Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Начисление зарплаты: требования законодательства

28.09.2017 919 0 2

Государственное регулирование зарплаты

Заработная плата – это вознаграждение, обычно исчисляемое в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную работу (ст. 1 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда», далее – Закон № 108).

Организация зарплаты в Украине совмещает государственное и договорное регулирование и алгоритм определения индивидуальной зарплаты у конкретного работодателя.

Сфера государственного и договорного регулирования зарплаты регламентируется украинским законодательством: КЗоТом, Законом № 108, Законом от 01.07.93 г. № 3356-XII «О коллективных договорах и соглашениях» (далее – Закон № 3356) и т. п.

В соответствии со ст. 8 Закона № 108 сфера госрегулирования распространяется:

  • на установление размера минимальной заработной платы (далее – МЗП), других государственных норм и гарантий;
  • определение условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности;
  • работников предприятий, которые финансируются или дотируются из бюджета;
  • регулирование фондов оплаты труда работников предприятий-монополистов согласно перечню, который определяется КМУ;
  • налогообложение доходов работников.

Основным направлением государственного регулирования зарплаты является определение и гарантирование ее минимального уровня. МЗП – это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда (ст. 95 КЗоТ).

Размер МЗП (как в месячном, так и в почасовом размерах) устанавливается Верховной Радой по представлению КМУ обычно раз в год во время утверждения госбюджета с учетом предложений, наработанных на переговорах представителей профессиональных союзов, собственников или уполномоченных ими органов, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения Генерального соглашения.

Перечень государственных норм и гарантий относительно оплаты труда и порядок их применения определен ст. 12 Закона № 108. К государственным нормам и гарантиям относятся нормы оплаты труда, в частности:

  • за работу в сверхурочное время;
  • в праздничные, нерабочие и выходные дни;
  • в ночное время;
  • за время простоя, который имел место не по вине работника.

Оплата труда работников учреждений, которые финансируются из бюджета, осуществляется на основании нормативно-правовых актов КМУ, в частности:

Договорное регулирование зарплаты

Правовые принципы наработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений определены в Законе № 3356. В соответствии со ст. 2 данного Закона коллективный договор заключается на предприятиях любой формы собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют право юридического лица. Коллективный договор может заключаться в структурных подразделениях предприятия в пределах компетенции этих подразделений.

Требования к содержанию соглашений и коллективных договоров определены в ст. 8 Закона № 3356, где, в частности, указывается, что соглашением на государственном уровне относительно оплаты труда регулируются следующие нормы:

  • минимальные социальные гарантии в сфере оплаты труда;
  • размер прожиточного минимума;
  • условия роста фондов оплаты труда;
  • межотраслевые соотношения в оплате труда.

Коллективный договор – это основной нормативный акт на предприятии, в котором закреплены условия и размеры оплаты труда (ст. 97 КЗоТ, ст. 15 Закона № 108). Если коллективный договор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), который представляет интересы большинства работников, а если его нет – с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.

В коллективном договоре в соответствии со ст. 7 Закона № 3356 устанавливаются следующие взаимные обязательства сторон относительно оплаты труда:

  • формы, системы, размеры зарплаты, других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и т. п.);
  • гарантии, компенсации, льготы;
  • межквалификационные (междолжностные) соотношения в оплате труда;
  • условия роста фондов оплаты труда.

Следует заметить, что условия коллективного договора, которые ухудшают вопреки действующему законодательству и соглашениям положение работников, являются недействительными (ст. 16 КЗоТ).

Внутренние документы, которые регулируют составляющие зарплаты

Кроме общегосударственных нормативно-правовых актов, вопросы оплаты труда работников бюдженой сферы регулируются отраслевыми нормативными документами, а также локальными документами, утвержденными предприятиями, учреждениями, организациями. В частности, именно согласно положению о премировании, утвержденному учреждением, осуществляется начисление и выплата премий. В данном Положении также предусматриваются виды и размеры премий, кретирии для увеличения их размера или лишения.

Указанные локальные положения разрабатываются по методическим рекомендациям или типовым положениям соответствующих отраслевых министерств или органом управления. Аналогично разрабатываются положения о выплате материальной помощи или выходного пособия и т. п.

Требования относительно количества таких локальных документов не установлены. Поэтому это может быть как одно положение, которое охватывает все виды выплат в учреждении, так и отдельные – для каждого вида выплат.

Комментарии к материалу