Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Субъекты управления государственной и коммунальной собственностью и их полномочия

Елена Чечулина

05.12.2016 9450 0 1


Таблица-подсказка: обобщает отдельные нормы законодательства по составу субъектов управления государственной и коммунальной собственностью и распределению их полномочий.



п / п

Субъект управления

Законодательные нормы

Основные полномочия (извлечение из нормативного документа)

1

2

3

4

Закон от 21.09.06 г. № 185-V
«Об управлении объектами государственной собственности»

1

КМУ

Ст. 5 «Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере управления объектами государственной собственности»

Главный субъект, осуществляющий от имени государства управление государственными объектами:
1. КМУ – это субъект управления, определяющий объекты управления госсобственности, в отношении которых исполняет функции по управлению, а также объекты управления государственной собственности, полномочия по управлению которыми передаются другим субъектам управления, определенным данным Законом.
2. Осуществляя управление объектами государственной собственности, КМУ:
1) определяет органы исполнительной власти и государственные коллегиальные органы, осуществляющие функции по управлению объектами госсобственности;
2) устанавливает порядок передачи объектов госсобственности субъектам управления, определенным данным Законом;
5) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных структур и определяет уполномоченные органы управления, осуществляющие контроль за их деятельностью;
8) принимает решения о передаче в соответствии с законом объектов государственной собственности в коммунальную собственность, дает согласие на передачу объектов из коммунальной в государственную собственность;
17) устанавливает критерии эффективности управления объектами госсобственности и порядок их применения;
18) определяет порядок осуществления контроля за исполнением функций по управлению объектами государственной собственности, создания и ведения Единого реестра объектов госсобственности, проведения инвентаризации объектов государственной собственности;
24) утверждает перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства

2

Министерства и другие органы исполнительной власти (уполномоченные органы)

Ст. 6 «Полномочия уполномоченных органов управления»

1. Уполномоченные органы управления в соответствии с возложенными на них задачами:
1) принимают решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной собственности;
10) передают функции по управлению объектами госсобственности хозяйственным структурам и осуществляют контроль за деятельностью хозяйственных структур;
11) ведут учет объектов госсобственности, находящихся в их управлении, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью таких объектов;
15) выявляют госимущество, которое временно не используется, и вносят предложения по условиям его дальнейшего использования;
18) согласовывают передачу объектов госсобственности в коммунальную собственность, в сферу управления других органов, уполномоченных управлять объектами госсобственности, хозяйственных структур или в пользование Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук, а также передачу объектов коммунальной собственности в госсобственность; в случаях, предусмотренных законодательством, принимают решения о передаче объектов госсобственности в коммунальную собственность, в сферу управления других органов, уполномоченных управлять объектами госсобственности, хозяйственных структур или в пользование Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук;
23) обеспечивают предоставление распорядителю Единого реестра объектов государственной собственности сведений об объектах госсобственности для формирования и ведения указанного реестра;
25) обеспечивают проведение инвентаризации имущества госпредприятий, учреждений, организаций, хозяйственных структур в соответствии с определенным КМУ порядком;
30) дают согласие арендодателям объектов госсобственности на аренду госимущества и подают предложения по условиям договора аренды, которые должны обеспечивать эффективное использование арендованного имущества и осуществление на арендованных предприятиях технической политики в контексте задач отрасли.
2. Органы, обеспечивающие деятельность Президента, Верховной Рады и КМУ, в соответствии с возложенными на них задачами выполняют функции по управлению госимуществом, предусмотренные ч. 1 данной статьи, за исключением полномочий в отношении хозяйственных структур

3

Фонд госимущества

Ст. 7 «Полномочия Фонда государственного имущества Украины»

Фонд госимущества в соответствии с законодательством:
1) в отношении госпредприятий, учреждений и организаций:
а) выступает арендодателем целостных имущественных комплексов госпредприятий, организаций, их структурных подразделений;
б) осуществляет контроль за выполнением условий договоров аренды, использованием арендованных целостных имущественных комплексов госпредприятий, организаций, их структурных подразделений, а также возвратом целостных имущественных комплексов госпредприятий в сферу управления уполномоченных органов управления после истечения срока действия договоров аренды;
г) принимает решения о создании, реорганизации (реструктуризации) и ликвидации предприятий и организаций, основанных на государственной собственности, которые находятся в его управлении;
2) в отношении недвижимого и другого отдельного индивидуально определенного государственного имущества:
а) выступает в соответствии с законодательством арендодателем госимущества;
б) разрабатывает методические основы определения арендной платы в соответствии с рыночной стоимостью имущества;
в) осуществляет контроль за использованием имущества, переданного в аренду, выполнением договоров аренды госимущества

4

Национальная академия наук Украины, отраслевые академии наук

Ст. 8 «Полномочия Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук»

1. Объекты государственной собственности по решению Кабмина передаются Национальной академии наук Украины, отраслевым академиям наук в бессрочное безвозмездное пользование.
2. Национальная академия наук Украины, отраслевые академии наук, которым госимущество передано в бессрочное безвозмездное пользование, исполняют в отношении этого имущества функции, предусмотренные п. 1, 3–11, 14, 15, 18–38 ст. 6 данного Закона, за исключением полномочий, касающихся создания хозяйственных структур

5

Фонд госимущества и другие центральные органы исполнительной власти(далее – ЦОИВ)

Ст. 12 «Единый реестр объектов государственной собственности»

2. Реестр формируется Фондом госимущества при участии центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере земельных отношений, в сфере статистики, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику, Антимонопольного комитета Украины, других уполномоченных органов управления, а также Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, на единых методологических принципах, в порядке, установленном Кабмином

6

Руководитель объекта госсобственности

3. В случае смены руководителя объекта государственной собственности передача имущества от одного руководителя к другому осуществляется на основании акта приемки-передачи

Закон от 27.02.14 г. № 794-VII
«О Кабинете Министров Украины»

7

КМУ

Разд. I «Общие положения».Ст. 2 «Основные задачи Кабинета Министров Украины» (п. 6)

Обеспечение равных условий для развития всех форм собственности; осуществление управления объектами государственной собственности в соответствии с законом

8

КМУ

Ст. 20 «Основные полномочия Кабинета Министров Украины»(пп. 1 п. 1)

КМУ в сфере экономики и финансов:
– осуществляет в соответствии с законом управление объектами госсобственности, в т. ч. корпоративными правами, делегирует в установленном законом порядке отдельные полномочия по управлению указанными объектами министерствам, другим центральным органам исполнительной власти, местным государственным администрациям и соответствующим субъектам хозяйствования

9

КМУ

Ст. 24 «Полномочия Кабинета Министров Украины в отношениях с государственными хозяйственными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями» (п. 1)

1. В пределах средств, предусмотренных в госбюджете, может создавать, реорганизовывать и ликвидировать в соответствии с законом государственные хозяйственные объединения, предприятия, учреждения и организации, в частности для осуществления отдельных функций по управлению объектами государственной собственности

Бюджетный кодекс

10

Госорганы

Ст. 51 (ч. 10)

10. В случае создания госорганов в текущем бюджетном периоде обеспечение их деятельности в этом периоде осуществляется в пределах расходов, предусмотренных госорганам, которые ликвидируются или реорганизуются в связи с созданием таких новых госорганов.
В случае ликвидации или реорганизации госорганов в текущем бюджетном периоде обеспечение их деятельности в следующем бюджетном периоде до завершения процедур ликвидации или реорганизации осуществляется в пределах расходов, предусмотренных новым госорганам, которые определены правопреемниками или которым передаются функции органов, которые ликвидируются или реорганизуются

Закон от 17.03.11 г. № 3166-VI
«О центральных органах исполнительной власти»

11

Министерства, другие ЦОИВ

Ст. 4 «Статус и атрибуты министерств, других центральных органов исполнительной власти»

1. Министерства и другие ЦОИВ являются юридическими лицами публичного права.
Министерства, другие ЦОИВ получают статус юридического лица с даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – ЕГР) записи об их государственной регистрации в качестве юридического лица.
Министерства, другие ЦОИВ прекращаются как юридические лица с даты внесения в ЕГР записи о государственной регистрации их прекращения

12

Министерства и другие ЦОИВ

Ст. 5. «Создание, реорганизация и ликвидация министерств и других центральных органов исполнительной власти»

1. Министерства и другие ЦОИВ создаются, реорганизуются и ликвидируются КМУ по представлению Премьер-министра.
5. Министерство, другой ЦОИВ прекращается путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации.
7. Министерства, другие ЦОИВ, в отношении которых вступил в силу акт КМУ об их прекращении, продолжают осуществлять полномочия и функции в определенных сферах компетенции до завершения проведения мероприятий по созданию министерства, другого ЦОИВ, к которому переходят полномочия и функции министерства, другого ЦОИВ, который прекращается, и возможности обеспечения осуществления им этих функций и полномочий, о чем издается соответствующий акт КМУ.
8. Актом КМУ о ликвидации министерства, другого ЦОИВ определяется орган исполнительной власти, которому передаются полномочия и функции министерства, другого ЦОИВ, который ликвидируется

13

Министр

Ст. 8 «Министр»

12) создает, ликвидирует, реорганизует предприятия, учреждения, организации, которые относятся к сфере управления данного министерства, утверждает их положения (уставы), осуществляет в пределах своих полномочий другие функции по управлению объектами госсобственности

14

Территориальные органы министерства

Ст. 13. «Территориальные органы министерства»(абзац второй п. 1, 4)

Абзац второй п. 1. Терорганы министерства могут создаваться, ликвидироваться, реорганизовываться министром как структурные подразделения аппарата министерства, не имеющие статуса юридического лица, по согласованию с КМУ.
4. Терорганы министерства получают статус юрлица или прекращаются как юридические лица со дня внесения в ЕГР записи об их госреестре как юрлица или о госрегистрации их прекращения соответственно

15

ЦОИВ

Ст. 17

Задачи ЦОИВ:
1. Основными задачами ЦОИВ являются:
– управление объектами государственной собственности;
2. ЦОИВ могут осуществлять одну или несколько определенных частью первой данной статьи задач.
В случае если большинство функций ЦОИВ составляют функции по управлению объектами госсобственности, которые относятся к сфере его управления, ЦОИВ создается как агентство

Положение о порядке передачи объектов права государственной собственности,
утвержденное постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482

16

Субъект хозяйствования

П. 1

Положение определяет порядок безвозмездной передачи объектов права госсобственности из сферы управления министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, Совета министров АР Крым, Фонда госимущества, других государственных органов, которые в соответствии с законодательством осуществляют функции по управлению госимуществом, объединений предприятий, которым делегированы функции по управлению имуществом предприятий и организаций, основанных на государственной собственности (далее – органы, уполномоченные управлять государственным имуществом), Национальной академии наук, отраслевых академий наук, других учреждений и организаций, которым госимущество передано в безвозмедное пользование (далее – самоуправляемые организации), в сферу управления других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, или самоуправляемых организаций.
Действие данного Положения не распространяется на объекты незавершенного строительства, финансирование которого осуществляется в текущем году за счет государственных капитальных вложений, и объекты капитального строительства, которые передаются в эксплуатацию после его завершения

17

Субъект хозяйствования

П. 4

Передача объектов права государственной собственности осуществляется по решению

18

Субъект хозяйствования

Последний абзац п. 9

Передача имущества осуществляется в месячный срок со дня принятия решения о передаче

19

Субъект хозяйствования

П. 10

Передача оформляется актом приемки-передачи по форме согласно приложению к Порядку подачи и рассмотрения предложений по передаче объектов из коммунальной в государственную собственность и создания и работы комиссии по вопросам передачи объектов в государственную собственность, утвержденному данным постановлением. Акт составляется в четырех экземплярах, подписывается председателем и членами комиссии и утверждается органом, создавшим комиссию. Право на управление объектом передачи возникает с даты подписания акта приемки-передачи

20

Органы, в сферу управления которых передано госимущество

П. 11

Органы, в сферу управления которых передано госимущество, со дня утверждения акта приемки-передачи обязаны:
– уведомить в двухнедельный срок о такой передаче органы государственной статистики, государственной налоговой службы, финансовые органы, Фонд госимущества для внесения сведений в Единый реестр объектов государственной собственности, соответствующие органы охраны культурного наследия (в отношении объектов культурного наследия, которые являются памятниками) и Минэкономразвития (в отношении объектов, передача которых осуществляется по решению КМУ);
– закрепить в двухнедельный срок недвижимое и другое отдельное индивидуально определенное имущество за соответствующим предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
– внести соответствующие изменения в учредительные документы предприятия и провести их государственную регистрацию в соответствии с законодательством;
– осуществить в установленном законодательством порядке оформление и государственную регистрацию вещных прав в отношении объектов передачи, права на которые подлежат такой регистрации

Закон от 21.05.97 г. № 280/97-ВР
«О местном самоуправлении»

21

Исполнительные органы местного самоуправления

Ст. 29 «Полномочия по управлению коммунальной собственностью»

К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся собственные полномочия, в частности управление в рамках, определенных советом, имуществом, которое относится к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад

22

Органы местного самоуправления

Ст. 26 «Исключительная компетенция сельских, поселковых, городских советов»

31) принятие решений о передаче другим органам отдельных полномочий по управлению имуществом, которое относится к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, определению пределов этих полномочий и условий их осуществления

Закон от 09.04.99 г. № 586-XIV
«О местных государственных администрациях»

23

Местная государственная администрация

Ст. 19 «Полномочия в области управления имуществом, приватизации, содействия развитию предпринимательства и осуществления государственной регуляторной политики»

Полномочия в области управления имуществом, приватизации, содействия развитию предпринимательства и осуществления государственной регуляторной политики:
1) осуществляет на соответствующей территории управление объектами, которые находятся в госсобственности и переданы в сферу ее управления, способствует созданию на этих объектах систем управления качеством, систем экологического управления, других систем управления в соответствии с национальными или международными стандартами, принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере ее управления, а также осуществляет делегированные соответствующим советом функции управления имуществом, находящимся в совместной собственности территориальных громад;
2) осуществляет управление имуществом других субъектов права собственности в случае передачи его в установленном порядке

Закон от 05.02.15 г. № 157-VIII
«О добровольном объединении территориальных громад»

24

Объединенная территориальная громада

Ст. 8 «Создание объединенной территориальной громады и реорганизация органов местного самоуправления»

3. Объединенная территориальная громада является правопреемником всего имущества, прав и обязанностей объединившихся территориальных громад со дня приобретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным такой объединенной территориальной громадой.
В случае объединения всех территориальных громад одного района в одну объединенную территориальную громаду все имущество совместной собственности территориальных громад такого района является коммунальной собственностью объединенной территориальной громады, а связанные с таким имуществом права и обязанности принадлежат объединенной территориальной громаде со дня приобретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным такой объединенной территориальной громадой

Закон от 26.11.15 г. № 834-VIII
«О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и некоторые другие законодательные акты Украины в отношении децентрализации полномочий по государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений»

25

Субъекты госрегистрации: исполнительные органы местного самоуправления госадминистрации, госрегистраторы

Ст. 6 «Система органов и субъекты, осуществляющие полномочия в сфере государственной регистрации прав»

1. Организационную систему государственной регистрации прав составляют:
1) Минюст и его территориальные органы;
2) субъекты государственной регистрации прав:
– исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская, Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации;
– аккредитованные субъекты;
3) государственные регистраторы прав на недвижимое имущество (далее – государственные регистраторы).
2. Исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов (кроме городов областного и/или республиканского Автономной Республики Крым значения) приобретают полномочия в сфере государственной регистрации прав в соответствии с данным Законом в случае принятия соответствующим советом такого решения

Закон от 07.07.11 г. № 3613-VI
«О Государственном земельном кадастре»

26

ЦОИВ, реализующие госполитику в сфере земельных отношений, госпредприятия

Ст. 6. «Система органов Государственного земельного кадастра»

Ведение и администрирование Государственного земельного кадастра обеспечивается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.
2. Держателем Государственного земельного кадастра является центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений.
3. Администратором Государственного земельного кадастра является государственное предприятие, которое относится к сфере управления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, и осуществляет мероприятия по созданию и сопровождению программного обеспечения Государственного земельного кадастра, отвечает за техническое и технологическое обеспечение, сохранение и защиту сведений, которые содержатся в Государственном земельном кадастре

Порядок списания объектов государственной собственности,
утвержденный постановлением КМУ от 08.11.07 г. № 1314

27

Субъекты хозяйствования

П. 2

Действие данного Порядка распространяется на имущество, переданное казенным предприятиям, государственным коммерческим предприятиям (их объединениям), учреждениям и организациям, закрепленное за предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук, имущество, которое не вошло в уставный капитал хозяйственных обществ в процессе приватизации (корпоратизации), но находится на их балансе

28

Субъекты хозяйствования

П. 3

Действие данного Порядка не распространяется на имущество, порядок списания которого определяется отдельными законами (объекты жилищного фонда, военное имущество, государственный материальный резерв, объекты гражданской обороны, целостные имущественные комплексы предприятий и т. п.)

29

Субъекты хозяйствования

Абзац первый п. 5

Списание имущества осуществляется субъектом хозяйствования, на балансе которого оно находится, на основании принятого субъектом управления решения о даче согласия на его списание

30

Субъект управления

Абзац третий п. 5

Решение о даче согласия на списание объектов незавершенного строительства принимается субъектом управления по согласованию с госорганом приватизации по местонахождению субъекта хозяйствования

31

Руководитель субъекта хозяйствования

Абзац четвертый п. 5

Списание полностью амортизированных основных фондов (средств), прочих необоротных материальных активов субъекта хозяйствования, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее чем 10 тыс. грн., осуществляется по решению руководителя такого субъекта в соответствии с данным Порядком (за исключением предприятий, в отношении которых принято решение о приватизации)

32

Субъект хозяйствования

Абзац первый п. 6

В целях получения согласия на списание имущества субъект хозяйствования подает субъекту управления вместе с обращением по списанию имущества документы согласно перечню, приведенному в данном пункте

33

Субъект управления

Абзац первый п. 7

Решение о даче или отказе в даче согласия на списание имущества принимается соответствующим субъектом управления в течение 30 дней с даты поступления документов, указанных в п. 6 данного Порядка, и после согласования с госорганами приватизации в соответствии с абзацем третьим п. 5

Абзац второй п. 7

Решение о даче согласия на списание имущества оформляется в форме распорядительного акта, а об отказе в даче такого согласия – в форме письма

34

Субъекты хозяйствования

Абзац первый п. 28

Субъекты хозяйствования, на балансе которых находилось имущество, подают субъектам управления в месячный срок после окончания процедуры разборки, демонтажа и оприходования отчет о списании имущества согласно приложению 3

П. 29

Процедура списания имущества считается законченной с момента представления субъектом хозяйствования субъекту управления отчета о списании имущества

 Порядок отчуждения объектов государственной собственности,
утвержденный постановлением КМУ от 06.06.16 г. № 803

35

Субъект хозяйствования

П. 2

Термины, используемые в данном Порядке, имеют следующее значение:
– объекты государственной собственности (далее – имущество) – материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами);
– отчуждение имущества – передача права собственности на имущество юридическим или физическим лицам по процедурам и способом, которые предусмотрены данным Порядком

П. 4

Отчуждение имущества осуществляется путем его продажи.
Отчуждение имущества может осуществляться лишь при условии учета особенностей правового режима отдельного имущества, наличия установленных законодательными актами обременений или ограничений по распоряжению имуществом

П. 13

Отчуждение имущества осуществляется путем его продажи на аукционе, которая проводится организатором аукциона

36

Субъект хозяйствования

П. 6

Отчуждение имущества осуществляется непосредственно субъектом хозяйствования, на балансе которого находится такое имущество, лишь после дачи на это согласия или разрешения соответствующего субъекта управления имуществом, который является представителем собственника и исполняет его функции в рамках, определенных законодательными актами.
Отчуждение другого имущества субъектов хозяйствования, отнесенных к сфере управления КМУ, осуществляется такими субъектами на основании согласия, данного Фондом госимущества, в соответствии с данным Порядком

37

Субъект управления

П. 6

Решение о даче согласия на отчуждение недвижимого имущества, а также воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и подвижного состава железнодорожного транспорта принимается субъектами управления только по согласованию с Фондом госимущества.
Отчуждение имущества, находящегося на балансе субъекта управления, осуществляется по решению такого субъекта, кроме недвижимого имущества, а также воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и подвижного состава железнодорожного транспорта, отчуждение которого осуществляется только по согласованию с Фондом госимущества

38

КМУ

П. 6

КМУ дает согласие на отчуждение имущества, указанного в абзаце втором данного пункта, субъектам хозяйствования, в отношении которых исполняет функции по управлению, на основании согласованных предложений Фондом госимущества и других заинтересованных органов исполнительной власти, определенных КМУ

39

Фонд государственного имущества

П. 6

Фонд госимущества после проработки документов, представленных согласно п. 7 данного Порядка, готовит и подает КМУ предложения по отчуждению имущества, указанного в абзаце восьмом данного пункта

40

Субъект управления

П. 8

Решение о даче согласия на отчуждение имущества принимается соответствующим субъектом управления в форме распорядительного акта, а об отказе в даче такого согласия – в форме письма. Решение о согласовании или отказе в согласовании отчуждения имущества, а также о даче согласия на отчуждение имущества, указанного в абзаце девятом п. 6 данного Порядка, предоставляется Фонду госимущества в форме письма

Порядок осуществления мероприятий, связанных с созданием, реорганизацией или ликвидацией министерств, других центральных органов исполнительной власти,
утвержденный постановлением КМУ от 20.10.11 г. № 1074

41

Органы исполнительной власти

П. 7

Имущественные права и обязанности органов исполнительной власти в случае их слияния, присоединения или преобразования переходят правопреемнику на основании передаточного акта, а в случае их разделения – согласно распределительному балансу. В случае ликвидации органа исполнительной власти составляется ликвидационный баланс

42

КМУ

П. 7

Принимает решения о дальнейшем использовании недвижимого имущества органа исполнительной власти, который ликвидируется, и определяет субъекта управления предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления такого органа

43

Председатель комиссии

П. 21

2) создает комиссию по инвентаризации имущества органа исполнительной власти или территориального органа;
21) в случае ликвидации органа исполнительной власти или территориального органа вносит КМУ в месячный срок после создания комиссии предложения по дальнейшему использованию недвижимого имущества органа исполнительной власти или тероргана, который ликвидируется, и определению субъекта управления предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления соответствующего органа, который ликвидируется

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы