Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Знали о потребности в закупке, но объявили согласно выделенным средствам: нарушили или нет

10.08.2021 143 0 0

Закупки

Сметой сельского бюджета на 2021 год предусмотрены средства на закупку услуги (покос травы) в размере 49 тыс. грн. В прошлом году на эту закупку было израсходовано 70 тыс. грн. Является ли нарушением, что уполномоченное лицо (далее – УЛ) объявило план и закупку на 49 тыс. грн?

Законом от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922) не установлена обязанность заказчика составлять и утверждать годовой план закупок на основании сметы (временной сметы), финансового плана (плана ассигнований, плана использования бюджетных средств). Поэтому заказчики, которые осуществляют закупки за бюджетные средства, должны учитывать требования Бюджетного кодекса (далее – БК).

Как указано в Информационном письме Минэкономики от 03.09.20 г. № 3304-04/54160-06, Закон № 922 не содержит запретов на проведение закупок до вступления в силу закона о Госбюджете на соответствующий период, утверждения сметы, плана использования бюджетных средств, финансового плана предприятия, поэтому для обеспечения насущных нужд в товарах, работах и услугах в следующем году заказчик может в конце текущего года (или в начале следующего) начать закупку по соответствующему предмету закупки.

Вместе с тем для заключения договора о закупке по результату процедуры распорядителю (получателю) бюджетных средств (далее – распорядитель, получатель) необходимо соблюдать требования ч. 1 ст. 23 и ч. 4 ст. 48 БК, которые запрещают взятие распорядителями (получателями) и осуществление платежей без соответствующих бюджетных ассигнований, которые предоставляются согласно установленным бюджетным назначениям.

Поэтому в проекте договора о закупке и самом договоре заказчик должен предусмотреть порядок возникновения договорных обязательств в зависимости от реального финансирования. Вместе с тем существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных Законом № 922.

Кроме того, заказчик, который является распорядителем (получателем), может осуществлять закупки по временной индивидуальной смете (временному индивидуальному плану использования бюджетных средств). После утверждения и доведения постоянной сметы на год закупки осуществляются без учета объемов закупок, проведенных на основании временной сметы, исходя из стоимостных границ, определенных Законом № 922. В ином случае при наличии такой временной сметы заказчик может закупать плановую потребность в товарах, работах и услугах на год.

Так вот, до проекта договора о закупке и договора такой заказчик может включить условие о взятии обязательств относительно уплаты части предмета закупки в пределах доаеденной суммы во временной смете и условие об оплате остатка суммы договора исключительно при наличии средств согласно постоянной смете (плану использования бюджетных средств).

Как предусмотрено ч. 1 ст. 4 Закона № 922, закупки планируются на основании имеющейся потребности в закупке товаров, работ и услуг. Запланированные закупки включаются в годовой план закупок (далее – годовой план).

Итак, определение потребности в товарах, работах, услугах, ожидаемой стоимости закупки, планирование объемов и источников расходов, подготовка к проведению закупок, составление годового плана и внесение в него изменений обязательно предшествуют процедуре закупок.

Основой для составления расчетов к смете бюджетного учреждения являются расчеты к бюджетному запросу.

Исходя из абзаца второго п. 37 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228, утвержденная смета учреждения, а также расчеты, которыми обосновываются показатели расходов бюджета и предоставления кредитов из бюджета, которые включаются в проект сметы, подаются в двух экземплярах, один из которых возвращается такому учреждению, а второй остается в учреждении, руководитель которого утвердил смету.

Учитывая изложенное, определение и обоснование потребности в закупке товаров, работ или услуг, ожидаемой стоимости указанных товаров, работ или услуг и необходимого объема соответствующих расходов на следующий год фактически осуществляется бюджетными учреждениями в предыдущем году на этапах составления проектов смет и расчетов к бюджетным запросам. В дальнейшем указанная ожидаемая стоимость таких закупок может корректироваться после рассмотрения и утверждения соответствующих смет.

УЛ, назначенные ответственными за организацию и проведение закупок, могут раньше времени получать необходимую информацию от соответствующих структурных подразделений (специалистов) заказчика относительно нужд и объемов расходов юрлица-заказчика для дальнейшего эффективного планирования закупок согласно требованиям Закона № 922. При составлении и утверждении годового плана закупок УЛ могут использовать детализированную информацию о расходах бюджета, указанную в расчетах к смете, применив правила определения предмета закупки, установленные Законом № 922 и Порядком определения предмета закупки, утвержденным приказом Минэкономики от 15.04.20 г. № 708, а также руководствуясь соответствующими стоимостными границами, установленными Законом № 922.

Итак, подытожим: закупка может осуществляться или по имеющейся потребности на год, или учитывая выделенные средства. При этом заказчик должен учитывать запрет делить предмет закупки на части с целью избежания проведения открытых торгов/упрощенных закупок или применения Закона № 922, в частности положений ч. 3 ст. 10 этого Закона.

Если заказчик осознает потребность в закупке на год, но постоянной сметой ему выделены средства меньше, чем необходимо для ее удовлетворения, то он может руководствоваться выделенной суммой, поскольку не знает, когда и будут ли вообще выделены средства для закупки всей потребности. Если такие средства выделят, то они будут считаться дополнительно выделенными средствами.

Обратимся к судебной практике. Так, по делу № 219/14835/18 в суде рассматривалась ситуация, когда распоряжением от 21.02.18 г. заказчику были выделены дополнительные ассигнования и внесены в смету изменения, согласно которым заключен договор на закупку услуг столовых от 22.02.18 г. на сумму 191 849 грн. Через месяц распоряжением от 21.03.18 г. снова были выделены дополнительные ассигнования и внесены изменения в смету, согласно которым заключен договор на закупку кейтеринговых услуг от 22.03.18 г. на сумму 199 999 грн.

Суд оправдал заказчика, аргументировав свое решение так: перед заключением этих договоров были внесены соответствующие изменения в годовой план закупок. Стоимость предмета договора по каждому договору отдельно не равна или не превышает 200 тыс. грн. Договоры заключены в пределах выделенных дополнительных средств, поэтому такой предмет закупки следует считать новым предметом договора.

Такое же решение принято и по делу № 924/890/17 (с окончательным решением апелляционного суда можно ознакомиться по ссылке). Закупка по каждому договору проводилась в пределах дополнительно выделенных средств, предметы закупок по разным договорам поставки являются новыми предметами договоров, и основания считать, что ответчик поделил предмет закупки на части с целью избежания проведения тендера, отсутствуют и материалами дела не подтверждены.

Таким образом, в сложившейся ситуации нужно учитывать, что если заказчику были утверждены постоянной сметой 49 тыс. грн в год, то даже при условии, что его потребность за прошлый год составляла 70 тыс. грн, он может проводить закупку с учетом фактически выделенных средств.

Комментарии к материалу