Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Трудоустройство предприятием лиц с инвалидностью: ВСУ

20.07.2021 96 0 0

Выполнением норматива рабочих мест в понимании Закона считается именно трудоустройство предприятием инвалидов, а не только создание рабочих мест для таких лиц.

Трудоустройство предприятием лиц с инвалидностью является по своей сути создание рабочих мест в количестве, определенном в соответствии с законм Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине», и для указанных лиц такое место работы является основным. Создание ответчиком вакансий для трудоустройства лиц с инвалидностью на должности с окладом ниже минимальной заработной платы в месячном размере свидетельствует о том, что такое предложение ответчика относительно трудоустройства людей с инвалидностью не соответствует гарантиям по трудоустройству инвалидов.

Об этом заявил Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного хозяйственного суда по делу № 920/474/20 (5021/2509/2011).

Обстоятельства дела

В апреле 2020 года Сумское областное отделение Фонда социальной защиты инвалидов обратилось в Хозяйственный суд Сумской области с иском к ОАО «С» о взыскании 3 688 582,39 грн, в том числе: 3687 476,15 грн административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2019 году и 1106,24 грн пени за несвоевременную уплату административно-хозяйственных санкций.

Решением Хозяйственного суда Сумской области в удовлетворении искового заявления отказано.

Постановлением Северного апелляционного хозяйственного суда решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, которым иск удовлетворен частично и решено взыскать с Открытого акционерного общества «С» в пользу Сумского областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов 3687476 грн 15 коп. административно-хозяйственных санкций, в другой части исковых требований отказано.

Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что, поскольку ответчиком не соблюдены действующего законодательства о социальной защите инвалидов в части невыполнения квоты по трудоустройству инвалидов, не приняты все зависящие от него меры для выполнения обязанности по выполнению норматива по трудоустройству инвалидов, не оплаченные административно хозяйственные санкции, предусмотренные за невыполнение норматива трудоустройства инвалидов, предусмотренного действующим законодательством Украины, суд приходит к выводу, что исковые требования Сумского областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов в части уплаты административно-хозяйственных санкций в размере 3687 476,15 грн являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вывод Верховного Суда

Судьи ВС подчеркнули, что частью пятой статьи 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» определено, что выполнением норматива рабочих мест в количестве, определенном в соответствии с частью первой настоящей статьи, считается трудоустройство предприятием лиц с инвалидностью, для которых это место работы является основным.

Также ВС отметил, что в соответствии с ч. Ч. 1, 2 ст. 1 Закон Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» лица с инвалидностью в Украине владеют всей полнотой социально-экономических, политических, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Украины, законами Украины и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Дискриминация по признаку инвалидности запрещается.

Поэтому, выполнением норматива рабочих мест в понимании статьи 19 настоящего Закона считается именно трудоустройство предприятием инвалидов, а не только создание рабочих мест для таких лиц, что обусловлено общей направленностью законодательства о социальной защите и реабилитации инвалидов на обеспечение реализации ими трудовых прав и обязанностей наравне с другими работниками без дополнительных социальных гарантий в содействии их трудоустройства.

Так, суд апелляционной инстанции установил, что по содержанию представленной ответчиком в Сумской городской центр занятости отчетности по форме «Информация о спросе на рабочую силу (вакансии)» в период января-декабря 2019 усматривается, что ответчик отчитывался перед центром занятости о наличии у него 21 вакансии для трудоустройства на должности «делопроизводитель 0,5 шт.од.» - 1 вакансия, «подсобный рабочий 0,5 шт.од.» - 10 вакансий и «уборщик служебных помещений 0,5 шт.од.» - 10 вакансий.

С учетом того, что трудоустройство предприятием лиц с инвалидностью является по своей сути создание рабочих мест в количестве, определенном в соответствии с Законом Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине», и для указанных лиц такое место работы является основным, создание ответчиком вакансий для трудоустройства лиц с инвалидностью на должности с окладом ниже минимальной заработной платы в месячном размере - 4173 грн, установленного Законом Украины «о государственном бюджете Украины на 2019» (о чем установлено в постановлении суда апелляционной инстанции) является свидетельством того, что такое предложение ответчика относительно трудоустройства людей с инвалидностью не соответствует гарантиям по трудоустройству инвалидов на условиях выполнения работы с получением заработной платы не ниже определенной законом (часть 4 статьи 43 Конституции Украины) и указанное свидетельствует, что ответчик не создал условий для трудоустройства лиц с инвалидностью.

ВС отметил, что указанное является подтверждением правильности вывода суда апелляционной инстанции о том, что ответчиком не приняты все зависящие от него меры для выполнения обязанности по выполнению норматива по трудоустройству инвалидов, а потому исковые требования Сумского областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов в части уплаты административно-хозяйственных санкций в размере 3687 476,15 грн являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Учитывая обстоятельства дела, Верховный Суд оставил кассационную жалобу без удовлетворения, а постановление апелляционного суда без изменений.

sud.ua

Комментарии к материалу