Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Общественно полезные работы для алиментщиков: оформление, организация, оплата

20.02.2019 12445 8 0

Мы неоднократно обращали внимание на то, что государством усилена защита детей, которые имеют право на получение алиментов (см. «Алименты: последние изменения, размер, порядок расчета и взыскания»; «Задолженность по алиментам: последствия»). На сегодня законодательство предусматривает достаточно жесткие меры воздействия на лиц, которые имеют задолженность по уплате алиментов. Среди этих мер – применение административного взыскания в виде общественно полезной работы (ст. 24 КУоАП). Как должно осуществляться и оформляться выполнение таких работ, рассмотрим в данной статье.


Что является основанием для назначения общественно полезных работ?

По определению, предоставленному в ст. 311 КУоАП, общественно полезные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, оплачиваемых работ. Согласно этой норме, выбор вида этих работ и перечень объектов, на которых нарушители должны их выполнять, возложен на соответствующий ОМС.

Заметим, что в главе 31-А КУоАП предусмотрено, как именно должно осуществляться производство относительно общественно полезных работ. Так, админвзыскание в виде общественно полезных работ налагается на нарушителя постановлением суда, а срок выполнения такого админвзыскания исчисляется в часах, в течение которых нарушитель выполняет назначенную ему работу.

Подробнее принципы, определенные КУоАП относительно общественно полезных работ, прописаны в Порядке исполнения административных взысканий в виде общественных работ, исправительных работ и общественно полезных работ, утвержденном приказом Минюста от 19.03.13 г. № 474/5 (далее – Порядок № 474/5).

Как ОМС узнает о направлении к ним нарушителя для выполнения им общественно полезной работы?

Чтобы ОМС имел возможность определиться, где именно нарушители будут выполнять общественно полезные работы, а также объем средств на выплату им заработка, советуем обратить внимание на эти моменты еще во время согласования перечня объектов, на которых нарушители будут их выполнять, и видов работ. Ведь согласно п. 11.5 Порядка № 474/5 запрос от уполномоченного органа по вопросам пробации (ранее – уголовно исполнительной инспекции) относительно этих перечней и видов работ должен поступить к ОМС и собственнику предприятия, учреждения еще в начале текущего года.

Если проект такого документа разрабатывается, советуем предварительно уточнить, какое именно количество лиц планируется привлечь к упомянутым видам работ, сколько часов (ориентировочно) они должны отработать.

Как действовать, если в смете бюджетного учреждения, где они будут работать, для выплаты заработка этим лицам недостаточно средств?

Еще на этапе согласования перечня объектов и видов общественно полезных работ следует учесть, что общественно полезные работы назначаются судом на срок от 120 до 360 ч и выполняются не более 8 ч (ст. 311 КУоАП).

При таких условиях, руководствуясь положениями ст. 50 КЗоТ относительно нормальной продолжительности рабочей недели в течение не более 40 ч и исходя из норм КУоАП и п. 11.1 Порядка № 474/5, нарушитель должен отработать:

  • минимально – 15 рабочих дней (120 ч. : 8 ч);
  • максимально – 45 рабочих дней (360 ч. : 8 ч).

Обращаем также внимание: согласно положениям ст. 3252 КУоАП заработок за фактически отработанное время нарушителем не может быть меньше размера минимальной зарплаты (далее – МЗП). В соответствии со ст. 8 Закона от 23.11.18 г. № 2629-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» на 01.01.19 г. МЗП составляет:

  • в месячном размере – 4 173 грн.;
  • почасовом – 25,13 грн.

Поскольку лицо должно отработать установленное судебным решением количество часов, расчет его заработка должен осуществляться так, чтобы за 1 фактически отработанный час он составлял по меньшей мере 25,13 грн.

Поэтому в расчете на 1 лицо, которое будет привлекаться к исполнению общественно полезных работ, в смете учреждения следует предусматривать соответствующие расходы на оплату труда.

