Составляем вместе годовую финансовую отчетность (часть первая)
Целый год бухгалтер аккумулирует информацию обо всех хозяйственных операциях в регистрах бухучета. Квартальная отчетность является промежуточной, а вот годовой финотчет подытоживает результаты деятельности учреждения за год. Как составить годовую отчетность? Когда нужно представить финотчетность в Госказначейство и главному распорядителю и как можно отчитаться? Ищите ответы на все эти вопросы в консультации.
Нормативная база
При составлении финотчетности прежде всего следует руководствоваться:
- Бюджетным кодексом;
- Законом от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»;
- НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности», утвержденным приказом Минфина от 28.12.2009 № 1541;
- Порядком представления финансовой отчетности, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419 (далее – Порядок № 419);
- Порядком заполнения форм финансовой отчетности в государственном секторе и Изменениями в Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Представление финансовой отчетности», утвержденными приказом Минфина от 28.02.2017 № 307 (далее – Порядок № 307).
С какой целью составляется финотчетность?
Финансовая отчетность – это отчетность, которая содержит информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности субъекта госсектора (абзац тридцать пятый п. 4 разд. І НП(С)БУГС 101).
Целью составления финотчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и непредубежденной информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении средств субъекта госсектора и бюджета.
Какую информацию содержит финотчетность в госсекторе?
Финансовая отчетность в госсекторе обеспечивает информационные нужды пользователей относительно (п. 7 разд. І НП(С)БУГС 101):
- источников поступлений средств и направлений их использования;
- результатов деятельности с точки зрения эффективности и достижений цели деятельности;
- соблюдения финансовой дисциплины субъектом госсектора;
- целевого использования бюджетных средств;
- оценки качества управления;
- оценки способности своевременно выполнять свои обязательства;
- приобретения, продажи и владения ценными бумагами;
- участия в капитале предприятий;
- уровня ресурсов, необходимых для продолжения деятельности, ресурсов, которые могут возникнуть вследствие продолжения деятельности, а также соответствующих рисков и неопределенностей.
В финансовых отчетах предоставляется информация (п. 8 разд. І НП(С)БУГС 101):
а) об активах;
б) обязательствах;
в) собственном капитале;
г) доходе;
ґ) расходах;
д) денежных потоках субъекта госсектора и бюджета.
Внимание! Финотчетность должна удовлетворять потребности тех пользователей, которые не могут требовать отчетов, составленных с учетом их конкретных информационных нужд. |
Каковы принципы финотчетности?
Принципы подготовки и качественные характеристики финотчетности остаются неизменными. Итак, финотчетность формируется с соблюдением следующих принципов (п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУГС 101):
- полного освещения, согласно которому финотчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций и событий, способных повлиять на решения, которые принимаются на ее основе;
- автономности субъекта госсектора, по которому каждый субъект госсектора, наделенный соответствующими полномочиями относительно использования бюджетных средств, рассматривается обособленным от субъекта госсектора, который его образовал;
- последовательности, который предусматривает постоянное (из года в год) применение субъектом госсектора избранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных НП(С)БУГС, и должно быть обосновано и раскрыто в финотчетности;
- непрерывности, согласно которому оценка активов и обязательств субъекта госсектора осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться и в даль-нейшем;
- начисления, по которому доходы и расходы отражаются в бухучете и финотчетности в момент их возникновения независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;
- превалирования сути над формой, по которому операции учитываются согласно их сути, а не только исходя из юридической формы;
- единого денежного измерителя, который предусматривает измерение и обобщение всех операций субъекта госсектора в финансовой отчетности в единой денежной единице.
Порядок представления финотчетности
Согласно п. 6 Порядка № 419 распорядители средств государственного и местных бюджетов подают финотчетность в органы Казначейства в следующие сроки:
- промежуточную (I квартал, первое полугодие, 9 месяцев) – не позже 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- годовую – не позже 22 января следующего за отчетным года.
К сведению! Распорядители средств государственного и местных бюджетов и органы фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования подают промежуточную и годовую финотчетность по установленным графикам органам Казначейства по месту обслуживания. |
Распорядители средств государственного и местных бюджетов подают финотчетность распорядителям вышестоящего уровня с отметкой органов Казначейства о ее соответствии данным учета об исполнении бюджетов, а распорядители, которые находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения ООС, могут подавать финотчетность распорядителям вышестоящего уровня без такой отметки.
Если дата представления отчетности приходится на нерабочий день, срок представления переносится на первый после выходного рабочий день (п. 10 Порядка № 419). Впрочем, не рекомендуем затягивать и откладывать представление отчетности на последний день.
Обратите внимание! Вся финотчетность составляется в гривнях на 1-е число следующего за отчетным месяца. Отчетным периодом для составления финотчетности является календарный год. Баланс субъекта госсектора составляется на конец последнего дня отчетного периода. |
Промежуточная (месячная, квартальная) отчетность, которая охватывает определенный период, составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
Для вновь образованного субъекта госсектора первый отчетный период может быть меньше, но не более чем 12 месяцев (т. е. бюджетный год).
Для субъекта госсектора, который ликвидируется или прекращает свою деятельность путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования), отчетным является период с начала года до момента ликвидации.
Финотчетность субъектов госсектора подается контролирующим субъектам госсектора с отметкой органов Казначейства о соответствии аналогичным данным, отраженным в бухучете органов Казначейства.
Все формы финотчетности субъектов госсектора проверяются и визируются соответствующим органом Казначейства путем (абзац четвертый п. 9 разд. І Порядка № 307):
- наложения квалифицированной электронной подписи на каждую форму финотчетности (в случае представления отчетности с применением автоматизированной системы представления электронной отчетности клиентами Казначейства (АС «Э-Отчетность»);
- засвидетельствования подписью на каждой странице всех форм финотчетности с указанием должности, собственного имени и фамилии ответственного лица органа Казначейства и даты проверки отчетности (в случае представления отчетности на бумажных носителях).
Состав и порядок заполнения финотчетности
В состав финотчетности включены (п. 1 разд. IV НП(С)БУГС 101):
- Баланс (форма № 1-дс);
- Отчет о финансовых результатах (форма № 2-дс);
- Отчет о собственном капитале (форма № 3-дс);
- Отчет о движении денежных средств (форма № 4-дс);
- Примечания к годовой финансовой отчетности (форма № 5-дс).
Заполнение Баланса (форма № 1-дс)
Основные требования к информации, которую нужно привести в Балансе (приложение 1 к НП(С)БУГС 101), изложено в НП(С)БУГС 101. Баланс как отчет о финансовом состоянии показывает активы, обязательства и собственный капитал субъекта госсектора и/или бюджета на начало года и на конец отчетного периода на основании сверенных данных бухучета.
Отчетные данные статей Баланса на начало отчетного периода должны быть тождественны данным соответствующих статей Баланса на конец предыдущего отчетного периода с учетом на начало отчетного периода данных реорганизации (если реорганизация состоялась в начале года).
Свертывание статей активов и обязательств недопустимо, кроме случаев, предусмотренных соответствующими НП(С)БУГС.
Внимание! Итог активов Баланса должен равняться сумме обязательств, собственного капитала и финансового результата. |
Актив отражается в Балансе при условии, что его оценка может быть правдиво определена и ожидается получение в будущем экономических выгод и потенциала полезности, связанных с его использованием.
Расходы на приобретение и создание актива, которые согласно п. 4 разд. V НП(С)БУГС 101 не могут быть отражены в Балансе, включаются в составе расходов отчетного периода в Отчет о финрезультатах.
Обязательство отражается в Балансе, если его оценка может быть достоверно определена и существует вероятность уменьшения экономических выгод или потенциала полезности в будущем вследствие его погашения.
Собственный капитал и финрезультат отражаются в Балансе одновременно с отражением активов или обязательств, которые приводят к их изменению.
Оценка и раскрытие статей Баланса осуществляются согласно Порядку № 307.
Оценка и дальнейшее раскрытие отдельных статей Баланса в Примечаниях к годовой финотчетности осуществляются согласно соответствующим НП(С)БУГС.
Пошаговый алгоритм заполнения Баланса см. в «Составляем Баланс (форма № 1-дс)». Детальная инструкция относительно информации, которая приводится в каждой строке Баланса, приведена в п. 1 разд. ІІ Порядка № 307.
Заполнение Отчета о финансовых результатах (форма № 2-дс)
Отчет о финансовых результатах (приложение 2 к НП(С)БУГС 101) (далее – Отчет) содержит информацию о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности субъекта госсектора и бюджета на протяжении отчетного периода (п. 4 разд. І НП(С)БУГС 101).
Отчет состоит из четырех разделов:
- разд. I «Фінансовий результат діяльності»;
- разд. II «Видатки бюджету (кошторису) за функціональною класифікацією видатків та кредитування бюджету»;
- разд. III «Виконання бюджету (кошторису)»;
- разд. IV «Елементи витрат за обмінними операціями».
Обратите внимание: согласно Порядку № 307 строки 2090, 2100, 2110, 2120 и 2530–2790 Отчета распорядителями бюджетных средств не заполняются. |
Пошаговый алгоритм заполнения Отчета см. в «Отчет о финансовых результатах (форма № 2-дс): алгоритм составления». Детальная инструкция относительно информации, которая приводится в каждой строке Отчета, приведена в п. 2 разд. ІІ Порядка № 307.
Заполнение Отчета о движении денежных средств (форма № 3-дс)
Отчет о движении денежных средств (приложение 3 к НП(С)БУГС 101) (далее – Отчет) отражает поступления и расходы денежных средств вследствие деятельности субъекта госсектора в отчетном периоде. Форма и состав статей Отчета определены НП(С)БУГС 101, а механизм раскрытия информации по статьям – Порядком № 307.
В табл. 1 покажем, какая именно информация отражается в Отчете.
Таблица 1
Код строки |
Наименование |
Что отражается |
Счет/субсчет бухучета |
1 |
2 |
3 |
4 |
І. Рух коштів унаслідок операційної діяльності |
|||
|
Надходження від – бюджетні |
|
|
3005 |
– надходження |
Средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг), которые предоставляются (выполняются) согласно законодательству |
2311, 2313, 7111 |
3010 |
– надходження |
Средства, полученные от реализации материальных активов (кроме необоротных активов) |
2311, 2313, 7211 |
3015 |
– інші надходження |
Прочие поступления от операционной деятельности по обменным операциям, которые не включены в строки 3000–3010 Отчета |
2211, 2311, |
|
Надходження від – трансферти |
|
|
3045 |
– інші надходження від |
Прочие поступления от операционной деятельности по необменным операциям, не включенные в строки 3020–3040 Отчета, в частности средства распорядителей от бесплатно полученных активов, работ (услуг), в т. ч. поступления в натуральной форме |
2211, 2212, 2311, 2313, 7511 |
3050 |
– надходження грошових |
Наличные средства и денежные документы в кассе, средства в пути |
22 |
3090 |
– інші надходження |
Средства, полученные во временное распоряжение, которые подлежат дальнейшему распределению, выплате работникам, перечислению по назначению |
2311, 2313 |
|
Витрати за обмінними операціями: – витрати на виконання |
– на исполнение полномочий, определенных законодательством |
2311, 2313 |
3110 |
– витрати на |
– на организацию и предоставление услуг, изготовление продукции, выполнение работ |
|
3115 |
– витрати з продажу активів |
– на реализацию активов |
|
3120 |
Інші витрати за |
– на другие направления операционной деятельности по обменным операциям, которые не включены в строки 3100–3115 Отчета |
2212, 2311, 2313 |
|
Витрати за – трансферти, з них: |
|
2212, 2311, 2313 |
3130 |
– інші витрати за необмінними операціями |
Средства, использованные на прочие направления операционной деятельности по необменным операциям |
|
3135 |
Витрати |
Использованы наличные средства, денежные документы из кассы и средства в пути, зачисленные на соответствующие счета |
|
3180 |
Інші витрати |
Использованные средства, которые получены во временное распоряжение с целью их дальнейшего распределения, выплаты работникам, перечисления по назначению |
|
ІІ. Рух коштів унаслідок інвестиційної діяльності |
|||
|
Надходження – фінансових |
– акций или долговых обязательств других предприятий, а также долей в капитале других предприятий |
2311, 2313 |
3205 |
– основних засобів |
– основных средств (далее – ОС), кроме поступлений от продажи имущества, которые считаются доходами соответствующего бюджета |
|
3210 |
– інвестиційної |
– инвестиционной недвижимости (далее – ИН) |
|
3215 |
– нематеріальних |
– нематериальных активов (далее – НА) |
|
3220 |
– незавершених капітальних інвестицій |
– незавершенных капитальных инвестиций |
|
3225 |
– довгострокових |
– долгосрочных биологических активов (далее – ДБА) |
|
3230 |
Надходження цільового фінансування |
Средства, направленные на приобретение (создание) необоротных активов |
2311, 2313, |
3235 |
Інші надходження |
Средства от инвестиционной деятельности, не включенные в строки 3200–3230 Отчета |
|
|
Витрати на придбання: – фінансових |
– акций или долговых обязательств других предприятий |
|
3250 |
– основних засобів |
– ОС |
2311, 2313 |
3255 |
– інвестиційної |
– ИН |
|
3260 |
– нематеріальних |
– НА |
|
3265 |
– незавершених капітальних інвестицій |
– незавершенных капитальных инвестиций |
|
3270 |
– довгострокових |
– ДБА |
|
3285 |
Інші витрати |
Средства, использованные на инвестиционную деятельность, не включенные в строки 3245–3270 Отчета |
|
ІІІ. Рух коштів унаслідок фінансової діяльності |
|||
|
Надходження від: – повернення кредитів |
– возврата ранее предоставленных кредитов |
|
3305 |
– отримання позик |
– образование долговых обязательств (займов, векселей, облигаций, а также других видов кратко- и долгосрочных обязательств, не связанных с операционной и инвестиционной деятельностью) |
2311, 2313, 6011, 6013, 6114, 6116 |
3310 |
– отримання відсотків (роялті) |
– получение процентов, роялти, дивидендов, операций по кредитованию и предоставлению гарантий и средства, которые получают распорядители от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если распорядителю законом предоставлено соответствующее право |
2311, 2313, 7311 |
3340 |
Інші надходження |
Другие поступления денежных средств от финансовой деятельности по обменным операциям, не включенные в строки 3300–3310 Отчета |
2311, 2313 |
|
Витрати на: – надання кредитів |
– на предоставление кредитов |
|
3355 |
– погашення позик |
– погашение полученных займов |
|
3360 |
– сплату відсотків |
– уплату процентов за пользование кредитами и другими заимствованиями согласно законодательству |
|
3380 |
Інші витрати |
Другие средства, использованные на финансовую деятельность, не включенные в строки 3350–3360 Отчета |
2311, 2313 |
3405 |
Залишок коштів |
Остаток денежных средств и их эквивалентов на начало года, приведенный в Балансе (сумма строк 1160, 1165, 1170, 1175 гр. 3) |
|
3410 |
Залишок коштів |
Сумма денежных средств прошлого отчетного периода (года), которая получена от субъекта госсектора согласно законодательству в отчетном периоде и не может быть отнесена на увеличение поступлений отчетного периода |
|
3415 |
Залишок коштів |
Сумма денежных средств прошлого отчетного периода (года), которая перечислена согласно законодательству в отчетном периоде (возвращена субъекту госсектора, который предоставил эти средства, и т. п.), не была использована и не может быть отнесена на уменьшение поступлений отчетного периода |
|
3420 |
Вплив зміни валютних курсів на залишок |
Сумма увеличения или уменьшения (приводится в скобках или со знаком «–») остатка денежных средств в результате перерасчета инвалюты в случае изменения валютных курсов на протяжении отчетного периода |
7411, 8411, |
3425 |
Залишок коштів |
Разница между суммами денежных поступлений и использованных средств, отраженных в строках 3405, 3400, 3410, 3415 и 3420 Отчета. Рассчитанный таким образом показатель должен равняться приведенному в Балансе остатку денежных средств и их эквивалентов на конец отчетного периода |
22, 23 |
Справочно необходимо привести информацию об операциях в натуральной форме:
- в строке «Надходження в натуральній формі» – бесплатное получение активов, услуг (работ) в денежном выражении;
- строке «Витрати в натуральній формі» – расходование активов, услуг (работ) в натуральной форме в денежном выражении.
