Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Организационные вопросы прохождения госслужбы

16.10.2019 517 0 0

В консультации «Изменения в правилах назначения и увольнения некоторых должностных лиц» мы ознакомили читателей с новыми правилами назначения и увольнения госслужащих категории «А», которые применяются в связи с изменениями в некоторые законодательные акты. Сегодня рассмотрим новшества относительно прохождения госслужбы.


Изменено деление должностей госслужбы на категории

Итак, с 25.09.19 г. вступил в силу (за исключением некоторых норм) Закон от 19.09.19 г. № 117-ІХ (далее – Закон № 117), которым внесены изменения в законодательство относительно перезагрузки власти. Эти изменения затронули и вопросы прохождения госслужбы, принадлежности к категориям должностей, полномочий должностных лиц и госорганов и т. п.

В первую очередь скажем, что в настоящее время деление на категории должностей госслужбы иное, чем предусмотренное ст. 6 Закона от 10.12.15 г. № 889-VIII (далее – Закон № 889). Критерии такой принадлежности дополнены нормой, которая предусматривает, кроме ранее определенных особенностей, учитывать и следующие:

  • содержание работы, ее влияние на принятие конечного решения;
  • степень должностной ответственности;
  • необходимый уровень квалификации госслужащих.

Для наглядности покажем, что именно изменилось в отнесении к категориям должностей:

Действующие нормы

До внесения изменений

Категория «А»

Руководитель аппарата ВРУ и его заместители

Позиции не было

Руководитель аппарата (секретариата) постоянно действующего вспомогательного органа, созданного Президентом

Позиции не было

Госсекретарь КМУ и его заместители, госсекретари министерств

Госсекретарь КМУ и его заместители, госсекретари министерств

Руководители ЦОИВ, которые не являются членами КМУ, и их заместители

Руководители ЦОИВ, которые не являются членами КМУ, и их заместители

Руководители аппаратов КСУ, ВСУ, высших специализированных судов и их заместители, руководители секретариатов ВСП, ВККСУ и их заместители, председатель ГСУ, его заместители

Руководители аппаратов КСУ, ВСУ, высших специализированных судов и их заместители, руководители секретариатов ВСП, ВККСУ, и их заместители, председатель ГСУ, его заместители

Руководители госслужбы в других госорганах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, их заместители

Руководители госслужбы в других госорганах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, их заместители

Категория «Б»

Руководители и заместители руководителей госорганов, юрисдикция которых распространяется на территорию АР Крым, одной или нескольких областей, гг. Киева и Севастополя или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения

Позиции не было

Руководители госслужбы в госорганах, юрисдикция которых распространяется на территорию АР Крым, одной или несколько областей, гг. Киева и Севастополя или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения

Позиции не было

Руководители и заместители руководителей структурных подразделений госорганов независимо от уровня юрисдикции таких госорганов

Позиции не было

Позиции нет

Руководители структурных подразделений Секретариата КМУ, их заместители

Позиции нет

Руководители структурных подразделений министерств, других ЦОИВ и других госорганов, их заместители, руководители терорганов этих госорганов и их структурных подразделений, их заместители

Позиции нет

Руководители и заместители руководителей структурных подразделений местных госадминистраций, аппаратов местных госадминистраций, их структурных подразделений

Позиции нет

Руководители аппаратов апелляционных и местных судов, руководители структурных подразделений аппаратов судов, их заместители

Позиции нет

Заместители руководителей госслужбы в других госорганах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины

Что касается категории «В», то к ней, как и раньше, относятся прочие должности госслужбы, не отнесенные к категориям «А» и «Б».

Обращаем внимание! Отныне, после дополнения ст. 6 Закона № 889 новой нормой относительно деления должностей еще и на подкатегории, определение подкатегории должностей госслужбы и приравнивания должностей госслужбы будет осуществлять Кабмин. Представление по этому вопросу будет готовить НАГС.

Что касается работников, на которых возлагаются функции по обслуживанию, то на сегодня перечень должностей этих работников НАГС не будет утверждать. Очевидно, руководителю соответствующего госоргана предоставлено право самостоятельно определять перечень «обслуживающих» работников.

Защита прав госслужащих

После исключения из ст. 11 Закона № 889 многих позиций защита прав на госслужбу выглядит иначе.

Напомним: госслужащему предоставлено право в течение месяца со дня, когда он узнал о нарушении предоставленных Законом № 889 прав или возникновении препятствий в их реализации, подать руководителю госслужбы жалобу с указанием в ней соответствующих фактов.

До внесения изменений Законом № 117 с этой целью по требованию госслужащего руководитель госоргана создавал комиссию по проверке изложенных в жалобе фактов. По результатам такого рассмотрения НАГС должно было дать госслужащему мотивированный ответ, а если был установлен факт нарушения прав должностного лица – в соответствующий госорган направлялось обязательное к исполнению требование относительно устранения нарушений. Также Законом № 889 предусматривалось инициирование НАГС служебного расследования факта нарушения руководителем госслужбы или госслужащим высшего ранга, которое создает препятствия в реализации прав госслужащего.

Поэтому в случае подтверждения таких фактов виновные должностные лица привлекались к установленной законодательством ответственности, нарушенные права госслужащего подлежали безусловному восстановлению, а препятствия в реализации этих прав – устранению.

На сегодня Закон № 889 требует от руководителя госслужбы в срок до 20 календарных дней со дня получения жалобы предоставить ему обоснованный письменный ответ (решение). И если госслужащий не получил в этот срок ответ или же если он не согласен с предоставленным ответом, только после этого должностное лицо имеет право жаловаться в НАГС. На этом его права исчерпываются.

Исключена и норма ст. 11 Закона № 889, которой предусматривалось право заявителя на обжалование в суд решений, действий или бездействия госорганов.

