Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Комната для приема пищи: соблюдаем требования к обустройству

29.09.2022 840 0 0


Ситуация. Руководство учреждения утвердило решение об обустройстве комнаты для приема пищи.

Возникли вопросы:

  • Какие установлены требования к обустройству такой комнаты?
  • Какой техникой и средствами можно оснастить комнату и как их учитывать?

Нормативные требования

Ведомственными строительными нормами В.2.2-ЦЗН-2002 и ДБН В.2.2-9 «Общественные дома и сооружения. Основные положения» установлено, что если в учреждении работает до 50 человек, то в общественных домах социальной сферы следует предусматривать комнату для приема пищи (далее – комната), если количество работников составляет от 50 до 200 человек – буфет, если свыше 200 человек – столовую.

Необходимое количество мест в комнате, буфете или столовой надо исчислять из расчета одно место на четырех работников.

Площадь комнат рекомендуется определять из расчета 0,8 м2 на каждого работника, но не менее чем 12 м2.

В ДНАОП 22.1-1.02-96 «Правила охраны труда для предприятий и организаций полиграфической промышленности» указано, что площадь комнат определяется из расчета 1 м2 на каждого посетителя, но не менее чем 12 м2.

Комнат может быть несколько. Но думаем, что это не очень удобно, потому что во всех комнатах нужно поддерживать чистоту, а это увеличит нагрузку на обслуживающий персонал и введет к дополнительным расходам на их обустройство. Поэтому в случае большого количества персонала в учреждении лучше установить график посещения. Например, работники будут иметь обеденный перерыв в две смены: одни – с 12.00 до 13.00, другие – с 13.00 до 14.00 и т. п.

Требования обустройству комнаты

Согласно требованиям ДНАОП 22.1-1.02-96 помещение комнаты должно быть обязательно оборудовано рукомойником с канализацией, горячим (не менее чем 80 °С, если это бойлер) и холодным проточным водоснабжением, холодильником, а также кипятильниками, электрическими плитками.

Также по решению работодателя помещения можно оснастить и другими устройствами, такими как чайник, микроволновая печь и т. п. А если работники выполняют работы на открытых площадках, наличие чайника и возможность разогреть пищу обязательны.

В случае использования газовой плиты для разогревания пищи, помещение надо оборудовать вытяжкой. В ином случае нужно обеспечить только проветривание комнаты (наличие окна, форточки) и установить антимоскитную сетку.

Вода в комнате должна соответствовать Государственным санитарным нормам и правилам «Гигиенические требования к воде питьевой, предназначенной для потребления человеком» (ДСанПіН 2.2.4-171-10), утвержденным приказом Минздрава от 12.05.10 г. № 400.

Внимание! Не реже чем раз в квартал питьевую воду должны лабораторно исследовать.

В комнате должен быть промаркирован технический инвентарь со шкафом исключительно для уборки комнаты.

Мебель и оборудование надо разместить так, чтобы был обеспеченный свободный эвакуационный выход из комнаты. Не разрешается переполнение работниками комнаты, а выход из комнаты не должен быть захламленным.

Для обеспечения мероприятий по охране труда и противопожарной безопасности запрещено:

  • приносить в комнату и использовать собственные электронагревательные бытовые приборы;
  • курить в комнате, пользоваться открытым огнем;
  • оставлять включенными освещение, электронагревательные бытовые приборы в нерабочее время и т. п.

Обязательно нужно назначить ответственного за пожарную безопасность комнаты. Именно этот работник в конце рабочего дня должен осмотреть помещение и убедиться в отсутствии факторов, которые могут привести к пожару.

Перечень оборудования и материалов для комнаты

Ежегодно производители бытовой техники выпускают новые бытовые гаджеты. Наиболее удобными из них для обустройства комнаты, на наш взгляд, являются электрочайник и микроволновая печь, обычная кухонная мебель и посуда (тарелки, чашки и столовые принадлежности).

Итак, для комнаты нужно приобрести такой минимальный комплект:

  • электрочайник;
  • микроволновую печь;
  • холодильник;
  • мебель (столы, стулья, шкафы или тумбы);
  • посуда;
  • моющие средства;
  • инвентарь для уборки комнаты.

Бухгалтерский учет

Все вышеприведенные предметы стоят не очень дорого, кроме холодильника. Итак, в зависимости от их стоимости и с учетом стоимостных границ, установленных в учетной политике учреждения (например, 10 000 грн), оприходуем их с соблюдением норм Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденного приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219.

