Напряженная ситуация вокруг Украины может привести к вооруженному конфликту и, соответственно, введению на ее территории или в отдельных регионах военного положения. Предлагаем ознакомиться с правовым режимом военного положения, ограничениями, запретами, другими последствиями для органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности.
Основным нормативно-правовым актом, которым урегулированы введение военного положения (далее – ВП) и его последствия, является Закон от 12.05.2015 № 389-VIII «О правовом режиме военного положения» (далее – Закон № 389). Им определены содержание правового режима ВП, порядок его введения и отмены, правовые принципы деятельности органов государственной власти (далее – ОГВ), военного командования (далее – ВК), военных администраций (далее – ВА), органов местного самоуправления (далее – ОМС), предприятий, учреждений и организаций в условиях военного положения, гарантии прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц.
Военное положение – это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим ОГВ, ВК, ВА и ОМС полномочий, необходимых для отвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юрлиц с указанием срока действия этих ограничений (ст. 1 Закона № 389).
К полномочиям соответствующих ОГВ, ВК, ВА и ОМС, помимо прочего, отнесено осуществление, в частности, следующих мероприятий:
Эти и другие мероприятия так или иначе нарушают права и законные интересы как граждан, так и юридических лиц, однако являются временными и необходимыми для отвращения опасности для государства, органов управления и населения страны, в частности, в случае полномасштабного военного конфликта.
Как уже было указано, ВП может устанавливаться как на всей территории Украины, так и в отдельных ее местностях. ВП вводится по указу Президента Украины. Предложения относительно введения ВП на рассмотрение Президенту подает СНБО Украины. Указ Президента о введении ВП подлежит немедленному утверждению Верховной Радой путем принятия соответствующего закона. Утвержденный Верховной Радой указ Президента официально обнародуется вместе с законом относительно его утверждения и вступает в силу одновременно с таким законом.
Стоит заметить, что в указанных нормативно-правовых актах о введении ВП определяется перечень мероприятий, которые будут применены на территории с ВП, поскольку весьма возможно, что не все мероприятия, определенные Законом № 389, будут применены в случае введения ВП.
ВП на всей территории Украины или в отдельных ее местностях прекращается по окончании срока, на который оно было введено. До окончания срока, на который было введено ВП, и при условии устранения угрози нападения или опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности Президент Украины может принять указ об отмене ВП на всей территории Украины или в отдельных ее местностях, о чем должно быть немедленно объявлено через средства массовой информации.
Введение ВП предусматривает создание военных администраций как временных госорганов. Решение об этом принимается Президентом Украины по представлению областных государственных администраций (далее – ОГА) или ВК. ВА населенных пунктов создаются в одном или нескольких населенных пунктах (селах, поселках, городах), в которых сельские, поселковые, городские советы и/или их исполнительные органы не осуществляют возложенных на них Конституцией и законами Украины полномочий, помимо прочего и в результате фактического самороспуска или самоустранения от выполнения своих полномочий, или их фактического невыполнения, или прекращения их полномочий согласно закону.
ВА руководит начальник, который назначается на должность и освобождается с должности Президентом Украины по предложению Генерального штаба ВСУ или соответствующей ОГА.
В случае принятия решения о создании районных, областных ВА, их статус приобретают соответственно РГА, ОГА, а их главы получают статус начальников соответствующих ВА.
ВА населенных пунктов формируются из военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, службы гражданской защиты, которые отправляются в них в установленном законодательством порядке для выполнения задач в интересах обороны государства и его безопасности, а также работников, которые заключили с Генеральным штабом ВСУ трудовой договор.
В случае получения РГА, ОГА статуса ВА должности государственных служащих в таких администрациях могут замещаться военнослужащими воинских формирований, лицами рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, службы гражданской защиты.
Общее руководство деятельностью ВА населенных пунктов осуществляют руководители соответствующих РГА или начальники районных ВА (в случае их создания).
В ст. 9 Закона № 389 определено что в условиях военного положения все ОГВ и ОМС осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины и другими законами, однако с учетом ограничений, определенных данным законом. Так, ВА населенных пунктов осуществляют делегированные полномочия органов исполнительной власти, предоставленные ОМС законами Украины. Основными из них являются:
Таким образом, в случае введения ВП большинство полномочий ОМС фактически перейдут к ВА.
Для обеспечения стабильности банковской системы Украины в условиях особого периода и в соответствии с Концепцией функционирования банковской системы Украины в особый период, одобренной постановлением Правления НБУ от 18.06.2003 № 261, могут вводиться определенные ограничения относительно безналичных и наличных расчетов юридических лиц и граждан.
Напомним, что в соответствии с Законом от 06.12.1991 № 1932-XII «Об обороне Украины» особый период – это период, который наступает, в частности, с момента введения ВП в Украине или в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период по окончании военных действий.
Согласно Положению о порядке осуществления безналичных расчетов в Украине в национальной валюте в особый период, утвержденному постановлением Правления НБУ от 23.12.2003 № 577 (далее – Положение № 577), НБУ имеет право принять решение об ограничении, остановке осуществления безналичных расчетов в банках, которые зарегистрированы (или имеют обособленные подразделения) в местностях, в которых введено ВП.
Кроме того, в случае введения военного положения на всей территории Украины НБУ принимает решение относительно осуществления безналичных расчетов только через определенные уполномоченные банки (пп. 3 п. 4. Положения № 577). Также устанавливаются особенности открытия банковских счетов для клиентов, которые привлекаются к работе в особых условиях, и порядка перевода средств.
Некоторые правила и ограничения относительно обращения наличных средств в период ВП определены Положением об организации наличного обращения и ведения эмиссионно-кассовых операций в банковской системе в особый период, утвержденным постановлением Правления НБУ от 05.05.2018 № 51. В частности, это касается обязанности сдачи наличности в полном объеме, введения ограничений на снятие наличности, изменения критериев изнашиваемости банкнот и т. п.
Принудительное отчуждение имущества коммунальной собственности является одним из мероприятий, которые могут быть применены государством в период действия ВП. В соответствии с ч. 2 ст. 353 Гражданского кодекса в условиях ВП имущество может быть принудительно изъято, отчуждено (реквизировано) у владельца с последующим полным возмещением его стоимости.
Порядок реквизиции имущества во время ВП урегулирован Законом от 17.05.2012 № 4765-VI «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» (далее – Закон № 4765), в соответствии со ст. 1 которого:
Принудительное отчуждение имущества во время ВП может осуществляться с предварительным полным возмещением его стоимости. В случае невозможности предварительного полного возмещения за принудительно отчужденное имущество, отчуждение осуществляется с последующим полным возмещением.
Изъятие имущества в условиях ВП осуществляется без возмещения стоимости такого имущества. |
В соответствии со ст. 4 Закона № 4765 принудительное отчуждение или изъятие имущества изза введения и выполнения мероприятий правового режима ВП осуществляется по решению ВК, согласованному, соответственно, с областной, районной, Киевской городской госадминистрацией или исполнительным органом соответствующего местного совета. В местностях, где ведутся боевые действия, принудительное отчуждение или изъятие имущества осуществляется без согласования с указанными органами.
В соответствии со ст. 6 Закона № 4765 с инициативой о бесплатной передаче коммунального имущества в государственную собственность для удовлетворения нужд государства в условиях ВП обращается ВК. Передача коммунального имущества в госсобственность осуществляется по решению:
В случае невозможности принятия соответствующим местным советом решения о передаче коммунального имущества в государственную собственность такое решение принимается сельским, поселковым, городским главой, председателем районного в городе, районного, областного совета или секретарем, заместителем председателя соответствующего совета с последующим его утверждением соответствующим советом согласно закону. Соответствующее решение принимается указанными лицами в порядке, установленном законом.
Передача коммунального имущества в государственную собственность оформляется актом приемки-передачи, который подписывается сельским, поселковым, городским главой, председателем районного в городе, районного, областного совета или секретарем, заместителем председателя соответствующего совета и уполномоченным лицом ВК.
В акте приемки-передачи приводится:
К акту приемки-передачи прилагается документ, который содержит заключение о стоимости имущества на дату его оценки. Право государственной собственности на имущество возникает с даты подписания акта приемки-передачи.
Следует заметить, что в случае невозможности принятия решения соответствующим местным советом и сельским, поселковым, городским главой, председателем районного в городе, районного, областного совета или секретарем, заместителем председателя соответствующего совета или в случае неутверждения такого решения соответствующим местным советом коммунальное имущество отчуждается принудительно по решению ВК.
Имущество, которое подлежит принудительному отчуждению, оценивается в порядке, установленном законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности. Если привлечь к оценке имущества субъектов оценочной деятельности – субъектов хозяйствования невозможно, такая оценка проводится субъектами оценочной деятельности ОГВ или ОМС по согласованию с владельцем имущества. В случае отказа или отсутствия владельца имущества указанные органы имеют право проводить такую оценку самостоятельно.
Право на возмещение стоимости имущества (компенсацию) в случае его принудительного отчуждения в условиях ВП имеют юридические лица коммунальной собственности, у которых отчуждены здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество для нужд государства, или их правопреемники.
Если после отмены ВП имущество, которое было принудительно отчуждено, сохранилось, а бывший владелец или уполномоченное им лицо настаивает на возврате имущества, такой возврат осуществляется в судебном порядке. Основанием для возврата имущества является решение суда, вступившее в законную силу.
Споры, связанные с возмещением стоимости принудительно отчужденного имущества, разрешаются в судебном порядке.
Лица, виновные в нарушении законодательства относительно возмещения стоимости принудительно отчужденного имущества и возврата принудительно отчужденного имущества, которое сохранилось, несут ответственность согласно закону.