Внимание! Согласно Порядку № 307 строки 3020, 3025, 3040, 3126, и 3385 распорядителями бюджетных средств не заполняются. |
Заполнение Отчета о собственном капитале (форма № 4-дс)
В Отчете о собственном капитале (приложение 4 к НП(С)БУГС 101) (далее – Отчет) отражаются изменения в составе собственного капитала субъекта госсектора на протяжении отчетного периода (п. 4 разд. І НП(С)БУГС 101).
В Отчете приводится информация по одноименным счетам класса 5:
- о суммах собственного капитала на начало и на конец отчетного периода;
- об увеличении или уменьшении остатка собственного капитала на начало года вследствие изменения учетной политики, исправления ошибок и других изменений в порядке, предусмотренном соответствующими НП(С)БУГС;
- изменениях в составе и сумме собственного капитала, связанных с предоставлением или изъятием активов по решению собственника;
- увеличении или уменьшении собственного капитала вследствие переоценки ОС и других активов в порядке, установленном соответствующими НП(С)БУГС.
Статьи в Отчете раскрываются в разрезе следующих составляющих:
- внесенный капитал (субсчет 5111);
- капитал в дооценках (субсчета 5311, 5312);
- финансовый результат (субсчет 5512);
- капитал в предприятиях (субсчета 5211-5213);
- резервы (распорядителями не заполняется);
- целевое финансирование (субсчет 5411).
В табл. 2 покажем, какая именно информация подлежит отражению в Отчете.
Таблица 2
Код строки |
Наименование |
Что отражается |
1 |
2 |
3 |
4000 |
Залишок |
Суммы собственного капитала на начало года (нескорректированный остаток) |
|
Коригування: |
Суммы корректировок, предусмотренных НП(С)БУГС 125 «Изменения учетных оценок и исправление ошибок», и другие изменения финрезультата (корректировка результата исполнения сметы на сумму расходов, которые включаются в первоначальную стоимость ОС, и т. п.) |
4020 |
– виправлення помилок |
|
4030 |
– інші зміни |
|
4090 |
Скоригований залишок |
Остаток собственного капитала на начало отчетного года после внесения соответствующих корректировок |
|
Переоцінка активів: – дооцінка (уцінка) |
Суммы дооценок (уценок) ОС, незавершенных капитальных инвестиций, НА и ДБА на протяжении отчетного периода, которые осуществляют в случаях, предусмотренных законодательством |
4110 |
– дооцінка (уцінка) |
|
4120 |
– дооцінка (уцінка) нематеріальних активів |
|
4130 |
– дооцінка (уцінка) довгострокових |
|
4200 |
Профіцит/дефіцит |
Сумма профицита или дефицита за отчетный период с Отчета о финансовых результатах |
4210 |
Збільшення капіталу |
Данные об увеличении капитала вследствие операций по получению в сферу управления субъекта госсектора предприятий государственного, коммунального секторов экономики, увеличению размера собственного капитала предприятий, которые относятся к сфере управления субъекта госсектора, и приобретению финансовых инвестиций |
4220 |
Зменшення капіталу |
Данные об уменьшении капитала в предприятиях вследствие операций по изъятию из сферы управления субъекта госсектора предприятий государственного, коммунального секторов экономики, уменьшения размера собственного капитала предприятий, которые относятся к сфере управления субъекта госсектора, и выбытии финансовых инвестиций |
4290 |
Інші зміни в капіталі |
Другие изменения в составе собственного капитала субъекта госсектора, не указанные в строках 4010–4030 Отчета |
4300 |
Разом змін у капіталі |
Итог изменений в составе собственного капитала субъекта госсектора за отчетный период, который определяется как сумма всех изменений, отраженных в строках 4100–4290 Отчета |
4310 |
Залишок на кінець року |
Сумма, определенная с учетом скорректированного остатка капитала на начало года (стр. 4090) и итогов изменений в капитале (стр. 4300) |
Комментарии к материалу