По месту хранения все основные средства, к которым относятся и малоценные необоротные материальные активы (далее – ОС, МНМА), находятся на ответственном хранении у материально ответственных лиц, назначенных приказом руководителя субъекта госсектора. С должностными лицами, отвечающими за хранение ОС, заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности (п. 2 разд. ІІ Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11, далее – Методрекомендации № 11).

Каждому объекту ОС (кроме белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, МНМА, материалов длительного использования) присваивается инвентарный номер (п. 3 разд. ІІ Методрекомендаций № 11). Первые четыре знака инвентарного (номенклатурного) номера означают номер субсчета, пятый – подгруппу, все другие знаки – порядковый номер предмета в подгруппе. Для тех групп ОС, для которых не выделены подгруппы, пятый знак может обозначаться нулем (п. 4 разд. ІІ Методрекомендаций № 11).

Следует помнить: инвентарные и номенклатурные номера, присвоенные объектам ОС, сохраняются за ними на весь период их пребывания у субъекта госсектора. Номера инвентарных объектов, которые выбыли или ликвидированы, не присваиваются новым объектам, поступившим на протяжении трех лет.

В бухгалтерской службе субъекта госсектора учет ОС ведется в инвентарных карточках, которые открываются на каждый инвентарный объект (предмет). Однородные активы могут учитываться в карточках группового учета.

Пример

Для обустройства комнаты руководство учреждения приняло решение приобрести: холодильник (12 000 грн), мебельный комплект для кухни (8 000 грн), микроволновую печь (4 500 грн), 4 стола для приема пищи (850 грн/шт.) и 16 стульев (150 грн/шт.), электрический чайник – 650 грн, посуду – 2 500 грн, хозяйственный инвентарь – 1 500 грн, моющие средства и средства дезинфекции – 850 грн.

Приобретение и ввод в эксплуатацию этих принадлежностей в учете отражаются так:

(грн)


п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

1

Получено финансирование на обустройство комнаты

2313

7011

35 800

2

Получены от поставщиков:

– холодильник


1311

6211


12 000

– микроволновая печь

1312

4 500

– мебельный комплект для кухни

8 000

– столы для приема пищи

3 400

– стулья

2 400

– электрический чайник

650

– посуда

1812

2 500

– хозяйственный инвентарь

1 500

– моющие средства и средства дезинфекции

850

3

Изъята из дохода отчетного периода стоимость основного средства и малоценных необоротных материальных активов (далее – ОС, МНМА)

7011

5411

30 950

4

Введены в эксплуатацию:

– ОС


1014


1311


12 000

– МНМА

1113

1312

18 950

5

Одновременно на сумму введенных в эксплуатацию МНМА и ОС увеличен внесенный капитал

5411

5111

30 950

6

Начислена амортизация на МНМА, которые введены в эксплуатацию (50 %)

8014

1412

9 475

7

Выданы в пользование приобретенные товарно-материальные ценности:

– посуда


8013


1812


2 500

– хозяйственный инвентарь

1 500

– моющие средства и средства дезинфекции

850

8

Закрыт в конце отчетного периода счет:

– доходов


7011


5511


4 850

– расходов

5511

8013

4 850

8014

9 475

Начисление амортизации

Амортизация начисляется на протяжении срока полезного использования (эксплуатации) объекта ОС в случае его признания активом (во время зачисления на баланс) и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации. Внимание! Амортизация не начисляется на объекты ОС, доступ к которым ограничен в связи с тем, что они находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения антитеррористической операции (п. 2 разд. V Методрекомендаций № 11).

Стоимость объекта ОС распределяется на систематической основе на протяжении срока его полезного использования (эксплуатации) путем начисления амортизации на дату баланса ежеквартально делением годовой суммы амортизации на 4. По решению руководителя субъекта госсектора в распорядительном документе об учетной политике может быть предусмотрено начисление амортизации на годовую дату баланса (п. 2 разд. V Методрекомендаций № 11).

Амортизация необоротных материальных активов, указанных в пп. 1.2 разд. II Методрекомендаций № 11, в том числе и МНМА (кроме необоротных материальных активов спецназначения и прочих необоротных материальных активов, созданных в процессе улучшения объекта операционной аренды), начисляется в первом месяце передачи в использование такого актива в размере 50 % его первоначальной стоимости и остальные 50 % первоначальной стоимости – в месяце его изъятия из активов (списания с баланса) (п. 6 разд. V Методрекомендаций № 11).

Приобретение и ввод в эксплуатацию принадлежностей в учете.doc
Скачать

Комментарии к материалу