Акценты этой статьи:
Момент приобретения и прекращения права собственности и других вещных прав
Основание приобретения права собственности и других вещных прав у одних лиц является одновременно основанием для прекращения права собственности и других вещных прав у других лиц и наоборот. Следовательно, важное значение в таких случаях имеет определение момента, когда к приобретателю имущества переходят эти права, ведь с этого момента переходит и груз содержания собственности (ст. 322 Гражданского кодекса, далее – ГК), и риск случайного уничтожения или повреждения имущества (ст. 323 ГК).
Нормы этих статей ГК кратко можно представить следующим образом: правомочия относительно пользования, владения и распоряжения имуществом возникают у владельца и получателя других вещевых прав одновременно с возникновением права собственности и других вещевых прав. Эти правомочия могут принадлежать только владельцу и никому больше.
Основания прекращения права собственности и других вещных прав можно условно разделить на две основные группы:
Случаи прекращения права собственности по воле владельца охватывают две группы ситуаций:
Основания возникновения имущественных прав и обязанностей
В соответствии с ч. 1 ст. 144 Хозяйственного кодекса (далее – ХК) имущественные права и обязанности субъекта хозяйствования (далее – СХ) могут возникать:
Регистрация прав на недвижимое имущество
В ч. 1 ст. 182 ГК установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, обременение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат госрегистрации.
Порядок государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений утвержден постановлением КМУ от 25.12.15 г. № 1127 (далее – Порядок № 1127).
Закон от 01.07.04 г. № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон № 1952) определяет правовые, экономические, организационные принципы проведения госрегистрации вещных и других прав, которые подлежат регистрации согласно данному Закону, и их обременений, устанавливает, что такая госрегистрация прав является обязательной. В ст. 19 данного Закона определен перечень документов, удостоверяющих право собственности и другие вещные права, которые являются основанием для государственной регистрации этих прав.
Права на недвижимое имущество и их обременения, которые подлежат госрегистрации, возникают с момента такой регистрации (ст. 3 Закона № 1952). Кроме случаев, когда вещные права на недвижимое имущество, возникшие до 01.01.13 г., признаются действительными согласно ч. 3 ст. 3, и случаев, определенных ст. 28 Закона № 1952 при наличии одного из следующих условий:
Прекращение вещных прав также подлежит государственной регистрации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество в установленном законодательством порядке.
В то же время следует заметить, что право оперативного управления и право хозяйственного ведения являются производными правами. Регистрируются такие права при наличии подтверждения права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества. С учетом указанного, для осуществления госрегистрации других вещных прав (прав оперативного управления и хозяйственного ведения) к обязательным документам, которые подтверждают их возникновение, отнесено решение распорядительного характера, принятое владельцем (или органом управления) недвижимого имущества, о закреплении соответствующих вещных прав на имущество за СХ.
Госрегистрация прав оперативного управления и хозяйственного ведения осуществляется путем внесения в установленном порядке соответствующей записи в Госреестр вещных прав.
Госрегистрация других вещных прав на недвижимое имущество, в частности оперативного управления, проводится по заявочному принципу. Руководствуясь п. 25 и 26 Порядка № 1127, следует заметить, что в случае проведения госрегистрации других вещных прав на недвижимое имущество, отличное от права собственности, заинтересованным лицом является правоприобретатель (правоприобретатели) или сторона (стороны) сделки, в соответствии с которой возникло такое вещное право.
Если объект недвижимого имущества размещен в пределах территории, на которой действуют два и более органов госрегистрации прав, заявление о госрегистрации прав подается в один из таких органов по выбору заявителя (ч. 1, 2 ст. 16 Закона № 1952).
Регистрация вещных прав для органов государственной власти, органов местного самоуправления осуществляется компетентными органами бесплатно (ч. 4 ст. 34 Закона № 1952).
Обратите внимание! Порядок № 1127 изложен в новой редакции согласно постановлению КМУ от 23.08.16 г. № 553, которым урегулирован пакет вопросов в сфере госрегистрации. Одним из главных нововведений этого Порядка является введение информационного взаимодействия Госреестра вещных прав на недвижимое имущество и Единого реестра документов, которые дают право, например, на выполнение подготовительных и строительных работ и удостоверяют приемку в эксплуатацию завершенных строительством объектов, сведений о возврате на доработку, отказе в выдаче, отмене и аннулировании указанных документов.
Так, сведения о документе, который в соответствии с требованиями законодательства удостоверяет приемку в эксплуатацию завершенного строительством объекта, госрегистратор будет получать в режиме реального времени непосредственно из Единого реестра документов.
Такое информационное взаимодействие будет обеспечено Минюстом совместно с Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства в двухмесячный срок со дня вступления в силу постановления.
Указанное освободит заявителей от необходимости представления документов в бумажной форме и обеспечит достоверность информации, которая используется во время государственной регистрации вещных прав на недвижимость.
Также правительством определен перечень заявлений для государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, которые могут подаваться в электронной форме. В частности, такое право предоставлено застройщикам.
Кроме того, постановлением правительства упорядочен вопрос регистрации уставов территориальных громад сел, поселков, городов в части определения органов, компетентных осуществлять государственную регистрацию, возможности представления документов через центры предоставления административных услуг и освобождения территориальных громад от платы за проведение такой регистрации.
К тому же распоряжением КМУ от 05.10.16 г. № 803-р принят ряд мер (п. 79–83) по предотвращению коррупции в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, одними из которых являются мероприятия в сфере управления объектами государственной собственности, ответственным за выполнение которых является Фонд госимущества, а именно: