Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Слово шеф-редактора ГК «Баланс», Uteka от 1 ноября 2022 года

01.11.2022 453 0 3

Октябрь 2022 года стал едва ли не самым напряженным периодом восьмимесячного противостояния Украины вооруженной агрессии рф. Ежедневно украинцы с достоинством проходят тяжелые испытания. Мы гордимся нашими военными, волонтерами и гражданами, работающими для приближения Победы!

Несмотря на тревоги и перебои с электроэнергией, в это сложное время украинский бизнес не только добросовестно работает, но и помогает военным. Бухгалтерам также приходится приспосабливаться к непростым реалиям настоящего времени и ежедневно предпринимать настойчивые шаги на своем месте.

Рассмотрим, с какими изменениями и трудностями общество столкнулось на экономическом фронте в течение месяца и чего ожидать в ноябре.

Итоги октября

Риск блокировки НН/РК увеличился

Ни для кого не секрет, что блокировка налоговых накладных усложнила нормальную работу многих предприятий. Но вместо решения проблемы правительство усиливает давление на бизнес. Как и ожидалось, постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1154 внесены изменения в Порядок приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Эти изменения вступили в силу 14.10.2022 и, к сожалению, усилили критерии блокировки НН/РК, что привело к массовым блокировкам в октябре. Даже те плательщики НДС, которые ранее не знали, что такое блокировка НН, столкнулись с этой проблемой. К тому же, блокируются операции, постоянные для предприятий.

О том, что именно изменилось, читайте в Uteka в статье «Изменения в Порядок № 1165: риск блокировки НН/РК увеличивается».

В связи с этим интересен анализ информации по регистрации/приостановке НН/РК и работе комиссий ГНС в течение 2020-2022 гг. Нины Южаниной, которая делает неутешительные выводы. Например, в военном, 2022 году налоговая приостановила регистрацию НН/РК на сумму НДС 21 млрд грн, плательщики подали уведомлений на 13,7 млрд грн, из которых зарегистрировано НН/РК на сумму 11,6 млрд грн. То есть плательщики НДС своевременно не воспользовались правом на налоговый кредит на сумму 11,6 млрд грн.

Остается надеяться, что правительственные чиновники предпримут хоть какие-то шаги навстречу бизнесу в данном вопросе, хотя бы учитывая условия, в которых работают сейчас бухгалтеры Украины, – иногда без света, без интернета, во время тревог, рискуя жизнью.

Упрощено представление информации о бенефициарах

29.09.2022 официально опубликован Закон от 06.09.2022 № 2571-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины по совершенствованию регулирования конечной бенефициарной собственности и структуры собственности юридических лиц», который вступает в силу через три месяца с момента публикации (т. е. с 29.12.2022), за исключением отдельных норм, которые начнут действовать после принятия соответствующих подзаконных актов. Цель Закона – упростить процедуру представления юрлицами информации о своих конечных бенефициарных собственниках. К тому же, у юрлиц, не подавших информацию о бенефициарах, теперь есть «отсрочка». О новациях Закона можно узнать из статьи в Uteka «Подача информации о бенефициарах: изучаем новый Закон».

Объединены ФСС и ПФУ

Несмотря на возражения СПО Объединений профсоюзов, объединение ФСС и ПФУ все же состоится. 21 октября Президент подписал Закон №2620-IX «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» и Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (ранее законопроект № 3663), который 25 октября официально опубликован в «Голосе Украины», №217. Но в силу Закон вступит только с 1 января 2023 года, поэтому объединение будет происходить в следующем году.

В результате объединения административных структур ПФУ и ФСС планируется сократить административные расходы и повысить эффективность выполнения функций фондов. Прекращение ФСС будет происходить путем его присоединения к ПФУ. То есть ПФУ кроме нынешних обязанностей будет осуществлять обязанности ФСС.

Также предусматривается обновить редакцию Закона от 23.09.1999 №1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании», устанавливающего порядок и размер выплаты больничных, декретных, пособия на погребение и прочих выплат, и внести изменения в Закон от 09.07.2003 №1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который устанавливает правила назначения и выплаты пенсий, пенсионный возраст, страховой стаж для назначения пенсий и т. п.

Конечно, придется обновить и подзаконную нормативку. В частности, утратят силу порядки финансирования от ФСС и будут обновлены другие порядки, например Порядок расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденный постановлением КМУ от 17.04.2019 № 337, и Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 №1266.

Таким образом, со следующего года ПФУ будет предоставлять страховые выплаты по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших в результате несчастного случая на производстве) и т. п.

Подкорректированы Методрекомендации по учету ОС и биологических активов

Приказом Минфина от 18.10.2022 № 337 утверждены Изменения в некоторые методические рекомендации по бухгалтерскому учету, которые вступили в силу 19 октября. Основная цель внесенных поправок – приведение Методрекомендаций в соответствие с действующими редакциями НП(С)БУ. В частности, изменения касаются учета многолетних насаждений, срока полезного использования (эксплуатации) и ликвидационной стоимости объекта основных средств, амортизации основных средств и учета запасов. Подробнее об этом читайте в Uteka в статье «Методрекомендации по учету ОС и биологических активов: изменения от Минфина-2022».

Изменены правила применения труда иностранцев

С 15.10.2022 вступили в силу изменения, касающиеся использования труда иностранцев и лиц без гражданства. А именно Законом от 21.09.2022 № 2623-IX внесены изменения в Закон от 22.09.2011 № 3773-VI «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» и в Закон от 05.07.2012 № 5067-VI «О занятости населения». Изменения коснулись размера платы за получение разрешения на применение труда иностранцев, способа представления документов для получения разрешения и сроков его действия, оснований для отказа в выдаче, продлении действия, внесении изменений в разрешение и, конечно, невозможности заниматься трудовой и другой деятельностью в Украине иностранцев, включенных в перечень лиц, связанных с проведением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции.

Подробный анализ изменений можно прочитать в Uteka в статье «Изменения по трудоустройству иностранцев и лиц без гражданства: что нужно учесть работодателю».

Утверждена форма Отчета КИК и обновлена декларация по налогу на прибыль

Приказом Минфина от 25.08.2022 № 254 утверждена форма Отчета о контролируемых иностранных компаниях, сокращенного Отчета о контролируемых иностранных компаниях и Порядок их заполнения. Действие Порядка распространяется на юрлиц-резидентов и физлиц-резидентов, которые являются прямыми или опосредствованными собственниками (контролерами) контролируемой иностранной компании. Приказом также внесены соответствующие изменения в декларацию по налогу на прибыль.

Обратите внимание, что первым отчетным (налоговым) годом для отчета о контролируемых иностранных компаниях является 2022 год. Отчет КИК за 2022 год можно подать одновременно с годовой декларацией об имущественном состоянии и доходах или налоговой декларацией по налогу на прибыль предприятий за 2023 год с включением указанной в таком отчете откорректированной прибыли КИК, которая подлежит налогообложению в Украине, в показатели соответствующих деклараций за 2023 год. В таком случае штрафные санкции и/или пеня не применяются.

Бронирование работников в электронной форме

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины создало электронный сервис – электронный кабинет запросов на бронирование военнообязанных.

Начиная с 14 октября бронирование военнообязанных работников предприятий, учреждений и организаций агропромышленного комплекса возможно только через кабинет запросов на бронирование. То есть процедура подачи документов для бронирования военнообязанных теперь полностью автоматизирована. Это значит, что процесс бронирования военнообязанных намного упростится.

Обратите внимание: письма, отправленные на электронный адрес Agromobplan2022@gmail.com, рассматриваться не будут!

В личном кабинете будет отражаться информация о статусе этого запроса. После успешного завершения рассмотрения запроса его состояние изменится на «Рассмотрено». Можно будет просмотреть, какие работники в итоге были забронированы, и загрузить извлечения по выбранным работникам или, в случае отказа, увидеть причину отклонения запроса.

Подробнее о бронировании читайте в Uteka в статье «Бронирование работников агросектора: обновленные правила – осень 2022».

Ожидания и прогнозы ноября

Госбюджет-2023 должны принять до 10 ноября

Напомним, что 13 сентября правительство одобрило проект Закона о Госбюджете на 2023 год. Пока он прорабатывается в Министерстве финансов, а во втором чтении и в целом смета будет принята до 10 ноября. Принятие Госбюджета было перенесено на начало ноября в связи с тем, что до сих пор продолжаются переговоры с МВФ, а от них зависит, покроют ли потребности Украины в финансах из внешних источников.

Замена пожарных проверок страхованием

28.10.2022 опубликован Закон от 06.10.2022 № 2655-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первых шагов дерегуляции бизнеса путем страхования гражданской ответственности», который вступил в силу со, следующего дня после опубликования, – с 29.10.2022 (опубликован 28.10.2022 в Голосе Украины, № 220).

Что теперь доступно бизнесу? Механизм простой и применяется исключительно на добровольных началах:

  • проводится аудит пожарной безопасности по заявлению субъекта хозяйствования в целях выявления, предотвращения и устранения нарушений требований законодательства в сфере пожарной и техногенной безопасности (он не влечет за собой обязанности исправлять недостатки);
  • по результатам аудита заключается договор страхования ответственности за ущерб, который может быть нанесен третьим лицам вследствие чрезвычайных ситуаций, опасных событий;
  • о наличии страхования уведомляется ГСЧС;
  • на период действия договора о страховании субъект хозяйствования освобождается от плановых пожарных проверок.

Создание фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии

19 октября ВРУ приняла в целом законопроект № 8027 по созданию фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии. Источником наполнения будут национализированные денежные средства и продажа национализированного имущества.

Денежные средства будут использоваться по направлениям и по согласованию с Комитетом ВРУ на:

  • строительство общественных зданий, которые были разрушены или повреждены в результате вооруженной агрессии рф;
  • реконструкцию, капремонт объектов критической инфраструктуры, связанных с предоставлением услуг водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения; восстановление электроснабжения, освещения и газоснабжения;
  • реконструкцию, капремонт зданий для обеспечения жильем ВПЛ и лиц, которые потеряли его в результате вооруженной агрессии рф;
  • приобретение жилых помещений для граждан Украины, соответствующие объекты недвижимого имущества, объекты строительства которых уничтожены в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией рф;
  • закупку медицинского оборудования и оборудования для заведений здравоохранения, которые были повреждены в результате вооруженной агрессии рф и т. п.

То есть денежные средства, полученные от принудительного изъятия в Украине объектов права собственности рф, наконец заработают на Украину. Осталось разработать действенный механизм контроля за их использованием.

Изменения по ведению э-трудовых книжек и зачислению в стаж льготных периодов

Продолжается усовершенствование э-трудовых книжек. ВРУ приняла во втором чтении Законопроект № 7433, который, в частности, вносит изменения в Закон от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» и некоторые другие законы Украины относительно защиты прав физических лиц во время военного положения и упрощения учета рабочих мест для лиц с инвалидностью. Пока закон направлен на подпись Президенту.

Изменения касаются передачи информации из Государственного реестра на запросы Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью.

Также для учета в электронной форме сведений о трудовой деятельности работника страхователем подаются сведения о работнике о перемещении из одного структурного подразделения в другой или переводе на другую постоянную должность или работу, увольнении, восстановлении на работе, приостановке/возобновлении действия трудового договора, а также о присвоении, изменении или лишении ранга, разряда, класса, звания, категории, принесении присяги, стажировке, учебе, о том, относятся ли лица, которые работают, обеспечивают себя работой самостоятельно или учатся, к членам профессиональных союзов, и другие сведения. Указанные сведения подаются через веб-портал электронных услуг ПФУ в электронной форме.

И еще одна важная норма, которую ждали налогоплательщики. Наконец ФЛП, в том числе ФЛП-единщикам, лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, членам фермерского хозяйства, которые не платили страховые взносы в период действия военного положения в Украине на основании п. 919–923 разд. VIII Закона № 2464, такой период включается в страховой стаж и считается, что страховые суммы были уплачены в размере минимального страхового взноса, определенного законодательством для каждого из таких периодов.

Обновление Порядка ведения трудовых книжек

СПО профсоюзов обнародован для обсуждения проект постановления КМУ «Вопросы ведения трудовых книжек». В соответствии с проектом признается утратившим силу постановление КМУ от 27.04.1993 № 301 «О трудовых книжках работников». Вместо него предлагается утвердить новый Порядок ведения трудовых книжек работников и образцы бланков трудовой книжки и вкладыша к ним. Оформленные до вступления в силу этого постановления трудовые книжки могут использоваться до заполнения в них всех страниц соответствующих разделов.

Также устанавливается ответственность за организацию ведения учета, хранения и выдачу трудовых книжек руководителей предприятия, учреждения, организации, представительства иностранного субъекта хозяйствования, международных организаций, представительств международных организаций в Украине, иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, исполнителей проектов международной технической помощи.

В случае принятия это постановление вступит в силу со следующего дня после опубликования.

Также обнародован проект распоряжения КМУ «Об упразднении приказа Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства социальной защиты населения Украины от 29 июля 1993 г. № 58».

Изменения в Порядке исчисления средней заработной платы

Минэкономики разработало проект изменений в Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.1995 №100. На сайте Федерации профсоюзов появился соответствующий проект постановления КМУ. Но изменения коснутся только работников бюджетных учреждений. А именно изменения внесены в п. 7 Порядка №100, которым предусмотрен механизм исчисления средней зарплаты для оплаты времени отпусков и компенсации за неиспользованные отпуска.

В целях экономии бюджетных средств и для корректного расчета средней зарплаты отдельным категориям работников для оплаты времени отпусков и компенсации за неиспользованные отпуска, право на которые получено более чем за два предыдущих рабочих года, предшествующих текущему рабочему году, предлагается применить понижающие коэффициенты от 0,6 до 0,9 в зависимости от рабочего года, который предшествует двум последним рабочим годам.

Когда утвердят Перечень территорий, на которых ведутся боевые действия

Это уже почти риторический вопрос…Он до сих пор не решен, несмотря на то, что прошло уже более чем 8 месяцев от начала широкомасштабной войны и постоянно поднимается как бизнесом, так и Советом бизнес-омбудсмена.

Напомним, что проблема состоит в том, что без такого перечня субъекты хозяйствования не могут воспользоваться рядом налоговых льгот. В частности, на период военного положения и в течение определенного времени после его завершения плательщики могут быть временно освобождены от начисления налогов на недвижимое имущество, землю и экологического налога. Но эти нормы Налогового кодекса применяются к предприятиям, размещенным на территориях, на которых ведутся или велись раньше боевые действия, и/или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями рф. Плательщики с таких территорий имеют право частично откорректировать ранее начисленные суммы и в текущем году платить меньше налогов в бюджет. Возможно, именно в этом и состоит причина задержки. Получается, что этими нормами воспользоваться невозможно, хотя их и приняли для поддержки бизнеса. Об этом постоянно говорят специалисты и настаивают на его принятии.

Кстати, СБО обращался к Премьер-министру Украины, Министерству по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий и Министерству финансов как к ответственным за разработку проекта перечня территорий и установила, что весной подготовкой проекта перечня территорий должно было заниматься Министерство обороны, а в начале осени – Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. Сейчас вопросы коллективно прорабатывают Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Министерство финансов и Министерство развития громад и территорий.

Подучается, как в пословице «У семи нянек дитя без глаза». Но больше похоже на сознательное игнорирование норм закона.

Обращение к Премьер-министру Украины для урегулирования ситуации повторно было отправлено в октябре 2022 года. Поэтому продолжаем ждать перечень в ноябре.

«Финансовый Рамштайн» для Украины

И в завершение – о хороших новостях. Премьер-министр Украины Денис Шмигаль заявил о начале работы над созданием так называемого «Финансового Рамштайна» для Украины. В него должны войти те страны, которые сейчас реально поддерживают наше государство финансами. Речь идет о странах G7, Евросоюзе, США и международных финансовых организациях – МВФ, Мировом Банке, ЕИБ, ЕБРР. Также есть надежда, что приобщится Организация экономического сотрудничества и развития как организация, стоявшая у истоков реализации плана Маршалла. На практике «Финансовый Рамштайн» – это международная финансовая координационная платформа.

На сегодняшний день эксперты и ученые обсуждают приоритетность восстановления Украины. Естественные и научно обоснованные приоритеты – это восстановление больниц, инфраструктуры. Также речь идет о транспортной инфраструктуре и восстановлении жилья для людей, социальных зданий, чтобы люди могли пережить зиму и чувствовать себя защищенными в своих домах. Следующий приоритет – это полное восстановление жилищной социальной способности в Украине. То есть все приоритеты будут положены на бумагу, будут соответствующие научные итоговые заключения, которые лягут в основу плана восстановления, подготовкой которого занимается большая группа экспертов.

«Безусловно, мы не можем утвердить этот план до окончания военных действий, но подготовить его нужно заранее, чтобы потом, в частности после окончания войны и получения нашей победы, не тратить годы на подготовку такого плана», – уточнил Премьер-министр.

Конечно, каждый бухгалтер должен быть в курсе событий как социальной, так и экономической жизни страны. Но не стоит забывать и о текущих обязанностях. Напоминаем, что в ноябре истекают сроки представления отчетности за ІІІ кв. 2022 года, поэтому вам могут пригодиться публикации:

А мы, как всегда, будем держать вас в курсе событий и помогать в ежедневной работе своими консультациями, спецпроектами и вебинарами.

В частности, читайте в ноябре о:

  • новой практике и применении причины блокировки НН на услуги;
  • списании горючего по gps-навигатору;
  • штрафах за несвоевременную регистрацию НН и РК;
  • порядке обжалования «ошибок» в реквизитах чека;
  • командировках медработников: «военные» новации от Минздрава;
  • бухучете потребленной электроэнергии для определения себестоимости продукции, если предприятие использует разные источники электроэнергии;
  • аренде, покупке генератора: разрешительные документы, эконалог;
  • особенностях ликвидации и реорганизации во время военного положения;
  • выплатах членам ФХ;
  • консервации земель;
  • хранении сельхозпродукции;
  • бухгалтерском и налоговом учете установки солнечных панелей на производственное здание и т. п.

А также мы уже готовим:

  • спецвыпуск «Строительство и ремонт производственных объектов»;
  • спецвыпуск «Инвентаризация агропредприятий в условиях войны»;
  • спецпроект «Аренда недвижимости: учетные особенности и военные вопросы».

Смотрите в ноябре вебинары по темам:

  • Сельхозземли в период военного положения: актуальные вопросы права собственности и аренды;
  • Особенности проведения инвентаризации-2022.

Возможно, вы пропустили:

Для того чтобы вы своевременно спланировали свою работу и ничего не забыли, Uteka напоминает сроки отчетности и уплаты налогов в суперполезной шпаргалке – Календарь бухгалтера на месяц.

Календарь бухгалтера на ноябрь 2022 года

Все будет Украина!

С уважением
Елена Ткаченко,
шеф-редактор ГК Баланс, электронного портала uteka.ua

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы