Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Полномочия руководителя госслужбы в местных госадминистрациях

10.12.2018 2567 0 1


Определение составляющих заработка госслужащих, назначение на должности госслужащих, оформление отпусков и т. п. является компетенцией руководителя госслужбы соответствующего госоргана. Рассмотрим, как должны приниматься подобные решения в местных госадминистрациях.


Проблемы неупорядоченности

Деятельность местных госорганов, к которым, в частности, относят областные, городские, районные госадминистрации, регулируется Законом от 09.04.99 г. № 586-ХІV «О местных государственных администрациях» (далее – Закон № 586).

Знаем, что глава местной госадминистрации в пределах выделенных бюджетных средств образовывает аппарат этой структуры, которую возглавляет назначенный на должность руководитель.

На сегодня по ст. 44 Закона № 586 исполнение функций руководителя госслужбы возложено на руководителя аппарата местной госадминистрации. Поэтому эти лица обязаны, в частности, организовывать планирование работы с персоналом, стимулирование работников, а также создавать надлежащие для работы условия и их материально-техническое обеспечение, выполнять другие полномочия, определенные ст. 17 Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) именно для руководителя госслужбы.

Напомним: согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 889 руководителем госслужбы является должностное лицо, которое занимает высшую должность госслужбы в госоргане и к должностным обязанностям которого относится осуществление полномочий по вопросам госслужбы и организации работы других работников в этом органе. Этой нормой определено также, что субъектом назначения является госорган или должностное лицо, которым согласно законодательству предоставлены полномочия от имени государства назначать на соответствующую должность госслужбы в госоргане и увольнять с такой должности.

Отмечаем эти моменты из-за того, что недостаточное урегулирование вопросов относительно полномочий руководящих работников местных госадминистраций устанавливать работникам надбавки, доплаты, премии и т. п. влечет за собой недоразумения.

Речь идет о том, что согласно ст. 17 Закона № 889 такие полномочия в местных госадминистрациях осуществляют:

  • руководитель аппарата – в аппарате местной госадминистрации и ее структурных подразделениях (кроме структурных подразделений со статусом юрлиц публичного права);
  • руководитель структурного подразделения со статусом юрлица публичного права – в таком подразделении.

Однако какой орган или должностное лицо должны быть руководителем госслужбы относительно должности руководителя аппарата местной госадминистрации – законодательство умалчивает. Лишь определено, что субъектом назначения для руководителя аппарата госадминистрации является глава соответствующей местной госадминистрации.

Действия руководителя госслужбы местной госадминистрации

Рассмотрим некоторые практические ситуации.

Согласно Положению о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденному постановлением КМУ от 18.01.17 г. № 15 «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» (далее – Постановление № 15, Положение № 15), руководитель госслужбы имеет право в пределах экономии фонда оплаты труда устанавливать госслужащим дополнительные стимулирующие выплаты, среди которых:

  • надбавка за интенсивность труда;
  • надбавка за выполнение особо важной работы.

Конечно же, руководитель госслужбы, руководствуясь Положением № 15, своим приказом конкретизирует, каким именно должностным лицам и в каких размерах должны выплачиваться эти надбавки.

А что должна подтверждать легитимность установления этих надбавок самому руководителю госслужбы? Ведь бухгалтерия не имеет права их выплачивать без распорядительного документа, который подтверждает правомерность их установления.

Поэтому нужно руководствоваться п. 8 Положения № 15, согласно которому руководителям других госорганов (руководителям госслужбы) и их заместителям надбавки могут устанавливаться руководителем госслужбы по согласованию с субъектом назначения.

Это означает, что готовится представление об установлении, например, надбавки за интенсивность труда руководителю аппарата районной госадминистрации, в котором дается обоснование целесообразности ее установления (обычно фиксируются основные функции, которые будут выполняться этим руководителем по его должностной инструкции, а также приоритетные задачи, которые он должен выполнять для обеспечения функционирования структурных подразделений аппарата госадминистрации, или даются другие обоснования), а также конкретизируется размер такой надбавки.

Такие материалы после их согласования главой райгосадминистрации служат основанием для издания приказа, в котором и указывается дата и номер согласованного решения главы. И только после этого бухгалтерская служба может спокойно начислять зарплату руководителю госслужбы местной госадминистрации, в том числе и надбавку за интенсивность труда.

Премирование руководителя госслужбы

Одной из составляющих заработка госслужащих согласно ст. 50 Закона № 889 является премия. Поэтому каждый работник должен знать условия ее выплаты и размеры. Отправным пунктом должно служить локальное положение о премировании, принятое соответствующим госорганом с учетом норм Типового положения о премировании государственных служащих органов государственной власти, других государственных органов, их аппаратов (секретариатов), утвержденного приказом Минсоцполитики от 13.06.16 г. № 646 (далее – Типовое положение № 646). Актуально и согласование премирования с выборным органом первичного профсоюза (конечно, если он существует).

В письме Минсоцполитики от 03.08.18 г. № 1320/ 0/101-18 также указано, что конкретные условия, порядок и размеры премирования (депремирования) работников определяются положением о премировании соответствующего госоргана, которое разрабатывается им самостоятельно. Установление премии госслужащим осуществляется руководителем госслужбы.

Напомним, что Типовое положение № 646 предусматривает выплату премии двух видов, а именно:

  • по результатам ежегодного оценивания служебной деятельности;
  • месячная или квартальная премия согласно личному взносу в общие результаты работы госоргана. Исходя из этого, руководителю госоргана нужно определиться, на какой вид премии могут рассчитывать госслужащие этого госоргана.

Критерием для этого должны служить зафиксированные в положении о госоргане (в т. ч. о местной госадминистрации) особенности выполнения функций и задач именно этого госоргана. Например, существенно будут различаться задачи, которые выполняют территориальный орган Минюста и управление образования местной госадминистрации.

Итак, получается, что положение о премировании госслужащих соответствующего госоргана и должно отражать достижения и успехи определенных работников во время исполнения ими предусмотренных должностными инструкциями обязанностей.

Не помешает предусмотреть в локальном положении порядок премирования самого руководителя госслужбы соответствующего госоргана, включая определение вида и размера премии.

Из вышеприведенных позиций нормативно-правовых актов следует, что руководитель аппарата местной госадминистрации имеет право сам себе устанавливать премию, однако с обязательным ее согласованием с субъектом его назначения, то есть с главой этой госадминистрации. Кстати, аналогичный вывод содержится в письме Нацгосслужбы от 18.10.18 г. № 7598/13-18.

Попутно добавим: в этом письме высказано еще одно мнение относительно отпуска этого должностного лица. Речь идет о том, что положенный руководителю аппарата местной госадминистрации ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней (ст. 57 Закона № 889) и денежная помощь в размере среднемесячной зарплаты должны оформляться приказом руководителя аппарата опять-таки по предварительному согласованию этих действий с главой госадминистрации.

Предотвращение конфликта интересов

Полномочия руководителя аппарата местной госадминистрации, которые им выполняются как руководителем госслужбы этого местного госоргана, не должны содержать признаков коррупционных действий. То есть его властные полномочия ни на каких основаниях не должны квалифицироваться согласно Закону от 14.10.14 г. № 1700-VІІ «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700) как коррупционное правонарушение.

Поскольку речь идет о преференциях, которые фактически получает руководитель аппарата в случае единоличного принятия решений относительно своей премии или установления надбавок, выплаты денежной помощи или получения ежегодного отпуска, обратимся к нормативно-правовым актам, которыми регулируются подобные вопросы.

Так, по определению ст. 1 Закона № 1700 правонарушением, связанным с коррупцией, является деяние, которое не содержит признаков коррупции, но нарушает установленные этим Законом требования, запреты и ограничения, совершенные лицом, указанным в ч. 1 ст. 3 этого Закона (в частности, госслужащие, которые являются руководителями аппарата местной госадминистрации), за которое законом установлена уголовная, административная, дисциплинарная и/или гражданско-правовая ответственность. Реальным конфликтом интересов признано разногласие между частным интересом лица и его служебными или представительными полномочиями, которое влияет на объективность или беспристрастность принятия решений или на совершение или несовершение действий во время исполнения своих полномочий.

