Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Изменения по трудоустройству иностранцев и лиц без гражданства: что нужно учесть работодателю

26.10.2022 420 0 0

С 15.10.2022 вступили в силу изменения, касающиеся применения труда иностранцев и лиц без гражданства. Рассмотрим, что именно нужно учесть работодателям, предоставляющим работу таким лицам.


Закон от 21.09.2022 № 2623-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно применения труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине и предоставления услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей» (далее – Закон № 2623) вступил в силу со дня, следующего за днем его опубликования, то есть с 15.10.2022 (опубликован в Голосе Украины от 14.10.2022 № 210). Изменения внесены в Закон от 22.09.2011 № 3773-VI «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» (далее –Закон № 3773) и в Закон от 05.07.2012 № 5067-VI «О занятости населения» (далее – Закон № 5067). Рассмотрим их подробнее.

Изменения в законодательстве о статусе иностранцев

Законом № 2623 внесены уточнения в ст. 4 Закона № 3773. В частности, отмечено, что иностранцы и лица без гражданства (далее – иностранцы), которые в соответствии с законом прибыли в Украину для трудоустройства или заключения гиг-контракта или во время нахождения на законных основаниях на территории Украины в случае, предусмотренном частью тринадцатой настоящей статьи, получили разрешение на применение труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине и свидетельство на временное проживание, считаются находящимися на законных основаниях на территории Украины на период работы в Украине.

Напомним, что в соответствии со ст. 13 Закона № 3773 иностранцы, которые являются учредителями и/или участниками, и/или бенефициарными собственниками (контролерами) юрлица, зарегистрированного в Украине, и прибыли в Украину в целях контроля за деятельностью таких юрлиц и получили свидетельство на временное проживание, считаются находящимися на законных основаниях на территории Украины на период действия свидетельства.

Изменения в законодательстве о занятости и трудоустройстве иностранцев

Основные изменения внесены в Закон № 5067. Рассмотрим их подробно.

Отменены особенности для некоторых категорий иностранных профессионалов. А именно, из ч. 1 ст. 1 Закона № 5067 исключены п. 81, 82 и 84, содержащие определение понятий: иностранные высокооплачиваемые профессионалы; иностранные ИТ-профессионалы; иностранные работники творческой профессии.

Установлен запрет на трудоустройство иностранцев под санкциями. Новым абзацем дополнена ч. 4 ст. 3 Закона № 5067, в соответствии с которым не могут назначаться на должность или заниматься трудовой и другой деятельностью в Украине иностранцы, включенные в перечень лиц, которые связаны с проведением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции, а также иностранцы, к которым применены специальные экономические и другие ограничительные мероприятия (санкции) в соответствии с Законом от 14.08.2014 № 1644-VII «О санкциях».

Уточнены условия предоставления услуг по посредничества в трудоустройстве за границей для юрлиц. Часть вторая ст. 38 Закона № 5067 изложена в новой редакции. А именно предоставление услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей осуществляется после заключения между лицом и субъектом хозяйствования (далее – СХ) договора. СХ, который предоставляет услуги по посредничеству в трудоустройстве за границей, обязан бесплатно предоставлять гражданам Украины консультации и информацию о преимуществах легального трудоустройства за границей, характере будущей работы, условиях и размере оплаты труда, условиях проживания в государстве пребывания, наличии международных договоров (соглашений) в сфере трудоустройства и социального обеспечения, заключенных между Украиной и государством трудоустройства.

СХ, предоставляющие услуги по посредничеству в трудоустройстве за границей, запрещается получать от граждан, которым предоставлены такие услуги, гонорары, комиссионные и прочие вознаграждения. Оплата услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей осуществляется работодателем, которому предоставлены такие услуги.

Комментарий автора: с 15.10.2022 юрлицам, которые занимаются трудоустройством за границей, запрещено брать плату за трудоустройство от граждан Украины, которым предоставляются соответствующие услуги.

Отменены особенности работы иностранцев, работающих по гиг-контрактам без получения разрешения. Исключен абзац второй и третий ч. 2 ст. 42 Закона № 5067, в соответствии с которым резидент Дия Сити мог получать работы (услуги), которые выполняются (предоставляются) иностранцами и лицами без гражданства по гиг-контрактам, без получения разрешения или с получением его на добровольных началах. Также без разрешения мог использоваться труд иностранных высокооплачиваемых профессионалов на должностях по совместительству, если срок действия трудового договора на должности по совместительству не превышал срока действия разрешения по основному месту работы.

То есть сейчас для этих «особых» в прошлом категорий иностранных работников действуют общие правила получения разрешения, как для иностранных наемных работников.

Уточнен порядок деятельности СХ, нанимающих работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя. Часть 1 ст. 39 Закона № 5067 изложена в новой редакции: СХ – работодатели, которые нанимают работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя, направляют работников при условии, если это предусмотрено коллективным договором такого работодателя, и при наличии согласия первичного профсоюза и обязаны:

1) заключить договор с работодателем о применении труда работника;

2) выплачивать работнику заработную плату в размере, не ниже чем размер минимальной зарплаты (далее – МЗП), и заработной платы, которую получает работник у работодателя за выполнение такой же работы;

3) обеспечивать работнику время работы и отдыха на условиях, определенных для работников работодателя, которые предусмотрены условиями колдоговора и правилами внутреннего трудового распорядка;

4) начислять и уплачивать ЕСВ в пользу работника;

5) не препятствовать заключению трудового договора между работником и работодателем, у которого выполнялись им работы.

Напомним, что ранее деятельность таких СХ у другого работодателя на условиях трудовых договоров осуществлялась на основании разрешения, выданного Государственной службой занятости.

То есть исключена норма о необходимости получения соответствующего разрешения для СХ, нанимающих работников для выполнения работы в Украине у другого работодателя.

Установлены особенности получения разрешений для граждан недружелюбных государств. Часть 1 ст. 42 Закона № 5067 дополнена нормой, согласно которой выдача и продление действия разрешения на применение труда граждан российской федерации (далее – рф), республики беларусь (далее – рб), а также других государств, признанных представляющими угрозу государственному суверенитету, территориальной целостности, демократическому конституционному строю и другим национальным интересам Украины, осуществляются по согласованию с региональными органами СБУ.

Техническое описание и образец бланка разрешения на использование труда иностранцев в Украине утверждаются КМУ.

Уточнены нормы по использованию труда иностранцев на различных должностях. Часть 2 ст. 42 Закона № 5067 изложена в новой редакции, согласно которой труд иностранцев может применяться на разных должностях у одного или нескольких (двух и более) работодателей при условии получения разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства в Украине (далее – разрешение) каждым работодателем. Труд иностранцев может применяться без разрешения на должностях по совместительству у одного работодателя, если срок действия трудового договора по должности по совместительству не превышает срока действия разрешения по основному месту работы.

Комментарий автора: то есть с 15.10.2022 разрешение иностранцам, которые работают по внешнему совместительству, должен получать каждый работодатель отдельно. Но в случае внутреннего совместительства работник-иностранец имеет право работать без дополнительного разрешения при условии, что срок действия трудового договора по должности по совместительству не превышает срока действия разрешения по основному месту работы.

Изменен порядок получения и продления разрешения для трудоустройства иностранцев. Изложена в новой редакции ст. 421 Закона № 5067.

Итак, сейчас разрешение выдается или его действие продлевается (если иное не установлено законом и/или международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано ВРУ) для таких категорий лиц:

1) иностранные наемные работники;

2) командированные иностранные работники;

3) внутрикорпоративные цессионарии;

4) иностранцы, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите; иностранцы, которые обжаловали решение об отказе в оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите;

5) лица, подавшие заявление о признании лицом без гражданства, и лица, которые обжалуют решение об отказе в признании лицом без гражданства;

6) иностранцы, которые прибыли в Украину в целях обучения в заведениях высшего образования и намереваются в период учебы и после окончания учебы, при условии трудоустройства не позднее чем за 30 календарных дней до момента окончания учебы, осуществлять трудовую деятельность в Украине.

Отменены нормы об особых категориях иностранцев, претендующих на трудоустройство в Украине. Исключены части 2 – 4 ст. 421 Закона № 5067, в соответствии с которыми особыми категориями иностранцев, претендующих на трудоустройство в Украине, признавались: иностранные высокооплачиваемые профессионалы; учредители и/или участники, и/или бенефициары (контролеры) юридического лица, созданного в Украине; выпускники университетов, которые входят в первую сотню в мировых рейтингах университетов, в соответствии с перечнем, определенным КМУ; иностранные работники творческих профессий; иностранные ИТ-профессионалы; гиг-специалисты.

Работодатель мог получить разрешение при условии выплаты им зарплаты в размере не менее чем: 5 МЗП – иностранцам – наемным работникам в общественных объединениях, благотворительных организациях и заведениях образования; 10 МЗП – для всех остальных категорий наемных работников.

То есть теперь для вышеперечисленных категорий иностранцев порядок получения и продления разрешения для трудоустройства и требования к уровню зарплаты такие же, как и для других наемных иностранных работников.

Уточнен перечень документов для получения разрешения на применение труда иностранцев и продления его действия. Изложены в новой редакции части 1 и 2 ст. 422 Закона № 5067, а именно уточнен соответствующий перечень и условия предоставления документов для получения разрешения на применение труда иностранцев. А также добавлен перечень документов, которые предоставляются при получении дохода для командированных иностранных работников, для внутрикорпоративных цессионариев, для лиц, по которым принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, для лиц, подавших заявление о признании лицом без гражданства, и лиц (для иностранцев, которые прибыли в Украину в целях обучения в заведениях высшего образования и намерены в период обучения и после окончания учебы, при условии трудоустройства не позднее чем за 30 календарных дней до момента окончания учебы, осуществлять трудовую деятельность в Украине.

В ст. 422 Закона № 5067 исключены абзацы второй и третий ч. 2, в соответствии с которой ЦЗ самостоятельно получает сведения:

  • об окончании формирования уставного капитала общества на момент подачи заявления о выдаче разрешения для трудоустройства учредителей и/или участников, и/или бенефициаров (контролеров) юрлица;
  • о наличии у работодателя зарегистрированного вида деятельности – компьютерного программировании для трудоустройства иностранных ИТ-профессионалов.

В соответствии с ч. 2 ст. 422 Закона № 5067 для продления действия разрешения работодатель, как и ранее, подает:

1) заявление по форме, определенной КМУ;

2) фотокарточку иностранца или лица без гражданства размером 3,5 x 4,5 сантиметра;

3) документы согласно перечню для получения разрешения, если они изменились.

Обратите внимание: к заявлению и документам, предусмотренным ч. 1 и 2 данной статьи, работодатель прилагает документ о внесении платы за выдачу или продление действия разрешения (ч. 3 ст. 422 Закона № 5067).

Ст. 422 Закона № 5067 также дополнена ч. 4, в соответствии с которой заявление и документы для получения или продления действия разрешения, внесения изменений в разрешение, отмене разрешения подаются в территориальный орган в сфере занятости лично работодателем или его уполномоченным лицом в бумажной или электронной форме одним из таких способов:

1) лично во время приема должностными лицами субъектов обращения;

2) путем направления почтового отправления с описью вложения;

3) через электронный кабинет работодателя на официальном веб-сайте территориального органа в сфере занятости, или другие государственные электронные системы онлайн-услуг с использованием электронной подписи и с прохождением процедуры верификации;

4) через центр предоставления административных услуг;

5) через Единый государственный веб-портал электронных услуг, в том числе через интегрированные с ним информационные системы государственных органов и органов местного самоуправления (при наличии технической возможности).

Территориальный орган в сфере занятости самостоятельно получает информацию (ч. 5 ст. 422 Закона № 5067):

1) о статусе работодателя как юридического лица или физлица-предпринимателя – из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР);

2) о наличии у работодателя статуса резидента Дия Сити;

3) о непосредственном участии иностранца в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии рф против Украины – от центрального органа, реализующего государственную политику по вопросам национальной безопасности в военной сфере.

Также дополнена ч. 6 ст. 422 Закона № 5067, согласно которой предусмотренные данной статьей документы, выданные за границей, должны легализоваться, если иное не установлено международными договорами Украины. Документы, составленные на иностранном языке, должны быть переведены на украинский язык. Подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариально.

Определен срок действия разрешения на применение труда иностранцев. Изложена в новой редакции ст. 423 Закона № 5067, согласно которой разрешение выдается на срок действия:

1) внешнеэкономического договора между украинским и иностранным СХ, но не более чем на три года – для командированных иностранных работников (ранее было на период действия контракта);

2) решения иностранного СХ о переводе иностранца на работу в Украину и трудового договора, заключенного украинским СХ с иностранцем, но не более чем на три года, – для внутрикорпоративных цессионариев;

3) справки об обращении за защитой в Украине или справки об обращении за признанием лицом без гражданства, но не более чем на один год – для лиц, по которым принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите; лиц, которые обжалуют решение об отказе в оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или которые нуждаются в дополнительной защите; лиц, которые подали заявление о признании лицом без гражданства или обжалуют решение об отказе в признании лицом без гражданства. Действие разрешения может быть продлено в случае продления действия такой справки;

4) трудового договора но не более чем один год в период учебы – для иностранцев, которые прибыли в Украину в целях обучения в заведениях высшего образования и намереваются в период учебы и после окончания учебы, при условии трудоустройства не позднее чем за 30 календарных дней до момента окончания учебы, осуществлять трудовую деятельность в Украине;

5) трудового договора (контракта) или гиг-контракта, но не более чем на два года – для всех остальных иностранных наемных работников и гиг-работников (до изменений срок составлял не более чем на год).

При наличии оснований действие разрешения продлевается в установленном данным Законом порядке (ранее – при наличии оснований действие разрешения может продлеваться неограниченное количество раз).

Изменен размер оплаты за выдачу разрешений. В новой редакции изложена ст. 424 Закона № 5067, в соответствии с которой размер платы за выдачу или продление действия разрешения составляет:

1) для разрешений, которые выдаются на срок до шести месяцев включительно, – 3 прожиточных минимума для трудоспособных лиц, установленных законом на 1 января календарного года (далее – ПМ), в котором работодателем или уполномоченным им лицом поданы документы (вместо 2 ПМ);

2) для разрешений, которые выдаются на срок от шести месяцев до одного года включительно, – 5 ПМ (вместо 4 ПМ);

3) для разрешений, которые выдаются на срок от одного до двух лет включительно, – 8 ПМ (вместо 6 ПМ на срок до 3 лет):

4) для разрешений, которые выдаются на срок от 2 до 3 лет включительно, – 10 ПМ.

Размер платы за продление действия разрешения уменьшается на 1 ПМ от размера платы за выдачу разрешения на соответствующий срок.

В случае принятия ЦЗ решения об отказе в выдаче или в продлении действия разрешения деньги, уплаченные работодателем, возвращаются путем их перечисления на счет работодателя не позже 10 рабочих дней со дня принятия решения.

Дополнена новой ч. 4 ст. 424 Закона № 5067, согласно которой бесплатно выдается и продлевается действие разрешения на применение труда:

1) лиц, по которым принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, и лиц, которые обжалуют решение об отказе в оформлении таких документов;

2) иностранцев, которые прибыли в Украину в целях обучения в заведениях высшего образования и намерены в период учебы и после ее окончания, при условии трудоустройства не позднее чем за 30 календарных дней до момента окончания учебы, осуществлять трудовую деятельность в Украине;

3) лицам, которые подали заявление о признании лицом без гражданства, и лицам, которые обжалуют решение об отказе в гражданстве;

4) иностранцев, которые принимали непосредственное участие в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии рф против Украины.

Изменен порядок внесения изменений в разрешение. Изложен в новой редакции абзац четвертый ч. 2 ст. 425 Закона № 5067, в соответствии с которым работодатель вместе с заявлением о внесении изменений в разрешение в связи с изменением названия должности иностранца, переводом на другую должность у одного работодателя в пределах срока действия разрешения подает копию трудового договора (контракта) в новой редакции или копию дополнительного соглашения о внесении изменений в трудовой договор (контракт).

Определен порядок действий в случае утери разрешения. Ст. 425 Закона № 5067 дополнена новыми частями 4 и 5, в соответствии с которыми:

  • в случае утери разрешения работодатель сообщает об этом ЦЗ, который выдал такое разрешение.
  • дубликат утерянного разрешения выдается при условии подачи работодателем в ЦЗ составленного в произвольной форме заявления о выдаче дубликата;
  • в случае повреждения разрешения его дубликат выдается ЦЗ, при условии подачи работодателем заявления вместе с поврежденным разрешением;
  • в течение 7 рабочих дней со дня получения от работодателя документов ЦЗ принимает решение о выдаче дубликата разрешения и выдает его;
  • в 3-дневный срок со дня принятия решения о выдаче дубликата разрешения ЦЗ информирует о его выдаче Государственную миграционную службу, которая выдала свидетельство на временное проживание.

Обратите внимание: плата за внесение изменений в разрешение или за выдачу дубликата разрешения не взимается.

Изменен срок рассмотрения заявлений о выдаче или продлении действия разрешения. Изложена в новой редакции ст. 426 Закона № 5067, в соответствии с которой ЦЗ принимает решение в следующие сроки со дня регистрации им соответствующего заявления:

  • до 7 р. д. – о выдаче разрешения;
  • до 3 р. д. – о продлении действия разрешения или о внесении изменений в него.

Сроки рассмотрения заявлений о выдаче разрешения, о продлении действия разрешения или о внесении изменений в него продлеваются в случае подачи заявления для трудоустройства:

  • гражданина рф, рб, а также других государств, признанных представляющими угрозу Украины, – до предоставления согласования регионального органа СБУ или отказа в предоставлении такого согласования;
  • иностранца, который принимал непосредственное участие в отпоре и сдерживании вооруженной агрессии рф против Украины, – до предоставления информации центральным органом по вопросам национальной безопасности в военной сфере.

Заявление о продлении действия разрешения подается работодателем в ЦЗ не позже чем за 20 и не ранее чем за 50 календарных дней до окончания срока действия такого разрешения.

Изменен порядок приема документов для получения разрешения. Внесены изменения в ст.427 Закона № 5067. Теперь в случае отсутствия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 428 Закона № 5067, ЦЗ принимает решение о выдаче, продлении действия или о внесении изменений в разрешение в сроки, определенные ст. 426 Закона № 5067, и в течение 2 р.д. со дня его принятия обнародует соответствующую информацию на своем официальном веб-сайте и уведомляет работодателя средствами электронной связи. Раньше работодателю также отправлялась копия этого решения по почте с уведомлением о вручении и электронной почте.

О принятых решениях ЦЗ уведомляет соответствующие госорганы в течение 3 р.д. в электронной форме на основании договоров об обмене информацией.

Добавлено основание для отказа в выдаче разрешений и новые условия их отмены. Статья 429 Закона № 5067 дополнена новыми нормами, в соответствии с которыми основаниями для отказа в выдаче, продлении действия разрешения, во внесении изменений в разрешение теперь также является:

  • отмена разрешения, полученного работодателем, по основаниям, предусмотренным п. 4 (выявление недостоверности данных в поданных работодателем документах), пунктами 6 – 8 (установление факта применения труда иностранца на иных условиях, нежели те, которые определены разрешением или другим работодателем; неиспользование иностранцем права на обжалование решения центрального органа в сфере миграции об отказе в признании беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите, или лицом без гражданства; вступление в законную силу обвинительным приговором суда, по которому иностранец осужден за совершение уголовного правонарушения) и 11 (получение от заведения высшего образования Украины информации об отчислении иностранца) ч. 2 ст. 4210 Закона № 5067 – в течении года со дня принятия решения об отмене. Указанное положение не применяется в случае, если работодателем подано заявление о получении разрешения для другого иностранца;
  • отмена разрешения по основаниям, предусмотренным п. 5 (наличие решения о принудительном возвращении или принудительном выдворении иностранца), п. 9 (поступление представления об отмене разрешения от Нацполиции Украины, СБУ, другого государственного органа, в случае, если действия иностранца нарушают законодательство или противоречат интересам безопасности Украины или общественного порядка, или если это необходимо для законных интересов граждан Украины), п. 10 (неуплата работодателем ЕСВ за лицо, для которого получено разрешение, в течение двух месяцев с даты заключения трудового договора с иностранцем) ч. 2 ст. 4210 Закона № 5067 – в течение года со дня принятия решения об отмене;
  • отказ регионального органа СБУ в согласовании выдачи или продления действия разрешения на применение труда гражданина рф, гражданина рб, а также других государств, признанных представляющими угрозу для Украины.

Информация относительно решения об отказе в выдаче, продлении действия или внесении изменений в разрешение в течение двух рабочих дней со дня его принятия размещается территориальным органом в сфере занятости на его официальном веб-сайте и сообщается работодателю средствами электронной связи (ч. 5 ст. 429 Закона № 5067).

Решение ЦЗ об отказе в выдаче, продлении действия, внесении изменений в разрешение, отмене разрешения может быть обжаловано в Государственную службу занятости Украины не позднее чем через 15 к. д. со дня его обнародования и уведомления работодателя средствами электронной связи (ч. 7 ст. 429 Закона № 5067).

Решение ЦЗ об отказе в выдаче, продлении действия, внесении изменений в разрешение, отмене разрешения может быть обжаловано в судебном порядке (ч. 8 ст. 429 Закона № 5067).

Изменены основания отмены разрешения. Статья 4210 Закона № 5067 дополнена новыми основаниями для отмены разрешения:

  • поступление представления об отмене разрешения от Национальной полиции, СБУ, другого госоргана, который обеспечивает соблюдение требований законодательства о правовом статусе иностранцев, за подписью руководителя органа, в случае если действия иностранца нарушают законодательство, или охраны общественного порядка, или если это необходимо для охраны здоровья, защиты граждан Украины;
  • неуплата работодателем, по данным реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного социального страхования, ЕСВ за лицо, на применение труда которого получено разрешение, в течение двух месяцев с даты заключения трудового договора с иностранцем, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
    Мониторинг уплаты работодателем ЕСВ осуществляет ЦЗ путем обмена данными с ПФУ;
  • получение от заведения высшего образования Украины информации об отчислении иностранца из такого заведения.

ЦЗ принимает решение об отмене разрешения в 3-дневный срок со дня получения информации или выявления обстоятельств, предусмотренных ч.1 и 2 (в случае обращения работодателя об отмене разрешения на применение труда иностранца и в случае отмены такого разрешения – территориальный орган в сфере занятости населения (ч. 3 ст. 4210 Закона № 5067).

Информация об отмене разрешения в течение 2 р.д. со дня принятия решения обнародуется ЦЗ на его веб-сайте и отправляется работодателю средствами электронной связи.

ЦЗ в течение 3 р.д. в электронной форме на основании договоров об обмене информацией уведомляет об отмене разрешения Госпогранслужбу, Гоструда и Миграционную службу (ч. 4 ст. 4210 Закона № 5067).

Дополнены нормы относительно ответственности работодателя за трудоустройство иностранцев без разрешения.

Cтатья 52 Закона № 5067 дополнена ч. 3 такого содержания: Государственный контроль за соблюдением законодательства о занятости населения по соблюдению требований ч. 1, 2 ст. 42 Закона (в которых речь идет о применении труда иностранцев исключительно на основании разрешения) осуществляется с учетом особенностей осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений в порядке, установленном КМУ.

То есть в случае выявления таких обстоятельств к работодателю могут быть применены санкции, предусмотренные ст. 265 КЗоТ, а именно: штраф в 10-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, к юрлицам и физическим лицам – предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение.

Переходный период. Заключительными и переходными положениями Закона № 2623 предусмотрено, что КМУ в трехмесячный срок со дня вступления в силу данным Законом должен обеспечить принятие нормативно-правовых актов, которые следуют из данного Закона. А также должен привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом.

Напомним, что соответствующими основными нормативными актами является постановление КМУ от 15.11.2017 № 858 «Об утверждении форм заявлений для получения работодателем разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, продление срока действия разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства, внесение изменений в разрешение на применение труда иностранцев и лиц без гражданства».

Выводы

Можно подытожить, что основные изменения таковы:

  1. Исключение определения понятий «иностранные высокооплачиваемые профессионалы», «иностранные ИТ-профессионалы», «иностранные работники творческих профессий». Осталась общая категория – иностранный наемный работник.
  2. Урегулирование работы иностранцев по внутреннему и внешнему совместительству.
  3. Изменение размера платы за получение разрешения на применение труда иностранцев.
  4. Изменение способа подачи документов для получения разрешения и сроков его действия.
  5. Расширение перечня оснований для отказа в выдаче, продления действия, внесения изменений в разрешение.
  6. Невозможность заниматься трудовой и другой деятельностью в Украине иностранцев, включенных в перечень лиц, которые связаны с проведением террористической деятельности или по которым применены международные санкции.
  7. Выдача и продление разрешения на применение труда граждан рф и рб, а также других государств, признанных представляющими угрозу для Украины, осуществляются по согласованию с региональными органами СБУ.
  8. Запрет юрлицам, которые занимаются трудоустройством за границей, получать плату за трудоустройство от граждан Украины, которым предоставляются соответствующие услуги. Для таких юридических лиц отменено требование получать лицензию.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы