может иметь различную направленность – касаться анализа бюджета в целом или сосредоточиваться на конкретном секторе (например, здравоохранении), может реализовываться на разных этапах бюджетного цикла (например, на этапе планирования или аудита бюджета).
Понятие «гендерный бюджет» (англ. genderbudget) было предложено в результате принятия Платформы действий на Пекинской конференции (1995 год), где подчеркивалось, что правительства должны приложить все силы для систематического изучения того, как израсходованы бюджетные средства госсектора, израсходованы ли они в пользу человека. Это требует учета гендерной проблематики в бюджетных решениях по политике и программам, а также адекватного финансирования специальных программ для обеспечения равенства между женщинами и мужчинами.
Гендерное бюджетирование используется для достижения гендерного равенства, что способствует повышению эффективности использования бюджетных средств. Оно относится к разным процессам и инструментам, с помощью которых учитываются специфические интересы женщин и мужчин при распределении бюджетных ресурсов на всех уровнях.
Например, по статистическим данным, в ДЮСШ учится 40 % девушек и 60 % парней. Девушки занимаются более «дешевыми» видами спорта (художественная гимнастика и гребля), а ребята – более дорогими (футбол и хоккей). Соответственно, на обучение ребят расходуется больше средств. Однако девушки в соревнованиях получают больше медалей. Мы имеем дело с «гендерным перекосом». Это не хорошо и не плохо, это – факт.
Гендерные перекосы нужно выявлять и устранять на начальных стадиях. В нашем случае – в школах.
Урок физической культуры – это первое звено, где дети видят, что такое физкультура и спорт. Руководитель или педагог, который проводит урок, должен мотивировать прежде всего девушек, потому что парни охотно идут на физкультуру, а девушки по-разному относятся к этому учебному предмету. Возможно, надо пересмотреть или изменить программы уроков физкультуры и спортивных секций, потому что не всегда девушки хотят играть в спортивные игры, а вот аэробика или гимнастика им были бы больше по душе.
Итак, выделяя средства на заведения здравоохранения, образования, спорта, социальной политики, нужно учесть гендерный аспект и помнить, что потребности девушек и парней разные. То есть суть этого нового для Украины инструмента – планирование доходной и расходной части госбюджета с учетом того, кто будет конечным потребителем услуг, финансируемых из бюджета.
То есть общая цель гендерно ориентированного бюджетирования – повышение экономической эффективности и прозрачности расходов бюджета с учетом потребностей женщин и мужчин, девушек и парней.
Определим основные задачи ГОБ:
Кроме того, внедрение ГОБ:
Эти задачи приобретают особое значение в ситуациях, когда нужны дополнительные усилия, чтобы обеспечить эффективное использование ограниченных средств и финансирование для удовлетворения нужд, например, уязвимых категорий населения или женщин и мужчин в конфликтных и постконфликтных ситуациях.
Гендерное равенство касается политического, экономического и социального развития. Поэтому вопрос равенства и недискриминации должен быть обязательной составляющей программных документов громад. На обеспечение равенства прав и возможностей женщин и мужчин в различных сферах их деятельности указывает Конституция.
Статья 24 Конституции дает толкование применения принципов равенства и недискриминации, вместе с тем делая акцент на особом внимании, которого требуют женщины. Кроме того, здесь указывается на важный аспект принципа равенства – необходимость применения одинаковых стандартов прав и обязанностей ко всем лицам без исключения.
Гендерное равенство – это равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, что позволяет лицам обоих полов участвовать во всех сферах жизнедеятельности общества (ст. 1 Закона № 2866).
Миссия ГОБ – это сокращение так называемых «гендерных разрывов» – разниц в любой сфере между женщинами и мужчинами относительно уровня их участия, доступа, прав, вознаграждений и льгот. ГОБ базируется на гендерной справедливости, предусматривающей равноправие и справедливость в распределении достатков и ответственности между женщинами и мужчинами, внимание к потребностям лиц, которые могут быть разными, для достижения гендерного баланса.
Итак, важно не только поднимать вопрос удовлетворения нужд женщин и мужчин во всем их разнообразии, но и искать пути их решения через программы и бюджеты. А потому общество имеет широкий круг инициатив по гендерному бюджетированию, так называемые гендерные бюджетные инициативы (ГБИ). Это конкретные мероприятия/кампании, связанные с возможностью менять бюджеты и политику государства в сторону большего гендерного равенства. Их реализация может приобретать разные формы в зависимости от политического уровня, степени охвата и бюджетного этапа, на котором они осуществляются.
К наиболее популярным мероприятиям ГОБ относятся:
Выводы
Украинская методика ГОБ состоит из трех основных компонентов:
Целью реформы является повышение финансовой способности территориальных громад до уровня способности достигать целей устоявшегося местного развития на принципах субсидиарности, повсеместности и финансовой самодостаточности. Основными элементами системы должны стать закрепленное в законодательстве разграничение государственных и самоуправляемых полномочий с соответствующим распределением ресурсов. Процесс будет стимулировать органы местного самоуправления к укреплению собственной фискальной базы, внедрению современных методов управления финансами, в частности по применению элементов гендерно ориентированного подхода.
Конечная цель ГОБ состоит в содействии достижению и улучшению экономических результатов и, наконец, – в создании более справедливого и равноправного общества, устранении гендерных разрывов.