Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Военное положение: правовой режим и последствия

22.02.2022 614 0 1

Напряженная ситуация вокруг Украины может привести к вооруженному конфликту и, соответственно, введению на ее территории или в отдельных регионах военного положения. Предлагаем ознакомиться с правовым режимом военного положения, ограничениями, запретами, другими последствиями для органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности.


Органы, полномочия и мероприятия

Основным нормативно-правовым актом, которым урегулированы введение военного положения (далее – ВП) и его последствия, является Закон от 12.05.2015 № 389-VIII «О правовом режиме военного положения» (далее – Закон № 389). Им определены содержание правового режима ВП, порядок его введения и отмены, правовые принципы деятельности органов государственной власти (далее – ОГВ), военного командования (далее – ВК), военных администраций (далее – ВА), органов местного самоуправления (далее – ОМС), предприятий, учреждений и организаций в условиях военного положения, гарантии прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц.

Военное положение – это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим ОГВ, ВК, ВА и ОМС полномочий, необходимых для отвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юрлиц с указанием срока действия этих ограничений (ст. 1 Закона № 389).

К полномочиям соответствующих ОГВ, ВК, ВА и ОМС, помимо прочего, отнесено осуществление, в частности, следующих мероприятий:

  • использование мощности и трудовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменение режима их работы, проведение других изменений производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;
  • принудительное отчуждение имущества, которое находится в коммунальной собственности, для нужд государства;
  • регулирование работы СМИ, заведений культуры, поставщиков электронных коммуникационных сетей и/или услуг, полиграфических предприятий, издательств;
  • изъятие у предприятий, учреждений и организаций учебной и боевой техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, сильнодействующих химических и ядовитых веществ;
  • регулирование в порядке, определенном КМУ, работы поставщиков электронных коммуникационных сетей и/или услуг, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, радиоцентров теле- и других предприятий, учреждений, организаций и заведений культуры и средств массовой информации, а также использование местных радиостанций, телевизионных центров и типографий для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения;
  • изъятие, в случае нарушения требований или невыполнения мероприятий ВП, у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан электронного коммуникационного оборудования, телевизионной, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров, а также в случае необходимости других техсредств связи.

Эти и другие мероприятия так или иначе нарушают права и законные интересы как граждан, так и юридических лиц, однако являются временными и необходимыми для отвращения опасности для государства, органов управления и населения страны, в частности, в случае полномасштабного военного конфликта.

Порядок введения и прекращения ВП

Как уже было указано, ВП может устанавливаться как на всей территории Украины, так и в отдельных ее местностях. ВП вводится по указу Президента Украины. Предложения относительно введения ВП на рассмотрение Президенту подает СНБО Украины. Указ Президента о введении ВП подлежит немедленному утверждению Верховной Радой путем принятия соответствующего закона. Утвержденный Верховной Радой указ Президента официально обнародуется вместе с законом относительно его утверждения и вступает в силу одновременно с таким законом.

Стоит заметить, что в указанных нормативно-правовых актах о введении ВП определяется перечень мероприятий, которые будут применены на территории с ВП, поскольку весьма возможно, что не все мероприятия, определенные Законом № 389, будут применены в случае введения ВП.

ВП на всей территории Украины или в отдельных ее местностях прекращается по окончании срока, на который оно было введено. До окончания срока, на который было введено ВП, и при условии устранения угрози нападения или опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности Президент Украины может принять указ об отмене ВП на всей территории Украины или в отдельных ее местностях, о чем должно быть немедленно объявлено через средства массовой информации.

Создание ВА

Введение ВП предусматривает создание военных администраций как временных госорганов. Решение об этом принимается Президентом Украины по представлению областных государственных администраций (далее – ОГА) или ВК. ВА населенных пунктов создаются в одном или нескольких населенных пунктах (селах, поселках, городах), в которых сельские, поселковые, городские советы и/или их исполнительные органы не осуществляют возложенных на них Конституцией и законами Украины полномочий, помимо прочего и в результате фактического самороспуска или самоустранения от выполнения своих полномочий, или их фактического невыполнения, или прекращения их полномочий согласно закону.

ВА руководит начальник, который назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины по предложению Генерального штаба ВСУ или соответствующей ОГА.

В случае принятия решения о создании районных, областных ВА, их статус приобретают соответственно РГА, ОГА, а их главы получают статус начальников соответствующих ВА.

ВА населенных пунктов формируются из военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, службы гражданской защиты, которые отправляются в них в установленном законодательством порядке для выполнения задач в интересах обороны государства и его безопасности, а также работников, которые заключили с Генеральным штабом ВСУ трудовой договор.

В случае получения РГА, ОГА статуса ВА должности государственных служащих в таких администрациях могут замещаться военнослужащими воинских формирований, лицами рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, службы гражданской защиты.

Общее руководство деятельностью ВА населенных пунктов осуществляют руководители соответствующих РГА или начальники районных ВА (в случае их создания).

Полномочия омс, которые переходят к ВА

В ст. 9 Закона № 389 определено что в условиях военного положения все ОГВ и ОМС осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины и другими законами, однако с учетом ограничений, определенных данным законом. Так, ВА населенных пунктов осуществляют делегированные полномочия органов исполнительной власти, предоставленные ОМС законами Украины. Основными из них являются:

  • обеспечение эффективного использования природных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • привлечение на договорных началах предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности к участию в комплексном социально-экономическом развитии сел, поселков, городов, координации этой работы на соответствующей территории;
  • размещение на договорных началах заказов на производство продукции, выполнение работ (услуг), необходимых для территориальной громады (далее – тергромада), на предприятиях, в учреждениях и организациях;
  • составление и утверждение местного бюджета, внесение изменений в него, обеспечение выполнения соответствующего бюджета;
  • установление ставок местных налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом, если решение соответствующего совета по этим вопросам не принято;
  • принятие решений относительно предоставления в соответствии с законодательством льгот по уплате местных налогов и сборов, если решение соответствующего совета по этим вопросам не принято;
  • установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на бытовые, коммунальные (кроме тарифов, которые устанавливаются НКРЭКП), транспортные и другие услуги;
  • управление объектами ЖКХ, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих тергромад, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации, надлежащего уровня и качества услуг населению;
  • установление для предприятий, учреждений и организаций, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих ТГ, размера части прибыли, которая подлежит зачислению в местный бюджет;
  • осуществление управления имуществом, которое находится в коммунальной собственности соответствующей тергромады (кроме отчуждения, помимо прочего и путем приватизации коммунального имущества и предоставления коммунального имущества в аренду на срок более одного года);
  • предоставление в соответствии с законом градостроительных условий и ограничений застройки земельных участков;
  • управление учебными заведениями, заведениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, которые принадлежат тергромадам или переданы им, молодежными подростковыми заведениями по месту проживания; организация их материально-технического и финансового обеспечения;
  • обеспечение социально-культурных заведений, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих тергромад, а также населения топливом, электроэнергией, газом и другими энергоносителями; решение вопросов водоснабжения, отведения и очистки сточных вод; осуществление контроля за качеством питьевой воды;
  • отмена актов исполнительных органов соответствующего совета, которые не соответствуют Конституции, законам Украины, другим актам законодательства, решениям соответствующего совета, принятым в рамках его полномочий.

Таким образом, в случае введения ВП большинство полномочий ОМС фактически перейдут к ВА.

Ограничение расчетов в случае введения ВП

Для обеспечения стабильности банковской системы Украины в условиях особого периода и в соответствии с Концепцией функционирования банковской системы Украины в особый период, одобренной постановлением Правления НБУ от 18.06.2003 № 261, могут вводиться определенные ограничения относительно безналичных и наличных расчетов юридических лиц и граждан.

Напомним, что в соответствии с Законом от 06.12.1991 № 1932-XII «Об обороне Украины» особый период – это период, который наступает, в частности, с момента введения ВП в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период по окончании военных действий.

Согласно Положению о порядке осуществления безналичных расчетов в Украине в национальной валюте в особый период, утвержденному постановлением Правления НБУ от 23.12.2003 № 577 (далее – Положение № 577), НБУ имеет право принять решение об ограничении, остановке осуществления безналичных расчетов в банках, которые зарегистрированы (или имеют обособленные подразделения) в местностях, в которых введено ВП.

Кроме того, в случае введения военного положения на всей территории Украины НБУ принимает решение относительно осуществления безналичных расчетов только через определенные уполномоченные банки (пп. 3 п. 4. Положения № 577). Также устанавливаются особенности открытия банковских счетов для клиентов, которые привлекаются к работе в особых условиях, и порядка перевода средств.

Некоторые правила и ограничения относительно обращения наличных средств в период ВП определены Положением об организации наличного обращения и ведения эмиссионно-кассовых операций в банковской системе в особый период, утвержденным постановлением Правления НБУ от 05.05.2018 № 51. В частности, это касается обязанности сдачи наличности в полном объеме, введения ограничений на снятие наличности, изменения критериев изнашиваемости банкнот и т. п.

Изъятие, отчуждение (реквизиция) имущества в случае введения ВП

Принудительное отчуждение имущества коммунальной собственности является одним из мероприятий, которые могут быть применены государством в период действия ВП. В соответствии с ч. 2 ст. 353 Гражданского кодекса в условиях ВП имущество может быть принудительно изъято, отчуждено (реквизировано) у владельца с последующим полным возмещением его стоимости.