Изменены полномочия и принципы работы НАГС

Поскольку НАГС имеет значительное влияние на формирование политики госслужбы, в частности условий ее прохождения, определение условий оплаты труда госслужащих и т. п., остановимся на измененных нормах законодательства в этой сфере.

Во-первых, из ст. 13 Закона № 889 исключена ч. 2, которая предусматривала назначение на должность руководителя НАГС и освобождение от этой должности Кабмином. Срок назначения был – на 5 лет с правом повторного назначения еще на один срок.

Во-вторых, НАГС отныне не будет организовывать разработку образовательно-профессиональных программ в сфере знаний «Публичное управление и администрирование» и их согласование. Не относится уже к полномочиям этого ЦОИВ и разработка профессиональных программ специализации и повышения квалификации госслужащих на основе профкомпетенций, их согласование.

Как говорили выше, НАГС не будет заниматься вопросами рассмотрения жалоб госслужащих категорий «Б» и «В».

В то же время в полномочия НАГС теперь входит:

  • развитие, внедрение, техническое сопровождение информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных систем и технологий;
  • организация централизованного проведения оценивания профессиональных компетентностей кандидатов во время прохождения госслужебного конкурса;
  • администрирование Единого портала вакансий госслужбы.

Как и ранее, Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы (далее – Комиссия) будет функционировать как постоянно действующий коллегиальный орган. Однако в ее состав отныне не будут входить, в частности, представители соответствующих профсоюзов. Зато в Комиссии появится специалист по вопросам управления персоналом, определенный Кабмином.

Новшеством является то, что перед назначением члены Комиссии будут проходить тестирование по правилам, установленным для кандидатов на должности госслужбы категории «А». Условия оплаты труда членов этой Комиссии должен принять Кабмин. Из-за этого, в частности, из ст. 16 Закона № 889 исключена норма относительно осуществления полномочий членов Комиссии на общественных началах. Поэтому на сегодня за членами Комиссии на период участия в ее работе должны сохраняться место работы (должность) и средний заработок.

Добавим: согласно п. 4 Заключительных и переходных положений Закона № 117 члены Комиссии, назначенные в ее состав до 26.09.19 г. (даты вступления в силу данного Закона), должны продолжать работать до назначения нового состава Комиссии.

Подверглись изменениям и нормы, которые касаются полномочий Комиссии по проведению «госслужебного» конкурса: конкурс будет проводиться на занятие должностей категории «А», а не вакантных должностей, как это было ранее. То есть если даже должность не является вакантной, на нее будет проводиться конкурс, причем кандидатур на такую должность может быть не более 5.

Отныне НАГС не будут рассматриваться предложения относительно досрочного освобождения от должности госслужащих категории «А» по инициативе субъекта назначения, а также этот ЦОИВ лишился полномочий по переводу упомянутых должностных лиц на равнозначную или более низкую должность в другой госорган.

Кроме того, нет в настоящий момент нормы о том, что НАГС должна утверждать перечень должностей патронатной службы и «обслуживающих» работников, устанавливать категории должностей госслужбы по представлению руководителя госслужбы в аппаратах вспомогательных органов, созданных Президентом. Фактически это означает, что в настоящий момент НАГС лишена права вмешиваться в такие вопросы, если они касаются работников Офиса президента.

Обновлены полномочия руководителя госслужбы

Отныне руководитель госслужбы соответствующего госоргана, планируя работу с персоналом, должен проводить конкурсы на занятие должностей госслужбы, тогда как ранее ст. 17 Закона № 889 предусматривался конкурс на занятие вакантных должностей госслужбы категории «Б» и «В». Назначение этим должностным лицом лиц, которые прошли конкурсный отбор, также должно осуществляться на должности, а не на вакансии, как ранее.

Еще важная функция, которая отныне возложена на руководителя госслужбы, – заключение и расторжение контрактов о прохождении госслужбы в порядке, принятом Кабмином. Кроме того, он должен контролировать соблюдение исполнительной и служебной дисциплины и условий заключенного контракта в госоргане.

Определенные Законом № 889 отдельные полномочия относительно кадровой работы руководитель госслужбы вправе делегировать руководителям самостоятельных структурных подразделений аппарата и терорганов или обособленных подразделений ЦОИВ. Как именно это будет осуществляться – должен определить Кабмин.

Логично, что из-за упомянутых изменений на службу управления персоналом дополнительно возложена ответственность за заключение и расторжение контрактов с госслужащими.

Обращаем внимание: положения Закона № 117 относительно контракта о прохождении госслужбы вступают в силу с 01.01.20 г.

Требования к претендентам на поступление на госслужбу

Также из ст. 19 Закона № 889 исключена норма, согласно которой запрещалось вступать в должность госслужбы категории «А» и «Б» лицам, которые имеют задолженность по уплате алиментов на содержание ребенка, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за 6 месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению. То есть выходит, что для этих должностных лиц не является преградой на пути к преференциям невыполнение своей обязанности перед собственным ребенком.

Что касается требований к претендентам на прохождение госслужбы, то для должностей категории «Б» следует иметь высшее образование степени не ниже младшего бакалавра, а если бакалавра – то только по отдельному решению субъекта назначения.

Кроме того, для должностных лиц категорий «Б» и «В» в настоящий момент могут не учитываться требования специальных законов, которые регулируют деятельность соответствующего госоргана. Речь идет о том, что отныне спецтребования к претендентам на эти должности субъектом назначения будут учитываться согласно рекомендациям, утвержденным НАГС.

Поскольку спецтребования к лицам, претендующим на должности, также могут определяться субъектом назначения в контракте, заключенном в принятом Кабмином порядке.

Сравнительная таблица.doc
Скачать

Комментарии к материалу