Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

В Верховной Раде состоялось представление законопроекта о Государственном бюджете Украины на 2023 год

23.09.2022

Согласно статье 154 Регламента Верховной Рады Украины 21 сентября 2022 на пленарном заседании Верховной Рады состоялось представление законопроекта о Государственном бюджете Украины на 2023 год (регистр. №8000 от 14.09.2022), поданного Кабинетом Министров.

Накануне, 20 сентября Комитет по бюджету заслушал данный вопрос и по итогам рассмотрения предоставил Верховной Раде информацию об указанном законопроекте, в частности, о его соответствии нормам Бюджетного кодекса Украины.

Представляя в Верховной Раде этот законопроект, Министр финансов Сергей Марченко отметил, что:

  •  проект бюджета готовился в условиях высокой степени неопределенности, он учитывает умеренно консервативный сценарий макроэкономического прогноза и влияние военной ситуации и внешних факторов (на 2023 год прогнозируется рост реального ВВП на 4,6%, номинально - на уровне 6399 млрд грн);
  •  доходы государственного бюджета рассчитаны исходя из действующей системы налогообложения, при этом доходы общего фонда определены в сумме 1146,6 млрд грн, что на 64 млрд грн меньше планового показателя 2022 года, но на 138 млрд грн больше ожидаемого показателя на этот год;
  •  расходы общего фонда планируются в объеме 2268,5 млрд грн (с учетом предоставления кредитов);
  •  приоритет №1 в проекте бюджета на 2023 год – это оборонные расходы, которые составят почти половину всех расходов бюджета в следующем году, при этом общий ресурс на национальную безопасность и оборону составляет 1141 млрд грн, или 17,8% ВВП;
  •  с целью высвобождения ресурса для сектора безопасности и обороны предполагается продолжить оптимизацию расходов государственного бюджета, а именно их уменьшить на 10% дополнительно к 10-процентному сокращению в этом году, в частности, запланировано сокращение на 11,6 млрд грн расходов на содержание органов власти;
  •  следующий приоритет – это социальная защита наименее защищенных граждан, на что предусмотрено 403 млрд грн, из них: финансовое обеспечение выплаты пенсий – 233 млрд грн, поддержка малообеспеченных семей – 73 млрд грн (включая предоставление льгот и жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг) - 38 млрд грн), социальная защита попавших в сложные жизненные обстоятельства граждан - 66,6 млрд грн (включая оказание помощи ВПЛ на проживание - 57,6 млрд грн);
  •  в поддержку ветеранов войны запланированы средства в сумме 6,8 млрд грн;
  •  средства на образование запланированы в сумме 155 млрд грн, из них расходы на выплату зарплаты педагогическим работникам – 87,5 млрд грн, обустройство бомбоубежищ и создание безопасных условий для учащихся и учителей – 1,5 млрд грн, восстановление парка школьных автобусов – 1 млрд грн ;
  •  на здравоохранение в проекте бюджета учтены расходы в сумме 175,7 млрд грн;
  •  создается фонд по ликвидации последствий вооруженной агрессии на сумму более 19 млрд грн, в резервном фонде аккумулировано 17,3 млрд грн, предусмотрена новая дополнительная дотация на компенсацию потерь местных бюджетов в связи с военной агрессией РФ – 24 млрд грн
  •  предусмотрено 16 млрд Фонда развития предпринимательства с целью дальнейшей реализации государственных программ "Ипотека", "Финансовый лизинг", "Доступные кредиты 5-7-9", а также поддержки агросектора и предприятий, которые вынуждены осуществить релокацию;
  •  дефицит государственного бюджета в 2023 г. предусматривается на уровне 20% ВВП, при этом есть надежда привлечь около 38 млрд дол. США от международных партнеров, в том числе от США, ЕС, МВФ.

Завершая презентацию законопроекта, Министр финансов подчеркнул, что этот проект бюджета – не такой, как предыдущий (нет маневра для традиционного компромисса, перераспределения расходов, поддержки отдельных территорий и отраслей, точечных проектов), и обратился в Парламент с просьбой совместно пройти этот бюджетный процесс максимально сжатые сроки, ведь нужно время для проведения переговоров с международными партнерами по поиску источников покрытия дефицита бюджета (речь идет о 38 млрд долл. США).

