Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Верховная Рада Украины приняла госбюджет на 2023 год

04.11.2022 50 0 0

3 ноября 2022, Верховная Рада Украины одобрила проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2023 год» во втором чтении и в целом.

«По результатам встреч с нашими международными партнерами, разработка выводов и предложений Верховной Рады Украины к проекту Государственного бюджета на 2023 год, согласовательным совещаниям и консультациям Правительство подготовило проект государственного бюджета ко второму чтению.

Мы совместно искали решение для усиления международной поддержки в следующем году не только для решения неотложных проблем, связанных с восстановлением критической инфраструктуры и социальной поддержкой граждан, но и поднимали вопросы дальнейшего восстановления страны», – отметил Министр финансов Украины Сергей Марченко во время выступления в Парламент.

Всего при доработке проекта бюджета учтено около 60% поправок и предложений народных депутатов.

«Своевременное принятие главного финансового документа страны позволяет нам продолжить диалог с нашими международными партнерами по поиску источников финансирования дефицита и поддержки Украины в борьбе с вооруженной агрессией РФ», – подчеркнул Сергей Марченко и поблагодарил депутатов за конструктивную работу в комитетах и ​​стенах парламента, за сотрудничество с правительством и Министерством финансов Украины.

Главное из выступления Сергея Марченко во время презентации Государственного бюджета на 2023 год до второго чтения:

Относительно макропоказателей

Прогноз реального роста ВВП в 2023 году скорректирован на более консервативные предположения темпов восстановления экономики (по сравнению с предыдущим прогнозом).

Также были учтены высокие риски безопасности и риски, связанные с продолжением атак России на объекты энергетической системы и другие объекты критической инфраструктуры Украины.

Прогноз реального роста ВВП – 3,2% вместо предыдущего прогноза в 4,6%.

Прогноз инфляции в 2023 году уменьшен с 30% до 28% (в декабре до декабря).

Прогноз номинального ВВП на 2023 год был скорректирован на 120 млрд. грн. до 6 трлн. 280 млрд. гривен.

Более оптимистичные ожидания финансовой поддержки со стороны международных партнеров обусловили корректировку предположения относительно обменного курса гривны к доллару США.

К концу года он будет составлять 45,8 грн за дол. США (вместо 50 грн за долл. США в предварительном прогнозе). Предположение о среднегодовом значении обменного курса осталось без изменений (42,2 грн за долл. США).

Относительно доходов

Доходы проекта государственного бюджета на 2023 год предусмотрены на сумму 1 трлн 330 млрд грн, в том числе доходы общего фонда – 1 трлн 173 млрд грн и доходы специального фонда – 156 млрд гривен.

Доходы предлагается увеличить по сравнению с первым чтением на 50 млрд грн, в том числе по общему фонду – на 26 млрд грн, а по специальному фонду – на 24 млрд гривен.

Основными факторами, повлиявшими на пересмотр прогноза доходов до второго чтения, являются:

- учет предложений, приведенных в Бюджетных выводах Верховной Рады Украины;

- нормы закона об изменениях в Налоговый кодекс Украины относительно ставок акцизного налога на топливо,

- а также скорректированных макропоказателей.

По общему фонду предусмотрено увеличение:

  • по налогу и сбору на доходы физических лиц на 15 млрд грн (за счет пересмотра макропоказателей и усовершенствования подходов в прогнозировании НДФЛ);
  • НДС по ввозимым товарам на 27 млрд грн (за счет повышения ставок в налогообложении горючего с 7% до 20%);
  • средств, перечисляемых НБУ, на 35,5 млрд. грн. (в связи с учетом уточненной информации Национального банка о сумме прибыли).

При этом по общему фонду планируется уменьшение:

  • налога на прибыль на 21 млрд грн (из-за уменьшения прибыли прибыльных предприятий);
  • рентной платы за добычу природного газа на 23 млрд грн (в связи с изменениями в налогообложении природного газа по базе налогообложения);
  • НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) с учетом бюджетного возмещения на 6 млрд грн (за счет изменения макропоказателей и уменьшения потребительских расходов).

По специальному фонду предусмотрено увеличение:

  • акцизного налога с горючего на 7 млрд грн (за счет возврата довоенных ставок налогообложения);
  • средств, перечисляемых НБУ, на 16 млрд грн;
  • грантов на 442 млн грн (по программам международной поддержки для Минздрава и Минреинтеграции).

Дефицит

При доработке проекта госбюджета ко второму чтению был увеличен дефицит на 17 млрд. грн. (до 20,6% ВВП).

Дефицит планируется профинансировать за счет увеличения внешних заимствований. Соответственно, на эту сумму возрастет объем государственного долга.

В результате прогнозный объем государственного долга в эквиваленте в национальной валюте предусмотрен в абсолютном значении 6 трлн. 423 млрд. гривен.

Относительно расходов

Расходы государственного бюджета ко второму чтению увеличены по сравнению с первым чтением на 67 млрд. гривен. Они составят 2 трлн 640 млрд грн, в том числе общего фонда –2 трлн 312 млрд грн и специального фонда – 328 млрд грн.

Ресурс на национальную безопасность и оборону по сравнению с первым чтением не изменился и составляет около 50% всего бюджета. Это 1 трлн 141 млрд грн или 18,2% ВВП (общий фонд – 1 трлн 6 млрд грн, специальный фонд – 115 млрд грн, государственные гарантии – до 20 млрд грн).

Для решения вопросов социального и экономического характера предусмотрено увеличение расходов государственного бюджета, в частности:

  • выплату пенсий – на 39 млрд грн (до 272 млрд грн);
  • фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии – на 16 млрд грн (до 35,5 млрд грн). Определены следующие направления направления средств фонда:

- строительство и ремонт общественных зданий, объектов критической инфраструктуры;

- обеспечение жильем внутренне перемещенных лиц и лиц, лишившихся жилья в результате боевых действий;

- закупка школьных автобусов и специального транспорта для учреждений здравоохранения и коммунальных предприятий;

  • на образование увеличены расходы на 555 млн грн, в том числе развитие дистанционной формы обучения 150 млн грн, на обеспечение проведения внешнего независимого оценивания 215 млн грн;
  • на культуру на 235 млн. грн., в том числе для обеспечения реализации проектов Украинским культурным фондом и Украинским институтом книги;
  • для предоставления льготных ипотечных кредитов внутренне перемещенным лицам – 20 млн гривен.

Кроме того, осуществлено перераспределение расходов между распорядителями бюджетных средств и отдельными бюджетными программами с целью их оптимизации и учета предложений народных депутатов.

В частности, предусмотрена новая бюджетная программа «Государственный фонд регионального развития» в сумме 2 млрд гривен.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу