Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Оплата труда в госорганах: обзор существенных изменений

27.02.2019 7637 0 0


Ежегодно происходят изменения в оплате труда лиц, которые работают в государственных органах. Рассмотрим, как будет определяться размер их заработка на протяжении текущего года.


Нормативно-правовая основа для определения заработка госслужащих

Прежде всего напомним, что согласно ст. 51 Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) схема должностных окладов на должностях госслужбы должна определяться Кабмином ежегодно еще во время подготовки проекта госбюджета следующего года, исходя из юрисдикции госорганов. Также этой нормой предусмотрено, что минимальный должностной оклад группы 9 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, не может быть меньше 2 ПМ (прожиточного минимума) для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года.

О том, какие законодательные нормы на самом деле будут применяться для определения, в частности, должностных окладов госслужащих, мы уже коротко уведомляли читателей (см. «Новации в оплате труда – 2019»).

Рассмотрим детальнее, по каким правилам должны определяться в текущем году основные составляющие заработка работников госорганов.

Согласно Закону от 23.11.18 г. № 2629-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» (далее – Закон № 2629) изменена редакция ст. 51 Закона № 889, а именно: согласно п. 8 Заключительных положений Закона № 2629 в течение текущего года расчетной величиной для определения должностных окладов работников госорганов является ПМ для трудоспособных лиц, установленный на 1 января 2018 года. Подчеркиваем: речь идет об определении должностных окладов именно работников госорганов, а не только госслужащих.

Это означает, что на самом деле наиболее низкий размер должностного оклада госслужащего 9-й группы оплаты труда (госорган районного уровня, города областного значения) с 01.01.19 г. составит 3 524 грн. То есть рассчитывать его необходимо исходя из ПМ, установленного ст. 7 Закона от 07.12.17 г. № 2246-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» (далее – Закон № 2246) – 1 762 грн.

Если бы редакция ст. 51 Закона № 889 не изменялась, то минимальный должностной оклад госслужащего, исходя из установленного ст. 7 Закона от 23.11.18 г. № 2629 ПМ по состоянию на 01.01.19 г. – 1 921 грн., должен был бы составлять 3 842 грн. (1 921 грн. х 2), то есть на 318 грн. больше.

Чтобы не возникало недоразумений и негодований, заметим, что, во-первых, законодательно эти вопросы урегулированы достаточно корректно. Во-вторых, минимальный должностной оклад госслужащего в сравнении с прошлым годом вырос на 924 грн., поскольку согласно постановлению КМУ от 18.01.17 г. № 15 «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» (далее – Постановление № 15) он составлял 2 600 грн.

Алгоритм расчета должностных окладов

Согласно постановлению КМУ от 06.02.19 г. № 102 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины относительно упорядочения структуры заработной платы работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия в 2019 году» (далее – Постановление № 102) существенно изменен алгоритм определения размеров должностных окладов работников госорганов и органов судебной власти, прокуратуры, а также произошли другие изменения (в частности, внесены изменения в несколько правительственных решений), о чем скажем ниже.

Отметим, что Постановление № 102 вступило в силу с 16.02.19 г., однако применять его нужно начиная с 01.01.19 г. То есть бухгалтерским и другим службам придется рассчитать заработок работников, оплата труда которых производится согласно этому документу, по новым правилам именно с 01.01.19 г.

Главная новация – это определение размеров должностных окладов практически всех работников упомянутых органов (за исключением должностей рабочих) с применением коэффициентов. Проще говоря, на сегодня, после внесения изменений Постановлением № 102 в базовое правительственное решение по оплате труда, а именно в Постановление № 15, схемы должностных окладов содержат коэффициенты соотношений к минимальному размеру должностного оклада, а самих размеров должностных окладов, как это было ранее, уже нет.

Конечно же, в Постановлении № 102 учтены требования ст. 51 Закона № 889 относительно принятия решением Кабмина схем должностных окладов с учетом юрисдикции госорганов и установления размеров должностных окладов по должностям госслужащих с делением этих должностей на девять групп оплаты труда.

Фактически Схема должностных окладов на должностях государственной службы по группам оплаты труда с учетом юрисдикции государственных органов 2019 года (в коэффициентах), утвержденная Постановлением № 102 (далее – Схема), предусматривает те же должности госслужащих, которые содержала Схема, утвержденная Постановлением № 15.

Примечания к обновленной Схеме отныне объясняют, как определять должностные оклады. В частности, минимальный должностной оклад группы 9, определенный из размера ПМ по состоянию на 01.01.18 г. (то есть 3 524 грн.), необходимо умножить на соответствующий коэффициент. Если должностной оклад определен в гривнях с копейками, цифры до 4,99 откидываются, от 5 и выше – округляются до 10 грн. Исключением из этого правила является определение минимального должностного оклада группы 9.

Приведем несколько расчетов относительно работников местной госадминистрации районного уровня:

  • руководителю аппарата согласно Схеме коэффициент соотношений составляет 2,53. Значит, его должностной оклад рассчитывается так:

2,53 х 3 524,00 грн = 8 915,72 ≈ 8 920 грн.;

  • заведующему самостоятельным отделом — коэффициент 1,93, расчетный должностной оклад:

1,93 х 3 524 грн. = 6 801,32 грн. ≈ 6 800 грн.;

  • ведущему специалисту – коэффициент 1,08, расчетный должностной оклад:

1,08 х 3 524 грн. = 3 805,92 грн. ≈ 3 810 грн.

Такие правила расчета должностных окладов касаются как госслужащих, так и других категорий работников госорганов, органов прокуратуры, судебных органов. Следовательно, так же нужно рассчитывать оклады работников патронатных служб, работников, выполняющих функции по обслуживанию.

Добавим: после внесения Постановлением № 102 изменений в постановление КМУ от 28.03.11 г. № 329 «Некоторые вопросы материального обеспечения работников Национальной школы судей Украины и Национальной академии прокуратуры Украины» (работникам этих учреждений системы правосудия должностные оклады с 01.01.19 г. нужно рассчитывать с применением вышеизложенных правил, то есть исходя из установленных коэффициентов соотношений
к минимальному должностному окладу группы 9 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, в размере 2 ПМ по состоянию на 01.01.18 г.

Преференции относительно размеров должностных окладов

Как предусматривалось и ранее примечаниями к соответствующим схемам должностных окладов, утвержденным Постановлением № 15, сохранены некоторые преференции для определения размеров должностных окладов по отдельным должностям работников и госорганов, исходя из выполняемых ими задач и функций. Рассмотрим некоторые из них.

Как это и предполагалось Схемой, утвержденной Постановлением № 15, повышение должностных окладов с применением коэффициента 1,25 нужно осуществлять госслужащим вышестоящих органов власти (Аппарат ВРУ, Администрация Президента, Аппарат СНБО, Секретариат КМУ и т. п.), а с коэффициентом 1,45 – тем, кто готовит выводы к проектам нормативно-правовых актов и проводит их экспертизу или же непосредственно выполняет функции по обеспечению кибербезопасности, киберзащиты и безопасности информационных технологий. Поэтому рассчитанные по новым правилам, исходя из установленных коэффициентов соотношений, должностные оклады повышаются соответственно на 25 % или 45 %.

Конечно же, если речь идет о госорганах, например министерствах, ведомствах, их территориальных подразделениях, местных госадминистрациях, то госслужащим, которые по своим должностным инструкциям обеспечивают кибербезопасность, киберзащиту, безопасность информационных технологий, как и раньше, рассчитанный согласно измененному Постановлению № 15 должностной оклад должен быть определен с учетом коэффициента 1,2.

Изменены условия применения стимулирующих выплат

Сначала – к истории установления стимулирующих выплат госслужащим.

Законом № 889 было предусмотрено право руководителям госорганов в рамках экономии фонда оплаты труда устанавливать госслужащим дополнительные стимулирующие выплаты. Сначала применение этой нормы ограничивалось периодом со дня вступления в силу указанного Закона и до 01.05.18 г. Потом этот период был продлен Законом № 2246 – до 31.12.18 г., а теперь Законом № 2629 – до конца 2019 года.

Согласно Положению о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденному Постановлением № 15 (далее – Положение № 15), к таким выплатам относятся надбавки:

  • за интенсивность труда (устанавливается в процентах к должностному окладу);
  • за выполнение особо важной работы.

Для получения этих двух надбавок Положением № 15 установлены довольно жесткие критерии, которые должны быть учтены руководителем соответствующего госоргана при принятии им решения о выплате.

Вместе с тем предусмотрено, что надбавка за выполнение особо важной работы устанавливается тем госслужащим, которые относятся к должностям специалистов по вопросам реформ, а также тем, кто обеспечивает внедрение приоритетных реформ государства в соответствующей отрасли (далее – специалисты по вопросам реформ).

Обращаем внимание на важные изменения, внесенные Постановлением № 102 в Положение № 15. А именно – изменен алгоритм установления надбавки за выполнение особо важной работы:

  • начисляется эта выплата с учетом отработанного времени в течение месяца (ранее предполагалось ее установление в минимальном размере со дня назначения на должность);
  • на период испытания надбавка специалистам по вопросам реформ должна составлять 50 % ежемесячной надбавки этих специалистов согласно приложению к этому Положению. Для тех специалистов, которым на 01.01.19 г. установлено испытание, до его завершения сохраняется установленный размер надбавки с тем, чтобы он не превышал определенного приложением размера.

Ранее действовавшая норма относительно установления этой надбавки специалистам по вопросам реформ в размере, превышающем минимальный, по условиям и критериям, установленным Минсоцполитики, упразднена.

Объясним детальнее. В приложении к Положению № 15 по соответствующим должностям специалистов по вопросам реформ были установлены предельные размеры ежемесячной надбавки за выполнение особо важной работы.

В связи с внесением изменений Постановлением № 102 с 01.01.19 г. должны быть применены новые размеры упомянутой надбавки, установленной Положением № 15, несколько откорректированные в сторону уменьшения в сравнении с ранее действовавшими. Кроме того, из названия приложения слово «предельной» изъято, а размер надбавки установлен единой суммой, а не в диапазоне от минимальной к максимальной.

Кроме того, в приложении к Положению № 15 теперь определен размер упомянутой надбавки еще по такой должности, как государственный эксперт директората, генерального департамента, Правительственного офиса координации европейской и евроатлантической интеграции.

Что касается испытания, то согласно ст. 35 Закона № 889 к госслужащим (включая специалистов по вопросам реформ) с целью проверки их соответствия занимаемой должности оно может устанавливаться на срок до 6 месяцев. Это означает, что отныне на протяжении установленного руководителем госслужбы срока испытания надбавка за выполнение особо важной работы (конечно, в случае ее установления) должна выплачиваться госслужащему в половинном размере в сравнении с установленным приложением к Положению № 15.

Премирование

Согласно ст. 50 Закона № 889 госслужащим могут устанавливаться следующие виды премий:

  • премия по результатам ежегодного оценивания служебной деятельности;
  • месячная или квартальная премия согласно личному вкладу госслужащего в общий результат работы госоргана.

Что касается их размеров, то исходя из норм указанной статьи и п. 1 Заключительных и переходных положений Закона № 889, с 01.01.19 г. общий размер премий, которые может получить госслужащий в течение года, не должен превышать 30 % фонда его должностного оклада за год.

«Заработала» в полной мере с 01.01.19 г. и норма ч. 6 ст. 52 Закона № 889, согласно которой фонд премирования госоргана устанавливается в размере 20 % общего фонда должностных окладов за год и экономии фонда оплаты труда.

На практике это означает, что в текущем году есть возможность осуществлять премирование должностных лиц в более высоких размерах в сравнении с ранее определенными.

Руководствоваться нужно Типовым положением о премировании государственных служащих органов государственной власти, других государственных органов, их аппаратов (секретариатов), утвержденным приказом Минсоцполитики от 13.06.16 г. № 646 (далее – Типовое положение № 646). Однако в каждом госоргане обязательно должен быть принят локальный документ относительно премирования работников, разработанный на основе упомянутого Типового положения.

И тогда руководитель госслужбы, исходя из установленного в госоргане алгоритма премирования госслужащих (помесячно или поквартально, а затем – по результатам их ежегодного оценивания), а также конкретизированных показателей, условий и размеров премирования, своим приказом будет определять размер премии каждому госслужащему с учетом результатов его работы.

Итак, поскольку должностные оклады работников госорганов в 2019 году по сравнению с ранее установленными несколько увеличились, увеличился и фонд оплаты. Поэтому советуем внести необходимые коррективы в положение госорганов относительно премирования госслужащих с тем, чтобы выплаты осуществлялись исходя из измененных норм Закона № 889. Конечно, планируя расходы на эту цель, нужно исходить из реальных ресурсов, то есть не выходить за пределы расходов сметы соответствующего госоргана на оплату труда.

Заметим: Типовое положение № 646 служит базовым документом для принятия локального положения о премировании госслужащих категории «Б» и «В». Если речь идет о премировании госслужащих категории «А», применяются нормы Порядка премирования этих лиц, утвержденного Постановлением № 15.

К слову скажем: в составляющие заработка работников госорганов входят должностные оклады, надбавки (включая надбавку за ранг госслужащего), премия. Им положена еще и такая выплата, как денежная помощь в размере среднемесячной зарплаты (ст. 57 Закона № 889), и может предоставляться материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов (ст. 54 Закона № 889).

Особенности определения условий оплаты труда руководителей ЦИК

Согласно Постановлению № 102 из приложения 1 к постановлению КМУ от 20.04.16 г. № 304 «Об условиях оплаты труда должностных лиц, руководителей и руководящих работников отдельных государственных органов, на которые не распространяется действие Закона Украины «О государственной службе» (далее – Постановление № 304) исключены позиции, по которым определялись размеры должностных окладов руководителей Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК).

Определение должностных окладов председателя ЦИК, его заместителей и секретаря ЦИК будет осуществляться совсем иначе, а именно исходя из размера ПМ, установленного на 1 января календарного года. Это предусмотрено в ч. 1 ст. 37 Закона от 30.06.04 г. № 1932-ІV «О Центральной избирательной комиссии» после внесения в нее изменений Законом от 22.11.18 г. № 2621-VІІІ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (вступил силу с 01.01.19 г.).

Поскольку и норма относительно такого порядка определения должностных окладов, и изменения в Постановление № 304 действуют с начала года, указанным руководителям нужно будет сейчас осуществить новый расчет заработка. Заметим: расчет должностного оклада председателя ЦИК, его заместителей и секретаря может осуществляться исходя из ПМ по состоянию на 01.01.19 г., то есть 1 921 грн.

Комментарии к материалу