Докладывая от Комитета по вопросам бюджета по законопроекту, Председатель Комитета Юрий Аристов отметил, что:

  •  несмотря на военное положение, Правительство своевременно подало законопроект, и представление этого документа происходит в соответствии с установленными требованиями;
  •  в истории Украины подобных этому проекту государственного бюджета не было: это – бюджет страны, в которой идет полномасштабная война, это – бюджет для победы, впервые почти 50% расходов бюджета направляется на безопасность и оборону;
  •  Вооруженные Силы Украины демонстрируют устойчивость и способность побеждать, тоже нужно демонстрировать на экономическом фронте, для чего по меньшей мере нужен бюджет, максимально отвечающий насущным потребностям и возможностям;
  •  в законопроекте максимально сохранены расходы на социальную защиту и поддержку (пенсии, субсидии, поддержку ВПЛ и малообеспеченных), зарплаты медицинским работникам и работникам образования, стипендии студентам;
  •  также предусмотрены расходы на новые нужды – потребности военного времени (поддержку ветеранов войны, в частности психологическую помощь и медицинскую реабилитацию, первоочередные работы, связанные с ликвидацией последствий вооруженной агрессии).

В конце своего выступления Председатель Комитета по вопросам бюджета обратил внимание, что:

  •  после представления законопроекта фактически начинается его подготовка к первому чтению;
  •  народные депутаты и комитеты имеют возможность не позднее 1 октября представить Комитету по вопросам бюджета свои предложения с соблюдением требований статьи 156 Регламента Верховной Рады Украины;
  •  сейчас не актуальны популистские заявления и политические баталии: предложения народных депутатов должны быть надлежащим образом обоснованными и сбалансированными и соответствовать нынешним реалиям;
  •  очень важно, чтобы государственный бюджет на 2023 год был принят в сжатые сроки, поскольку необходимо договариваться с международными партнерами о помощи, чтобы они в своих бюджетах на следующий год предусмотрели финансовую поддержку Украины;
  •  поэтому следует обеспечить конструктивную работу по законопроекту и скорейшее принятие главного финансового документа Украины на следующий год.

https://www.rada.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
19.02.2025
Отпуска без сохранения заработной платы в период действия военного положения
 Чиновники управления инспекционной деятельности в Запорожской области провели информационный семинар в одной из районных администраций Запорожья.  Среди ключевых вопросов было предоставление отпусков без сохранения заработной платы. Инспекторы разъяснили, что, согласно статье 12 Закона У...
14.02.2025
Президент подписал закон о продлении срока для прохождения ВЛК ограниченно пригодными
Президент подписал Закон Украины от 12.02.2025 г. № 4235-IX (законопроект № 12457) об обязательности прохождения гражданами Украины, которые были признаны ограниченно пригодными к военной службе, повторному медицинскому осмотру и определению конечного срока его проведения. Согласно документу и...
25.02.2025
Письмо МОУ: О правомерности отказа военнослужащим в выплате дополнительного вознаграждения в размере 100000 грн и материальной помощи в связи с полученной травмой
МІНІСТЕРСТВО ОБОРОНИ УКРАЇНИ ДЕПАРТАМЕНТ СОЦІАЛЬНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЛИСТ від 20.02.2025 р. № 220/13/ВихЗПІ/152 У відповідь на Ваш запит на публічну інформацію щодо правомірності відмови у виплаті додаткової винагороди у розмірі 100000 грн та матеріальної допомоги у зв'язку з отриманою травмою. Щодо ...
Новое
09.05.2025
Изменения в законодательстве с 5 мая по 09 мая 2025 года
Начинается обсуждение Положения об открытом банкинге в Украине Национальный банк Украины в рамках подготовки к внедрению открытого банкинга предлагает для обсуждения проект Положения об открытом банкинге в Украине (далее – проект Положения). ВРУ рассматривает законопроект о защите прав на зе...
09.05.2025
НБУ возобновляет отдельные требования к оценке банками кредитного риска
Восстановление требований является своевременным, учитывая длительное экономическое восстановление и потребность в повышении устойчивости сектора для более активного кредитования экономики в дальнейшем. Национальный банк в рамках реализации целей, определенных Стратегией НБУ и Стратегией по развитию...
09.05.2025
В 2025 году сохранен размер денежной выплаты ветеранам войны ко Дню Независимости Украины
Почитая боевой подвиг Защитников и Защитниц Украины, которые борются за нашу свободу, их мужество, несгибаемость, самоотверженность и героизм, в 2023 году Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по разовой денежной выплате ветеранам войны и...