Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как рассчитывать стоимостный предел для закупок при капитальном ремонте?

21.12.2017 1095 0 1


Бюджетное учреждение-заказчик получило субвенцию, которую планирует израсходовать на капитальный ремонт городской больницы (отдельный проект на сумму 1 200 тыс. грн.). При этом в текущем году мы уже проводили капитальный ремонт крыши этой больницы за средства городского бюджета ожидаемой стоимостью 550 тыс. грн. Правомерно ли в таком случае заключить прямой договор на сумму 1 200 тыс. грн., или все-таки нужно проводить процедуру закупки, так как итого (550 тыс. грн. + 1 200 тыс. грн.) будет превышение стоимостного предела применения Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922)?


Как предусмотрено абзацем первым ч. 1 ст. 2 Закона № 922, этот Закон применяется к заказчикам, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ – 1,5 млн грн.

При этом согласно п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 работы – это проектирование, строительство новых, расширение, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и сопутствующие работам услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и другие услуги, которые включаются в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ.

Вместе с тем предмет закупки работ заказчик определяет согласно разд. ІІI Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 17.03.16 г. № 454 (далее – Порядок № 454).

Заметьте, что из комплексного анализа положений Закона № 922 и Порядка № 454 видится, что определение предмета закупки работ заказчик осуществляет согласно п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 по объектам строительства и с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013, с указанием в скобках предмета закупки согласно показателям второй – пятой цифр основного словаря Национального классификатора ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Минэкономразвития от 23.12.15 г. № 1749.

Обратите внимание, что ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 не содержит определения понятия «объект строительства». При этом в разд. 3 ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 предусмотрено, что в этом стандарте использованы термины согласно ДБН А.2.2-3-2014.

Так, согласно п. 3.12 разд. 3 ДБН А.2.2-3-2014 объект строительства – это дома, здания, сооружения какого-либо назначения, их комплексы или части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры.

Учитывая указанное, предмет закупки работ по капитальному ремонту городской больницы за средства субвенции заказчик будет определять по объекту строительства, а объект строительства – это здание этой больницы.

Одновременно следует отметить и то, что в случае если заказчик на момент планирования первой закупки работ по капитальному ремонту крыши городской больницы за средства городского бюджета ожидаемой стоимостью 550 тыс. грн. объективно не мог предусмотреть необходимость в закупке еще работы по капитальному ремонту по этому же объекту строительства (по зданию городской больницы) еще на 1 200 тыс. грн., при этом такие работы осуществляются по отдельным проектам, то вторую закупку (на сумму 1 200 тыс. грн.) можно считать новым предметом закупки.

При этом не забываем, что заказчики-бюджетники при осуществлении публичных закупок должны придерживаться не только положений Закона № 922, норм Гражданского и Хозяйственного кодексов, а и норм Бюджетного кодекса (далее – БК).

Так, в силу ч. 1 ст. 48 БК распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых годов.

Согласно нормам п. 7 ч. 1 ст. 2 БК бюджетное обязательство – это какое-либо осуществленное согласно бюджетному ассигнованию размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

Вместе с тем согласно норме ч. 3 ст. 48 БК размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взяты обязательства без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БК и Законом о госбюджете (решением о местном бюджете), являются недействительными.

Учитывая указанное, заказчик должен принимать решение, нужно ли применять Закон № 922, или нет, учитывая комплексный анализ норм действующего законодательства, регулирующих вопрос осуществления закупок заказчиком-бюджетником и расходования бюджетных средств. При этом заказчик будет исходить из ожидаемой стоимости предмета закупки работ по капитальному ремонту городской больницы в размере 1 200 тыс. грн. И поскольку указанная сумма меньше стоимостных пределов применения Закона № 922 к работам (то есть меньше 1,5 млн грн.), то заказчик не применяет в этом случае Закон № 922. При этом для осуществления закупки таких работ по капитальному ремонту заказчик может как провести электронную закупку в системе ProZorro, так и заключить «прямой» договор, в данном случае выбор зависит от того, как указанный вопрос урегулирован внутренними нормативными актами заказчика.

Комментарии к материалу