Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Что изменилось в закупках стоимостью до 50 тыс. грн

29.04.2022 282 0 0

Постановлением КМУ от 12.04.2022 № 437 были внесены изменения в постановление КМУ от 28.02.2022 № 169 «Некоторые вопросы осуществления оборонных и публичных закупок товаров, работ и услуг в условиях военного положения» (далее – Постановление № 169), которые вступили в силу с 14.04.2022. Эти изменения касаются условий закупок, стоимость которых не превышает 50 тыс. грн. Рассмотрим подробно, что именно изменилось.


Использование электронной системы закупок

Изменения, в частности, предусматривают, что заказчик может осуществлять публичные закупки, стоимость которых не превышает 50 тыс. грн, с использованием электронной системы закупок (далее – ЭСЗ), в том числе с использованием электронных каталогов. То есть заказчики могут проводить допороговые закупки или применять электронный каталог, что обусловлено постановлением КМУ от 14.09.2020 № 822 «Об утверждении Порядка формирования и использования электронного каталога».

Также заказчики могут воспользоваться новой платформой ЭСЗ – Prozorro+, которая помогает находить поставщиков наиболее необходимых в период военного положения товаров.

В случае проведения закупок стоимостью до 50 тыс. грн без использования ЭСЗ заказчик должен соблюдать принципы осуществления публичных закупок: не вносить информацию о таких закупках в годовой план и не обнародовать в ЭСЗ отчет о договоре о закупке, заключенном без использования ЭСЗ.

Обращаем внимание! Если заказчики заключают прямые договоры с поставщиками, они ничего не публикуют в ЭСЗ ни до, ни после войны.

Однако, если заказчик предусмотрел в договоре его пролонгацию, он должен учитывать, что она может привести к изменению цены договора, то есть превысить 50 тыс. грн. И вот тогда о таком договоре нужно будет отчитаться.

Условия заключения договора о закупке

Изменениями предусмотрено, что договор о закупке заключается в соответствии с нормами Гражданского и Хозяйственного кодексов (далее – ГК). Стороны договора, который заключается без применения процедуры закупки или упрощенной закупки, могут установить, что его условия применяются к отношениям, которые возникли между сторонами до момента вступления в силу Постановления № 169, только если на этот момент у заказчика по закупке предмета закупки, предусмотренного договором о закупке, имелись условия:

  • или для применения переговорной процедуры закупки, определенные п. 2, 4, 5 ч. 2 ст. 40 Закона от 25.12.2015 № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922);
  • или для неприменения порядка проведения упрощенных закупок, определенные п. 2, 4, 5 ч. 7 ст. 3 Закона № 922.

Напомним, в соответствии с ч. 3 ст. 631 ГК стороны могут установить, что условия договора применяются к отношениям между ними, которые возникли до его заключения. Таким образом, заказчики могут воспользоваться этой нормой, если до начала войны были такие основания провести переговорную процедуру закупки или не провести упрощенную закупку:

1) если работы, товары или услуги могут быть выполнены, поставлены или предоставлены исключительно определенным субъектом хозяйствования при наличии одного из следующих случаев:

  • предметом закупки является создание или приобретение произведения искусства или художественного исполнения;
  • заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;
  • отсутствие конкуренции по техническим причинам, которое должно быть документально подтверждено заказчиком;
  • наличие потребности в защите прав интеллектуальной собственности;
  • заключение договора с поставщиком «последней надежды» на поставку электрической энергии или природного газа;

2) если после заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в закупке дополнительного объема товара у того же поставщика, если в случае изменения поставщика заказчик был бы вынужден приобрести товар с другими техническими характеристиками, что привело бы к возникновению несовместимости, связанной с эксплуатацией и техническим обслуживанием. Закупка дополнительного объема товара у того же поставщика осуществляется в течение трех лет после заключения договора, если общая стоимость такой поставки не превышает 50 % цены договора о закупке;

3) если после заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в закупке дополнительных аналогичных работ или услуг у того же участника. Возможность и условия таких дополнительных работ или услуг могут быть предусмотрены в основном договоре о закупке, заключенном по результатам проведения тендера. Закупка дополнительных работ или услуг у того же участника осуществляется в течение трех лет после заключения договора, если общая стоимость таких работ или услуг не превышает 50 % цены основного договора, заключенного по результатам проведения тендера.

Минэкономики в ответе на электронный запрос № 206/2022 отметило, что с учетом положений вышеприведенных нормативно-правовых актов, во время заключения договора о закупке согласно Постановлению № 169 применение ч. 3 ст. 631 ГК представляется возможным, если до его заключения заказчик начал переговорную процедуру закупки (провел переговоры) при наличии условий, определенных п. 2, 4, 5 ч. 2 ст. 40 Закона № 922, которая не была завершена в связи с введением военного положения.

Поскольку этот ответ был предоставлен еще до внесения последних изменений в Постановление № 169, можем утверждать, что основным условием применения ст. 631 ГК с 14.04.2022 является наличие на момент вступления в силу этих изменений у заказчика по закупке предмета закупки, предусмотренного договором о закупке, соответствующих условий для непроведения упрощенной закупки или применения переговорной процедуры. До указанной даты нужно было начать переговорную процедуру закупки.

Проанализировав внесенные в Постановление № 169 изменения, можем прийти к заключению, что данный документ был доработан в части решения вопросов закупок, стоимость которых не превышает 50 тыс. грн, и им расширена возможность заказчиков применять норму ст. 631 ГК.

Комментарии к материалу