Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Повышение окладов не с начала месяца: что с индексацией


Из данной статьи вы узнаете: как определить размер индексации доходов, если оклады повысились не с начала месяца.


Законодательная база

Правила индексации доходов работников установлены Порядком проведения индексации денежных доходов населения, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078). В частности, в п. 5 данного документа изложен алгоритм действий работодателя в случае повышения окладов. Рассмотрим его, учитывая повышение окладов в органах местного самоуправления с 26.05.17 г. (согласно постановлению КМУ от 24.05.17 г. № 353).

Начнем с абзаца первого п. 5 Порядка № 1078. Так, в случае повышения тарифных ставок (окладов) значение индекса потребительских цен (далее – ИПЦ) в месяце, в котором происходит повышение, принимается за 1 или 100 %. Это значит, что для определения суммы индексации должностным лицам местного самоуправления ИПЦ мая этого года должен быть принят за 1 или 100 %.

Согласно абзацу второму п. 5 Порядка № 1078 исчисление ИПЦ для проведения дальнейшей индексации производится с месяца, следующего за месяцем повышения указанных денежных доходов населения. Следовательно, расчет нарастающим итогом ИПЦ для определения права на индексацию после повышения должен начаться в нашем случае с индекса июня 2017 года.

Согласно нормам абзацев третьего и четвертого п. 5 Порядка № 1078 индексация в месяце повышения окладов не начисляется, если размер повышения денежного дохода превышает сумму индексации, сложившуюся в месяце повышения дохода. Если же размер повышения денежного дохода не превышает суммы индексации, сложившейся в месяце повышения дохода, то сумма индексации в этом месяце исчисляется как разница между суммой индексации и размером повышения дохода.

Таким образом, если общий размер повышения дохода, включая сумму повышения оклада и других постоянных составляющих зарплаты, превысит месячную сумму индексации, на которую работник имел бы право без учета повышения зарплаты, право на индексацию в дальнейшем он теряет. Если же размер повышения денежного дохода не превышает суммы индексации, которая сложилась бы в месяце повышения дохода, то сумма индексации в этом месяце определяется как разница между суммой индексации и размером повышения дохода.

В таком случае для сравнения берется как сумма возможной текущей индексации (если права на остаточную сумму индексации уже нет), так и общая сумма возможной индексации, включая текущую и остаточную сумму индексации, если право на последнюю сохранилось.

В то же время изложенные выше правила должны быть применены с учетом нормы абзаца седьмого п. 4 Порядка № 1078, а именно: если лицо работает неполное рабочее время, то сумма индексации определяется из расчета полного рабочего времени, а выплачивается пропорционально отработанному времени.

Следовательно, сначала мы должны определить сумму индексации за период работы в мае по окладам до повышения. Для этого сумму индексации следует определить исходя из расчета отработанного в таких условиях полного рабочего времени (полного рабочего месяца с установленной нормой – 20 р. д.), а затем результат откорректировать пропорционально отработанному времени (16 р. д.).

Далее за период работы в мае в условиях повышения оклада так же определяем сумму индексации исходя из расчета полного рабочего времени (полного рабочего месяца с установленной нормой – 20 р. д.), после чего корректируем результат пропорционально отработанному времени (4 р. д.).

Практика применения

Рассмотрим на конкретных примерах, как применить изложенные выше правила

Пример 1
Должностной оклад секретаря сельского совета с 26.05.17 г. повышен с 2 575 грн. до 4 500 грн. Предыдущее повышение оклада произошло 01.12.15 г., в результате чего право на индексацию было утрачено. За стаж работы в органах местного самоуправления работнику установлена надбавка за выслугу лет в размере 15 %.

Если бы оклад повысился с 01.05.17 г., то за полностью отработанный месяц зарплата специалиста увеличилась бы на 2 213,75 грн. [(4 500 грн. – 2 575 грн.) х 1,15].

Для сравнения: если бы повышение окладов не состоялось, секретарь имел бы право на месячную сумму индексации доходов мая в пределах 229,02 грн. или исходя из 13,6 % для месяца повышения доходов – декабря 2015 года. Поскольку величина роста дохода превышает сумму возможной индексации, право на индексацию такой работник теряет. Но такой «приговор» распространяется лишь на заработную плату, начисленную по новым условиям оплаты труда с 26.05.17 г. до 31.05.17 г.

Что касается периода работы с 01.05.17 г. по 25.05.17 г. включительно, то сумму индексации доходов за это время определяем таким образом:

(229,02 грн. : 20 р. д.) х 16 р. д. = 183,22 грн.

Расчеты ИПЦ нарастающим итогом в отношении возникновения права на текущую индексацию в дальнейшем начнутся с индекса июня, то есть месяца, следующего за месяцем повышения окладов. Право на индексацию возникнет, если по результатам расчетов будет превышен порог индексации 103 %. Следовательно, индексация доходов июня в таком случае проводится.

Пример 2
Должностной оклад специалиста сельского совета с 26.05.17 г. повышен с 1 723 грн. до 2 000 грн. Предыдущее повышение оклада состоялось 01.12.15 г., по результатам которого у работника появилось право на остаточную сумму индексации – 300 грн. За стаж работы в органах местного самоуправления ему установлена надбавка за выслугу лет в размере 15 %.

Если бы оклад повысился с 01.05.17 г., то за полностью отработанный месяц зарплата специалиста увеличилась бы на 318,55 грн. [(2 000 грн. – 1 723 грн.) х 1,15].

Для сравнения: если бы повышение окладов не произошло, специалист имел бы право на месячную общую сумму индексации доходов мая в размере 529,02 грн. (300,00 грн. + 229,02 грн., где 300 грн. – остаточная сумма индексации, 229,02 грн. – текущая сумма индексации, рассчитанная исходя из 17,8 % для месяца повышения доходов – декабря 2015 года).

Если сравнить размер повышения дохода и сумму индексации, то получится, что у специалиста право на остаточную индексацию не исчезло, но уменьшилось до 210,47 грн. (529,02 грн. – 318,55 грн.).

Поскольку исчисление проведено в расчете на полный рабочий месяц, откорректируем остаточную сумму индексации пропорционально отработанному времени в новых условиях. Итак, за период работы с 26.05.17 г. по 31.05.17 г. включительно специалисту должна быть начислена остаточная индексация в сумме 42,09 грн. [(210,47 грн. : 20 р. д.) х 4 р. д.].

За период с 01.05.17 г. по 25.05.17 г. включительно сумма индексации будет определена так:

(529,02 грн. : 20 р. д.) х 16 р. д. = 423,22 грн.

Общая сумма индексации за май составит 465,31 грн. (42,09 грн. + 423,22 грн.).

В следующих месяцах, начиная с июня 2017 года, специалист ежемесячно будет иметь право на получение остаточной суммы индексации в размере 210,47 грн. Право на текущую индексацию, как и для примера 1, возникнет в случае превышения по расчетам ИПЦ, которые начнутся с индекса июня этого года, порога индексации 103 %. Тогда текущая индексация будет выплачиваться дополнительно к остаточной.

Читайте также: «Порядок проведения индексации в июне»

Комментарии к материалу
Всего комментариев 4
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Новое
18.11.2024
Форма № 4-ПН: информируем о запланированном массовом высвобождении работников
Предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования в случае запланированного массового высвобождения работников на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ (из-за изменений в организации производства и труда, среди прочего и ликвидации, реорганизации или пер...
18.03.2024
Порядок удержания из зарплаты по нескольким исполнительным листам
В деятельности учреждений часто возникают ситуации, когда они получают на одного работника несколько исполнительных документов об отчислении из заработной платы суммы задолженности (ущерба) по соответствующим решениям органов (должностных лиц). Как осуществлять удержание в таких случаях, не нарушая ...
19.02.2024
Оценивание работы главного бухгалтера
У читателей возникают вопросы относительно корректного применения правил оценки деятельности главных бухгалтеров бюджетных учреждений, ведь это полномочное лицо наделено высокой степенью ответственности за осуществление учреждением своих функций с соблюдением норм бюджетного законодательства. Рассмо...