Дополнительные обязанности для тендерного комитета: возможно ли?
Ситуация из практики
Руководитель заказчика хочет возложить на тендерный комитет (далее – ТК) полномочия относительно осуществления допороговых закупок – как проведение этих закупок через электронную систему закупок ProZorro, так и отбор контрагентов для заключения договоров без применения ProZorro. Однако ТК против этого. Может ли руководитель приказом об утверждении положения о ТК возложить на него указанные функции?
Как предусмотрено ч. 1 ст. 11 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922), заказчик создает ТК (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц) для организации и проведения процедур закупок. При этом состав ТК и положение о ТК утверждаются решением заказчика (ч. 2 ст. 11 Закона № 922).
Согласно п. 31 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 ТК – это служебные (должностные) и другие лица заказчика, назначенные ответственными за организацию и проведение процедур закупки согласно этому Закону.
Заметим, что приказом Минэкономразвития от 30.03.16 г. № 557 утверждено Примерное положение о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах). Этим документом определен правовой статус, общие организационный и процедурный принципы деятельности ТК и уполномоченного лица (лиц), а также их права, обязанности и ответственность. Целью создания ТК является организация и проведение процедур закупок на началах коллегиальности и непредвзятости.
Итак, учитывая указанное, законодательство в сфере публичных закупок не предусматривает полномочий ТК относительно проведения допороговых закупок.
Для осуществления допороговых закупок руководитель заказчика может определить ответственное лицо (лиц). Таким лицом (лицами) могут быть и те лица, которые входят в состав ТК, однако заниматься допороговыми закупками они будут не как члены ТК, а как должностные (служебные) лица, ответственные за организацию и осуществление этих закупок. В таком случае руководитель заказчика издает приказ и определяет в нем лиц, ответственных за проведение допороговых закупок.
Также для предотвращения нарушений положений ч. 7 ст. 2 Закона № 922, которая запрещает умышленное деление предмета закупки с целью избежания проведения открытых торгов или применение этого Закона, и с целью соблюдения принципов осуществления закупок, определенных ст. 3 Закона № 922, заказчику следует планировать закупки согласно стоимостным пределам, предусмотренным ч. 1 ст. 2 Закона № 922. То есть для планирования закупок должно быть налажено взаимодействие между ТК и лицом, ответственным за допороговые закупки.
Помните, что одной из составляющих правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 16414 КУоАП, является осуществление закупки товаров, работ и услуг без применения определенных законодательством процедур закупок.
Комментарии к материалу