Например, в расчетах к смете можно предусмотреть, что ориентировочно заработок за время выполнения этих работ (240 ч или 30 рабочих дней – это среднее количество срока работ одного лица) одним лицом будет составлять 6 031 грн., а именно:

[(120 ч + 360 ч) : 2] х 25,13 грн. =
= 6 031 грн.

Если речь идет о смете бюджетного учреждения, то изменения в нее в части обеспечения выплаты заработка лицам, которые будут выполнять в ней упомянутые работы, должны вноситься в общем порядке с надлежащим обоснованием этих изменений.

Как нарушитель узнает, где именно он будет выполнять работу?

Заметим, что нарушитель должен быть направлен уполномоченным органом по вопросам пробации к отбыванию работ в срок до 10 дней со дня приведения в исполнение постановления суда относительно применения общественно полезных работ. Затем нарушителю отправляется вызов в этот орган для проведения с ним разъяснения порядка и условий исполнения взыскания и последствий его уклонения от выполнения работы.

Нарушителю выдается направление на один из определенных ОМС объектов, где он и будет работать. Образец этого направления содержится в приложении 21 к Порядку № 474/5.

Установлена ли процедура оформления на предприятие, в учреждение лица для выполнения общественно полезных работ?

Да, кратко действия собственника предприятия, учреждения предусматривает Порядок № 474/5.

В частности, должен быть оформлен приказ с указанием в нем:

  • начала отбывания лицом общественно полезных работ;
  • сведений о закреплении за нарушителем ответственного лица;
  • факта ознакомления нарушителя с правилами техники безопасности.

Может ли быть оформлен нарушитель для выполнения этих работ по договору гражданско-правового характера (далее – ГПХ)?

Нет, так делать нельзя. Отношения, возникающие во время отбывания лицом упомянутого админвзыскания, предусматривают выполнение определенного вида и объема работ, подчинение ответственному лицу учреждения, где он будет работать, определение для него конкретного рабочего места, выход на работу согласно принятому графику и т. п. По всем признакам это отношения, которые регулируются трудовым законодательством (в частности, КЗоТ), а не нормами Гражданского кодекса, как при заключении договора ГПХ. Поэтому оформление с лицом, которое будет выполнять общественно полезные работы, договора ГПХ приведет к неминуемому штрафу, наложенному должностными лицами органов Гоструда после выявления ими таких нарушений законодательства.

Контролируется ли течение выполнения нарушителем работ, на которые он направлен?

Да, осуществление такого контроля является обязанностью руководителя того предприятия или учреждения, где нарушитель отбывает назначенное ему админвзыскание. Заметим, что п. 14.1 Порядка № 474/5 предусмотрены еще и другие обязательства, среди которых, в частности:

  • своевременное уведомление уполномоченного органа по вопросам пробации об уклонении нарушителя от отбывания работ;
  • учет и информирование упомянутого органа относительно количества отработанных лицом часов;
  • начисление платы нарушителю за выполнение работ и перечисление ее на соответствующий счет органа государственной исполнительной службы для последующего погашения задолженности по уплате алиментов.

Кстати, если упомянутые обязательства не будут выполняться, а также не будет согласован с уполномоченным органом по вопросам пробации перечень объектов, на которых нарушители будут отбывать общественно полезные работы, и виды работ, которые могут ими выполняться, упомянутый орган пробации информирует об этом соответствующего прокурора.

Как на практике осуществляется учет отработанных нарушителем работ?

Заметим, что Порядок № 474/5 предусматривает осуществление учета отработанного нарушителем времени не только собственником предприятия, учреждения, где от отбывает наказание, а еще и уполномоченным органом по вопросам пробации. Добавим: этот орган пробации при необходимости должен проводить контрольные проверки по месту отбывания работ, выяснять причины невыхода нарушителя на работы и составлять протоколы об админнарушениях относительно лиц, уклоняющихся от отбывания общественно полезных работ.

