Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Тарификация педработников: порядок проведения

31.08.2017 10954 0 0

Как всегда, в начале нового учебного года в общеобразовательных учебных заведениях проводится работа по составлению тарификационных списков (далее – ТС), по которым в течение года будет оплачиваться преподавательская работа персонала этих заведений. По нынешним ТС для некоторых работников произойдет изменение педнагрузки, для некоторых – тарифных разрядов или видов, размеров доплат. Вопросы оплаты труда в новых условиях, в том числе индексации полученных педработниками доходов, рассмотрим в данной консультации.

Законодательная база

Прежде всего отметим, что необходимость проведения тарификации педагогических работников, в отличие от большинства других категорий работников бюджетной сферы, связана со специфическими подходами к оплате их труда, а именно:

  • во-первых, размер месячной зарплаты исходя из ставки по тому или иному тарифному разряду, установленному для педработника, может изменяться каждый учебный год в зависимости от величины педнагрузки. И именно в ТС определяется фактический размер заработка с учетом этой величины. Здесь же определены также постоянные составляющие зарплаты, которые зависят от размера ставки. При этом каких-либо норм, которые бы ограничивали размер педнагрузки для одного учителя, не существует;
  • во-вторых, по данным ТС дополнительно к должностному окладу и условиям оплаты труда, определенным по основному месту работы, начисляется зарплата другим работникам заведения, которые не занимают должности учителя, но проводят занятия по тем или иным предметам. И на стадии составления ТС контролируется соблюдение установленных норм относительно предельного количества преподавательских часов, установленного для той или иной категорий таких работников;
  • в-третьих, один педработник может вести занятия по разным предметам с разным объемом педнагрузки, что детализируется в ТС. Благодаря этому руководитель заведения имеет полную картину распределения педагогических часов, предусмотренных учебными планами по тому или иному предмету, между учителями, а значит, и возможность принимать соответствующие управленческие решения.

Формы ТС для учебных заведений разных типов и нормы по определению размера составляющих, которые в них включаются, содержит Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее – Инструкция № 102). Отметим, что нормы данной Инструкции, в том числе и те из них, по которым определяются данные, которые вносятся в тарификационный список, применяются в части, не противоречащей условиям оплаты труда, определенным приказом МОН от 26.09.05 г. № 557 (далее – Приказ № 557). Поэтому далее в консультации мы будем обращаться к нормам и этого документа.

Результаты проведения тарификации в общеобразовательном учебном заведении, являющемся предметом рассмотрения данной консультации, заносятся в ТС по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции № 102. В примечаниях к этому приложению изложены особенности заполнения отдельных граф ТС, о чем мы поговорим позже, а также сказано, что в ТС включаются все работники заведения, в том числе директора и их заместители, учителя, воспитатели, библиотекари, а также другие работники (завхозы, лаборанты), которые ведут преподавательскую работу. Об этом сказано также в п. 91 Инструкции № 102 (предпоследний абзац). При этом в ТС вносятся и часы индивидуального обучения ребенка. Не составляют исключения и работники, выполняющие педагогическую работу на условиях совместительства.

Полная версия доступна только подписчикам