Порядок реквизиции имущества во время ВП урегулирован Законом от 17.05.2012 № 4765-VI «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» (далее – Закон № 4765), в соответствии со ст. 1 которого:

  • принудительное отчуждение имущества – лишение владельца права собственности на индивидуально определенное имущество, которое находится в коммунальной собственности и которое переходит в собственность государства для использования в условиях правового режима ВП при условии предварительного или последующего полного возмещения его стоимости;
  • изъятие имущества – лишение госпредприятий, государственных хозяйственных объединений права хозяйственного ведения или оперативного управления индивидуально определенным государственным имуществом для его передачи на нужды государства в условиях правового режима ВП.

Принудительное отчуждение имущества во время ВП может осуществляться с предварительным полным возмещением его стоимости. В случае невозможности предварительного полного возмещения за принудительно отчужденное имущество, отчуждение осуществляется с последующим полным возмещением.

Изъятие имущества в условиях ВП осуществляется без возмещения стоимости такого имущества.

В соответствии со ст. 4 Закона № 4765 принудительное отчуждение или изъятие имущества изза введения и выполнения мероприятий правового режима ВП осуществляется по решению ВК, согласованному, соответственно, с областной, районной, Киевской городской госадминистрацией или исполнительным органом соответствующего местного совета. В местностях, где ведутся боевые действия, принудительное отчуждение или изъятие имущества осуществляется без согласования с указанными органами.

Особенности передачи и принудительного отчуждения коммунального имущества в условиях ВП

В соответствии со ст. 6 Закона № 4765 с инициативой о бесплатной передаче коммунального имущества в государственную собственность для удовлетворения нужд государства в условиях ВП обращается ВК. Передача коммунального имущества в госсобственность осуществляется по решению:

  • сельских, поселковых, городских, районных в городах советов – относительно объектов права коммунальной собственности соответствующих ТГ;
  • районных, областных советов – относительно объектов права совместной собственности ТГ сел, поселков, городов, которые находятся в управлении районных, областных советов.

В случае невозможности принятия соответствующим местным советом решения о передаче коммунального имущества в государственную собственность такое решение принимается сельским, поселковым, городским главой, председателем районного в городе, районного, областного совета или секретарем, заместителем председателя соответствующего совета с последующим его утверждением соответствующим советом согласно закону. Соответствующее решение принимается указанными лицами в порядке, установленном законом.

Передача коммунального имущества в государственную собственность оформляется актом приемки-передачи, который подписывается сельским, поселковым, городским главой, председателем районного в городе, районного, областного совета или секретарем, заместителем председателя соответствующего совета и уполномоченным лицом ВК.

В акте приемки-передачи приводится:

  • название местного совета и ВК;
  • полное наименование, место расположения и идентификационный код юридического лица, за которым было закреплено имущество;
  • сведения о документе, устанавливающем право собственности на имущество (при наличии);
  • описание имущества, достаточное для его идентификации, в частности для недвижимого имущества – место размещения, для движимого имущества (наземные, водные и воздушные транспортные средства) – сведения о регистрационном номере транспортного средства, марке, модели, номере шасси, годе выпуска и других регистрационных данных.

К акту приемки-передачи прилагается документ, который содержит заключение о стоимости имущества на дату его оценки. Право государственной собственности на имущество возникает с даты подписания акта приемки-передачи.

Следует заметить, что в случае невозможности принятия решения соответствующим местным советом и сельским, поселковым, городским главой, председателем районного в городе, районного, областного совета или секретарем, заместителем председателя соответствующего совета или в случае неутверждения такого решения соответствующим местным советом коммунальное имущество отчуждается принудительно по решению ВК.

Оценка имущества, возмещение его стоимости и возврат

Имущество, которое подлежит принудительному отчуждению, оценивается в порядке, установленном законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности. Если привлечь к оценке имущества субъектов оценочной деятельности – субъектов хозяйствования невозможно, такая оценка проводится субъектами оценочной деятельности ОГВ или ОМС по согласованию с владельцем имущества. В случае отказа или отсутствия владельца имущества указанные органы имеют право проводить такую оценку самостоятельно.

Право на возмещение стоимости имущества (компенсацию) в случае его принудительного отчуждения в условиях ВП имеют юридические лица коммунальной собственности, у которых отчуждены здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество для нужд государства, или их правопреемники.

Если после отмены ВП имущество, которое было принудительно отчуждено, сохранилось, а бывший владелец или уполномоченное им лицо настаивает на возврате имущества, такой возврат осуществляется в судебном порядке. Основанием для возврата имущества является решение суда, вступившее в законную силу.

Споры, связанные с возмещением стоимости принудительно отчужденного имущества, разрешаются в судебном порядке.

Лица, виновные в нарушении законодательства относительно возмещения стоимости принудительно отчужденного имущества и возврата принудительно отчужденного имущества, которое сохранилось, несут ответственность согласно закону.

Комментарии к материалу