Следовательно, учреждение, где нарушитель выполняет определенную для него работу, обязано вести суммарный учет отработанных им часов. Это фиксируется в учетной карточке нарушителя, которая является составляющей личного дела каждого нарушителя.

Подробная фиксация осуществляется в табеле выхода на работу, форма которого приведена в приложении 22 к Порядку № 474/5. В нем, в частности, указывается количество часов по графику и отдельно – фактически отработанные часы. Табель подписывает ответственное лицо, назначенное собственником по месту отбывания наказания, и руководитель предприятия, учреждения. Табель оформляется печатью предприятия, учреждения.

Отмечаем: работнику, которому поручено заполнять табель выхода на работу нарушителя, следует фиксировать только то время, в течение которого нарушитель выполнял общественно полезную работу на определенных объектах. Ведь руководитель учреждения обязан подтвердить это соответствующим уведомлением, а копию табеля следует ежемесячно отправлять в уполномоченный орган по вопросам пробации. Поэтому советуем вести учет добросовестно, чтобы проверяющие этого органа не имели оснований фиксировать это в акте проверки отбывания наказания.

Каковы особенности выполнения общественно полезных работ определенными категориями лиц?

Особые условия отбывания наказания нарушителем, который имеет задолженность по алиментам, в виде выполнения общественно полезных работ могут быть определены только судебным решением. Речь идет:

  • о лицах, признанных инвалидами І или ІІ группы;
  • беременных женщинах;
  • женщинах старше 55 лет;
  • мужчинах старше 60 лет.

Согласно нормам КУоАП и Порядка № 474/5 именно уполномоченным органом по вопросам пробации должно быть внесено в суд представление относительно упомянутых категорий лиц для решения вопросов, связанных с выполнением постановлений суда о наложении админвзыскания. Однако заметим, что в любом случае нарушителю придется отрабатывать таким образом, чтобы заработанные им средства шли в погашение задолженности по алиментам.

К каким именно работам могут привлекаться нарушители?

Виды работ и место их проведения согласно законодательству определяет ОМС. Обычно к ним относятся работы, предусматривающие благоустройство и уборку территорий зон отдыха, ремонт и обновление заборов, спортивных площадок, остановок общественного транспорта, окраску ограждений и т. п.

Для примера, по распоряжению исполкома Киевской горгосадминистрации от 27.04.18 г. № 713 в прошлом году среди перечня видов общественно полезных работ в г. Киеве предусмотрено, в частности:

  • благоустройство и уборка улиц, придомовой территории;
  • комплексная уборка мест общего пользования в домах;
  • очистка объектов городской инфраструктуры от несанкционированной рекламы и объявлений;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • ликвидация снежных заносов и т. п.

Запланировано на 2018 год, чтобы организация работ осуществлялась соответствующими коммунальными предприятиями районов города.

ОМС может запланировать и привлечение должников по алиментам к выполнению работы по очистке канализационных стоков, подвалов жилых домов от загрязнения или других не очень приятных видов работ.

Могут ли привлечь нарушителя к выполнению работ, вредных для здоровья?

Да, это возможно. Заметим: согласно ст. 29 КЗоТ до начала работы по заключенному трудовому договору собственник, кроме разъяснения работнику его прав и обязанностей, предоставления информации об условиях труда, должен
в письменном виде проинформировать его о наличии опасных и вредных производственных факторов. Не помешает также проинструктировать будущего работника по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной охране.

Например, лицу, которое в зимний период будет расчищать пешеходные дорожки в парке от снега, если работы будут осуществляться при неблагоприятных метеорологических условиях (минусовая температура, пурга и т. п.), надлежит выдать средства защиты: перчатки, специальная одежда, обувь. По крайней мере, это вытекает из Минимальных требований безопасности и охраны здоровья при использовании работниками средств индивидуальной защиты на рабочем месте, утвержденных приказом Минсоцполитики от 29.11.18 г. № 1804 (вступили в силу с 15.01.19 г.).

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 8