В этих ситуациях применяются положения ст. 33 Закона № 1700, которые, в частности, предусматривают осуществление лицом, уполномоченным на исполнение функций государства, служебных полномочий под внешним контролем. Такой контроль должен быть в случае, если отстранение лица от выполнения задачи, совершения действий, принятия решения или участия в его принятии в условиях реального или потенциального конфликта интересов или пересмотр его полномочий является невозможным и нет оснований для его перевода на другую должность или увольнения. Поэтому выбирается форма осуществления внешнего контроля (детальнее об этом см. «Урегулирование конфликта интересов».

Решением НАПК от 29.09.17 г. № 839 утверждены Методические рекомендации относительно предотвращения и урегулирования конфликта интересов (далее – Методрекомендации № 839).

В пп. 1.1.1 этих Методрекомендаций приведен пример, когда субъект, на которого распространяется действие Закона № 1700, готовит представление относительно установления себе премии. Указано, что в такой ситуации частный интерес имущественного характера (возможность получить материальное поощрение) влияет на совершение действий (подготовку представления) во время выполнения полномочий (субъект наделен полномочиями готовить представление относительно установления себе премии).

Проще говоря, в этой ситуации есть противоречия между интересом и полномочием.

В пп. 1.1.3 Методрекомендаций № 839 предусмотрен алгоритм действий руководителя в случае возникновения у подчиненного лица конфликта интересов. Урегулирование такого конфликта является непосредственной сферой ответственности руководителя, уровень которого позволяет принять меры, которые бы в полной мере обеспечивали его предотвращение и урегулирование. Ведь именно непосредственный руководитель или руководитель органа, к полномочиям которого относится увольнение или инициирование увольнения с должности, владеет ситуацией в подконтрольной или подчиненной сфере, осведомлен с объемом полномочий подчиненных лиц и способами реализации таких полномочий, уполномочен принимать решения относительно подчиненных. Поэтому этот руководитель имеет все возможности для принятия эффективных мер с учетом всех обстоятельств, а также предусмотреть последствия таких мер.

Итак, руководителем должностного лица, которое занимает должность руководителя аппарата местной госадминистрации, является глава этой администрации.

Адаптируясь к ситуации относительно властных полномочий руководителя аппарата, в частности, по самостоятельному определению себе «зарплатных» выплат, целесообразно осуществлять вышеупомянутый внешний контроль в виде согласований проектов своих приказов или представления относительно этих выплат именно со своим субъектом назначения – главой местной госадминистрации.

Предположим, что контроль относительно руководителя аппарата будет выглядеть так:

  • согласование представления об установлении себе надбавки за интенсивность труда или надбавки за выполнение особо важной работы до ее фактического установления (вместе с критериями целесообразности их выплаты, уменьшения/увеличения или лишение, и размером выплаты);
  • согласование представления о выплате премии: по результатам ежегодного оценивания служебной деятельности – ежегодно; месячного – ежемесячно; квартального – ежеквартально;
  • согласование даты и срока ежегодного отпуска и денежной помощи, которая предоставляется согласно ст. 57 Закона № 889, – по меньшей мере за две недели до желаемого дня начала этого отпуска.
  • глава местной госадминистрации может поручить ответственному работнику, который будет готовить вывод к представлению, осуществить экспертизу (например, выяснить, не превышает ли размер премии руководителя аппарата среднего размера премии других должностных лиц госадминистрации) или дать другое поручение по этим вопросам. Тогда по результатам такой экспертизы и согласовывается (или не согласовывается) предложение, предоставленное в соответствующем представлении.

Напомним, что принципы ответственности за коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения определены в ст. 65 Закона № 1700, и они предусматривают привлечение к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

Комментарии к материалу