Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Начисление зарплаты: требования законодательства

Государственное регулирование зарплаты

Заработная плата – это вознаграждение, обычно исчисляемое в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную работу (ст. 1 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда», далее – Закон № 108).

Организация зарплаты в Украине совмещает государственное и договорное регулирование и алгоритм определения индивидуальной зарплаты у конкретного работодателя.

Сфера государственного и договорного регулирования зарплаты регламентируется украинским законодательством: КЗоТом, Законом № 108, Законом от 01.07.93 г. № 3356-XII «О коллективных договорах и соглашениях» (далее – Закон № 3356) и т. п.

В соответствии со ст. 8 Закона № 108 сфера госрегулирования распространяется:

  • на установление размера минимальной заработной платы (далее – МЗП), других государственных норм и гарантий;
  • определение условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности;
  • работников предприятий, которые финансируются или дотируются из бюджета;
  • регулирование фондов оплаты труда работников предприятий-монополистов согласно перечню, который определяется КМУ;
  • налогообложение доходов работников.

Основным направлением государственного регулирования зарплаты является определение и гарантирование ее минимального уровня. МЗП – это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда (ст. 95 КЗоТ).

Размер МЗП (как в месячном, так и в почасовом размерах) устанавливается Верховной Радой по представлению КМУ обычно раз в год во время утверждения госбюджета с учетом предложений, наработанных на переговорах представителей профессиональных союзов, собственников или уполномоченных ими органов, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения Генерального соглашения.

Перечень государственных норм и гарантий относительно оплаты труда и порядок их применения определен ст. 12 Закона № 108. К государственным нормам и гарантиям относятся нормы оплаты труда, в частности:

  • за работу в сверхурочное время;
  • в праздничные, нерабочие и выходные дни;
  • в ночное время;
  • за время простоя, который имел место не по вине работника.

Оплата труда работников учреждений, которые финансируются из бюджета, осуществляется на основании нормативно-правовых актов КМУ, в частности:

Договорное регулирование зарплаты

Правовые принципы наработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений определены в Законе № 3356. В соответствии со ст. 2 данного Закона коллективный договор заключается на предприятиях любой формы собственности и хозяйствования, которые используют наемный труд и имеют право юридического лица. Коллективный договор может заключаться в структурных подразделениях предприятия в пределах компетенции этих подразделений.

Требования к содержанию соглашений и коллективных договоров определены в ст. 8 Закона № 3356, где, в частности, указывается, что соглашением на государственном уровне относительно оплаты труда регулируются следующие нормы:

  • минимальные социальные гарантии в сфере оплаты труда;
  • размер прожиточного минимума;
  • условия роста фондов оплаты труда;
  • межотраслевые соотношения в оплате труда.

Коллективный договор – это основной нормативный акт на предприятии, в котором закреплены условия и размеры оплаты труда (ст. 97 КЗоТ, ст. 15 Закона № 108). Если коллективный договор на предприятии не заключен, работодатель обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), который представляет интересы большинства работников, а если его нет – с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.

В коллективном договоре в соответствии со ст. 7 Закона № 3356 устанавливаются следующие взаимные обязательства сторон относительно оплаты труда:

  • формы, системы, размеры зарплаты, других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и т. п.);
  • гарантии, компенсации, льготы;
  • межквалификационные (междолжностные) соотношения в оплате труда;
  • условия роста фондов оплаты труда.

Следует заметить, что условия коллективного договора, которые ухудшают вопреки действующему законодательству и соглашениям положение работников, являются недействительными (ст. 16 КЗоТ).

Внутренние документы, которые регулируют составляющие зарплаты

Кроме общегосударственных нормативно-правовых актов, вопросы оплаты труда работников бюдженой сферы регулируются отраслевыми нормативными документами, а также локальными документами, утвержденными предприятиями, учреждениями, организациями. В частности, именно согласно положению о премировании, утвержденному учреждением, осуществляется начисление и выплата премий. В данном Положении также предусматриваются виды и размеры премий, кретирии для увеличения их размера или лишения.

Указанные локальные положения разрабатываются по методическим рекомендациям или типовым положениям соответствующих отраслевых министерств или органом управления. Аналогично разрабатываются положения о выплате материальной помощи или выходного пособия и т. п.

Требования относительно количества таких локальных документов не установлены. Поэтому это может быть как одно положение, которое охватывает все виды выплат в учреждении, так и отдельные – для каждого вида выплат.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Новое
18.11.2024
Форма № 4-ПН: информируем о запланированном массовом высвобождении работников
Предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования в случае запланированного массового высвобождения работников на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ (из-за изменений в организации производства и труда, среди прочего и ликвидации, реорганизации или пер...
18.03.2024
Порядок удержания из зарплаты по нескольким исполнительным листам
В деятельности учреждений часто возникают ситуации, когда они получают на одного работника несколько исполнительных документов об отчислении из заработной платы суммы задолженности (ущерба) по соответствующим решениям органов (должностных лиц). Как осуществлять удержание в таких случаях, не нарушая ...
19.02.2024
Оценивание работы главного бухгалтера
У читателей возникают вопросы относительно корректного применения правил оценки деятельности главных бухгалтеров бюджетных учреждений, ведь это полномочное лицо наделено высокой степенью ответственности за осуществление учреждением своих функций с соблюдением норм бюджетного законодательства. Рассмо...