Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Бюджетная отчетность за 2021 год

20.12.2021 1515 0 0

Вот миновал и еще один бюджетный год. Наступило время готовиться к составлению годовой отчетности. Инвентаризация проведена, результаты зафиксированы, уточненные планы сметы выверены, осталось осуществить последние обязательные платежи и готовиться к составлению отчетности. Вы готовы, но Минфин не может без подарков к Новому году.


Изменения от Минфина

Минфин подготовил нам подарочек в виде изменений к Порядку составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденному приказом Минфина от 24.01.2012 № 44 (далее – Порядок № 44).

С проектом изменений можно ознакомиться на официальном сайте Минфина.

Существенны ли изменения?

Нет, не слишком существенны, но все-таки есть:

  • приложения 9 и 17 к Порядку № 44 изложены в новой редакции;
  • изменен пошаговый алгоритм составления Отчета о поступлении и использовании других поступлений специального фонда (кредиты (займы) от иностранных государств, иностранных финансовых учреждений и международных финансовых организаций) (форма № 4-3д.1, № 4-3м.1) (приложение 6 к Порядку № 44).

Что остается неизменным

Срок представления бюджетной отчетности

Годовая бюджетная отчетность подается в органы Государственной казначейской службы (далее – ГКС) в сроки, установленные для финотчетности (п. 18 разд. І Порядка № 44), то есть не позднее 22 января следующего за отчетным года (п. 6 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 № 419).

Сроки (графики) представления бюджетной отчетности устанавливаются органами ГКС с применением АС «Є-Звітність» (см. далее).

Главные распорядители бюджетных средств утверждают такие сроки для распорядителей и получателей бюджетных средств, которые включены в их сети, с таким расчетом, чтобы они укладывались в сроки представления бюджетной отчетности в органы ГКС.

Кто и какие формы отчетности подает, определено в п. 1 и 2 разд. ІІ Порядка № 44.

В связи с этим напомним некоторые основные определения:

  • главные распорядители бюджетных средств – бюджетные учреждения в лице их руководителей, которые в соответствии со ст. 22 Бюджетного кодекса (далее – БК) получают полномочия путем установления бюджетных назначений (п. 18 ч. 1 ст. 2 БК);
  • получатель бюджетных средств – субъект хозяйствования, общественная или другая организация, которая не имеет статуса бюджетного учреждения, уполномочена распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получает на их выполнение средства бюджета (п. 38 ч. 1 ст. 2 БК);
  • распорядитель бюджетных средств – бюджетное учреждение в лице его руководителя, уполномоченное на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств, долгосрочных обязательств по энергосервису и осуществление расходов бюджета (п. 47 ч. 1 ст. 2 БК).

Бюджетная отчетность

Отчетным периодом для составления годовой бюджетной отчетности является бюджетный период, который составляет один календарный год, который начинается 1 января каждого года и заканчивается 31 декабря того же года, если законодательством не будет определен другой период.

Бюджетная отчетность составляется с соблюдением нескольких важных правил, а именно:

  • эта отчетность должна быть достоверной;
  • должна соответствовать аналогичным данным бухучета и отчетности органов ГКС;
  • должна содержать информацию об исполнении смет и/или планов использования бюджетных средств;
  • составляется в гривнях с копейками;
  • ее формы заполняются по всем предусмотренным показателям граф и строк. При отсутствии данных в графах и строках проставляются прочерки.

Данные бюджетной отчетности распорядителей и получателей бюджетных средств, в частности и сводной бюджетной отчетности главных распорядителей, проверяются органами ГКС на соответствие аналогичным данным, отраженным в бухучете органов ГКС, в сроки, установленные ГКС и ее органами в пределах сроков, определенных БК для представления отчетности об исполнении госбюджета.

Думаем, что состав бюджетной отчетности нет смысла приводить, потому что начиная с 2018 года бухгалтеры бюджетной сферы работают с ГКС с помощью программных комплексов, предназначенных для выполнения концепции развития электронного управления в Украине, одобренной распоряжением КМУ от 20.09.2017 № 649-р. В сфере финансовой и бюджетной политики предусмотрено совершенствование автоматизированных процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней, которое включает также электронную отчетность субъектов госсектора с использованием информационных технологий и квалифицированной электронной подписи.

В процессе реализации Плана мероприятий по модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2016–2018 годы, утвержденного приказом Минфина от 28.11.2016 № 1038, ГКС создана Система представления электронной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств и государственными целевыми фондами (далее – АС «Є-Звітність»), которая приказом ГКС от 27.12.2017 № 421 введена в опытно-промышленную эксплуатацию.

АС «Є-Звітність» предусматривает создание личного электронного кабинета распорядителям (получателям) бюджетных средств и фондам общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, которые подают финансовую и/или бюджетную отчетность в орган ГКС по месту обслуживания (письмо ГКС от 31.01.2018 № 14-08/94-1951).

Обратите внимание: в случае невозможности представления отчетности в АС «Є-Звітність» Интернетом по техническим или другим причинам, определенным законодательством, отчетность подается с отдельно настроенного рабочего места в органе ГКС или на бумажных носителях (п. 14 разд. І Порядка № 44).

Алгоритм составления электронной отчетности

На официальном сайте ГКС размещены Инструктивные материалы и разъяснения относительно составления бюджетной отчетности. Если коротко, то этот процесс выглядит следующим образом (см. таблицу).

Пользователи, АРМы, функции

Статусы отчетов

Бухгалтер

АРМ Бюджетна звітність

1. Бюджетна звітність (створення)

Створити звіт:

Імпорт

Підсумувати

Дані ДКУ

Протокол

Друк

Надіслати на підпис

Історія змін статусу

2. Бюджетна звітність (перегляд)

Внесення даних

Передано на підпис

Головний бухгалтер

АРМ Бюджетна звітність

1. Бюджетна звітність (створення)

Створити звіт:

2. Бюджетна звітність (підписання)

Підписати

Повернути

3. Бюджетна звітність (перегляд)

Підписано головним бухгалтером

Повернуто головним бухгалтером

Керівник

АРМ Бюджетна звітність

1. Бюджетна звітність (підписання)

Підписати

Повернути

2. Бюджетна звітність (перегляд)

АРМ Відправка звітності

1. Відправка звітності в ДКУ

Створити посилку

Додати форму

Додати супровідний лист

Відправити посилку в ДКУ

2. Перегляд відправленої звітності в ДКУ

Переглянути відправлену звітність

Підписано керівником

Повернуто керівником

Створена посилка

Додано форму

Додано супровідний лист

Відправлено на перевірку в ДКУ

Если подробнее, то функция «Бюджетна звітність» предназначена для работы с отчетами. Табличная форма функции выглядит следующим образом (см. рис. 1).

1 из 1

Создание отчета

Для этого нужно нажать кнопку «Створити» на панели окна «Бюджетна звітність». В следующем окне заполнить параметры отчета (см. рис. 1, 2, 3):

  • «Вид бюджету» – выбирается из выпадающего списка справочника;
  • «Періодичність звіту» – выбирается из выпадающего списка справочника;
  • «Номер звіту» – выбирается из выпадающего списка справочника;
1 из 1
  • «Коди бюджетів» – выбираются из справочника: ДБ/МБ;
  • «Фонд» – выбирается из справочника: загальний/спеціальний;
  • «Код відомчої класифікації витрат и кредитування» – для создания отчетных форм из госбюджета выбирается параметр КВК, по которому подается отчетность;
  • «Код и назва відомчої класифікації витрат и кредитування державного/місцевого бюджету» – выбираются из справочника.

Нажать кнопку «Створити» в форме (см. рис. 3).

1 из 1

В итоге будет создан отчет (см. рис. 4).

1 из 1

А уже с открывшимся отчетом мы можем выполнить определенные действия по необходимости (см. рис. 5).

1 из 1

1 – «Імпорт» – импорт данных отчета из файла формата DBF;

2 – «Просумувати» – итог сводных показателей отчета;

3 – «Дані ДКУ» – обновление данных;

4 – «Протокол» – проверка правильности данных отчета. Для этого нужно нажать кнопку «Протокол». В итоге будет сформирован Протокол;

5 – «Друк» – загрузка отчета в файл формата PDF, Excel; печать отчета;

6 – «Надіслати на підпис» – отправка отчета на подпись главному бухгалтеру;

7 – «Історія змін статусу» – просмотр этой истории.

Еще один плюс АС «Є-Звітність» – это возможность просмотреть предыдущие отчеты. Функция «Бюджетна звітність» (просмотр) предназначена для просмотра информации по сформированным отчетам. Также можно экспортировать данные табличной формы в Excel (см. рис. 6).

1 из 1

По умолчанию в поле «Звітна дата» отражается текущий период. Также можно просмотреть отчеты за предыдущие отчетные периоды. В поле «Звітна дата» нужно выбрать период из выпадающего списка справочника (см. рис. 7).

1 из 1

Будут отражены все отчеты, которые созданы вами за выбранный период.

По нашему мнению, это намного удобнее, чем проверка в ручном режиме информации, которую следует внести в отчетность, затем заполнение отчетов, печать, подписание и представление в территориальный орган ГКС.

Преимущества представления отчетности в электронном виде

В соответствии с Порядком № 44 главному распорядителю и в органы ГКС подается немало форм бюджетной отчетности и ее элементов. Даже если распорядитель средств не составляет все формы и приложения из-за отсутствия данных, представление месячной, квартальной и годовой отчетности с разным количеством форм и приложений – это очень большой объем работы. А главный распорядитель, кроме собственной отчетности, должен составить сводную отчетность распорядителей и получателей бюджетных средств, а также общий сводный отчет.

Специалисты органов ГКС должны проверить всю отчетность, поданную на бумажных носителях, по данным учета АС «Є-Звітність» и завизировать не менее двух экземпляров отчетности. Все это занимает много рабочего времени.

Поэтому преимущества АС «Є-Звітність» следующие:

  1. Автоматически формируется бюджетная отчетность.
  2. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств нижестоящего уровня, в сеть которых включены распорядители (получатели) бюджетных средств, контролируют составление и представление отчетности в орган ГКС подведомственными учреждениями, а также соблюдение сроков представления отчетности, установленных ГКС, а в случае необходимости своевременно обращают внимание подведомственных учреждений на искажение и неточности в поданных формах отчетности.
  3. Осуществляется автоматизированная консолидация всех форм финансовой и бюджетной отчетности на каждом уровне консолидации.
  4. Ускорена процедура проверки органами ГКС отчетности, среди прочего и на соответствие данных бухучета ГКС, которые формируются в ее информационной системе.

Таким образом, даже если Минфин будет утверждать изменения и введет их в действие в этом году, волноваться перед составлением бюджетной отчетности нет оснований, потому что в программу АС «Є-Звітність» на момент составления отчетности будут внесены все надлежащие изменения.

Комментарии к материалу