Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Закупки в конце бюджетного года: актуальные вопросы

13.12.2018 1452 0 1


Тендерный комитет провел три процедуры открытых торгов на закупку природного газа на декабрь 2018 года, поскольку по действующему договору до конца года имеющихся объемов не хватало. Первую процедуру отменили из-за представления для участия в торгах меньше двух тендерных предложений, вторую – из-за отклонения двух представленных предложений в связи с их несоответствием условиям тендерной документации. При этом во вторых торгах был немного увеличен объем газа и соответственно ожидаемая стоимость предмета закупки. Для участия в третьей процедуре торгов пришел только один участник, поэтому их тоже отменили (представлено меньше двух тендерных предложений).


Имеет ли учреждение-заказчик право на этом этапе провести переговорную процедуру согласно п. 4 ч. 2 ст. 35 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922), если торги отменялись из-за недостаточного количества участников дважды, но не подряд?

Как определено ч. 1 ст. 35 Закона № 922, переговорная процедура закупки – это процедура, которая используется заказчиком в порядке исключения и согласно которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.

Заметим, что такую процедуру применяют заказчики при наличии оснований, определенных ч. 2 ст. 35 Закона № 922.

Так, согласно п. 4 ч. 2 ст. 35 Закона № 922 переговорная процедура закупки применяется заказчиком в порядке исключения в случае, если он дважды отменил тендер из-за отсутствия достаточного количества участников. При этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику не должны отличаться от требований, определенных заказчиком в тендерной документации.

Как видим, Закон № 922 не содержит ограничений относительно изменения ожидаемой стоимости и количественных характеристик предмета закупки в случае применения переговорной процедуры закупки на основании п. 4 ч. 2 ст. 35 этого Законахэ.

Итак, если заказчик дважды отменил тендер из-за недостаточного количества участников, обоснование применения переговорной процедуры должно содержать ссылку на отчет о результатах проведения процедуры закупки и/или другие документы, подтверждающие факт двойной отмены торгов, предметом закупки в которых были те же товары (в нашей ситуации – природный газ), являющиеся предметом закупки для переговорной процедуры.

Поэтому в этой ситуации заказчик может применить переговорную процедуру согласно п. 4 ч. 2 ст. 35 Закона № 922 для закупки природного газа на декабрь этого года.

Следует помнить о принципах осуществления публичных закупок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона № 922: открытость и прозрачность на всех стадиях закупок, предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, максимальная экономия и эффективность.

Заказчик – бюджетное учреждение провел две процедуры открытых торгов на закупку электроэнергии на 2019 год, но ни на одну из них никто из поставщиков не явился. Имеем ли мы право сейчас провести сокращенную переговорную процедуру закупки?

Согласно абзацу пятому ч. 1 ст. 31 Закона № 922 заказчик отменяет торги в случае представления для участия в них менее двух тендерных предложений.

По результатам проведенных с участником (участниками) переговоров заказчик принимает решение о намерении заключить договор и обнародует такое уведомление в системе ProZorro на протяжении одного дня со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки.

Нормой ч. 3 ст. 35 Закона № 922 предусмотрено право заказчика заключить договор о закупке по результатам применения переговорной процедуры в срок не ранее чем через 10 дней (5 дней – в случае применения этой процедуры на основаниях, определенных п. 3 ч. 3 этой статьи, а также в случае закупки, в частности, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению) со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления о намерении заключить такой договор.

Итак, если заказчик провел два тендера и оба были отменены на основании абзаца пятого ч. 1 ст. 31 Закона № 922, то он имеет право провести так называемую сокращенную переговорную процедуру закупки. То есть заказчик может не ждать 10 дней с момента обнародования уведомления о намерении, а уже на 6-й календарный день заключить договор о закупке электроэнергии.

Заказчик и поставщик хотят продолжить срок действия договора на поставку товара объемом, который не превышает 20 % суммы договора. Договор действует до 31.12.18 г. Могут ли стороны заключить такое дополнительное соглашение, например, в ноябре или декабре этого года, а при необходимости завезти «пролонгированный» объем товара до конца 2018 года, а не в начале 2019-го?

Согласно Закону № 922 договор о закупке заключают согласно нормам Гражданского и Хозяйственного кодексов (далее – ГК и ХК) с учетом особенностей, определенных этим Законом.

Как предусмотрено ч. 5 ст. 36 Закона № 922, действие договора о закупке может продолжаться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, объемом, который не превышает 20 % суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.

Закон № 922 не содержит ограничений относительно того, когда именно стороны имеют право заключать дополнительную сделку к договору на основании ч. 5 ст. 36 этого Закона. То есть это может быть и не декабрь 2018 года. Однако следует такие изменения вносить в договор. Поскольку учитывая нормы ч. 1 ст. 631 ГК сроком договора является время, на протяжении которого стороны могут осуществить свои права и выполнить свои обязательства согласно договору, приходим к выводу, что такие изменения в договор могут быть внесены как в декабре, так и в ноябре этого года.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 193 ХК субъекты хозяйствования и другие участники хозяйственных отношений должны выполнять свои обязательства надлежащим образом согласно закону, другим правовым актам, договору, а при отсутствии конкретных требований относительно выполнения обязательства – по требованиям, которые в определенных условиях обычно выдвигаются. К выполнению хозяйственных договоров применяются соответствующие положения ГК с учетом особенностей, предусмотренных ХК.

При этом согласно ч. 1 ст. 531 ГК должник имеет право исполнить свою обязанность досрочно, если иное не установлено договором, актами гражданского законодательства или не следует из сути обязательства или обычаев делового оборота. Аналогичная норма содержится в ч. 5 ст. 193 ХК.

Вместе с тем каждая сторона должна принять все меры, необходимые для надлежащего исполнения ею обязательства, учитывая интересы другой стороны и обеспечение общехозяйственного интереса (ч. 2 ст. 193 ХК).

Итак, при необходимости поставщик может завезти «пролонгированный» объем товара до конца 2018 года, а не в начале 2019-го.

Также нужно помнить о следующих условиях применения ч. 5 ст. 36 Закона № 922:

  • это основание для продления срока действия договора применяется, если у заказчика есть необходимость в проведении процедуры закупки этого же предмета закупки (в нашем случае – этого же товара);
  • расходы на дополнительную закупку должны быть утверждены в установленном порядке.

Комментарии к материалу