Реализация Закона о локализации станет первым шагом по возвращению здравого смысла в украинские публичные закупки
Реализация Закона о локализации станет первым шагом по возвращению здравого смысла в украинские публичные закупки. А мощная экономика является частью пути к победе – заместитель Председателя Комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский
«Кабинет Министров Украины принял подзаконные акты по локализации. Фактически это старт реального внедрения требования локализации в Украине в публичных закупках - требования части местной составляющей в отдельных категориях гражданской продукции машиностроения, которую покупает государство», - сообщает заместитель Председателя Комитета Дмитрий Кисилевский и подробно объясняет.
Речь идет об утверждении Правительством двух Порядков, необходимых для применения Закона Украины о локализации. Тем, кого интересует сам принцип, то есть каким образом государство из-за публичных закупок тратит средства, уплаченные украинскими гражданами, как расходование этих средств влияет на занятость, доходы граждан и даже обороноспособность, расскажу историю.
Удивительно. Существуют люди, которые говорят, что мы не должны ничего стимулировать, что промышленная политика – это выдумки одиноких патерналистов, а оружие нам даст мероприятие. Я думал, этих людей хотя бы война научит, что собственное производство хоть военных, хоть гражданских товаров жизненно необходимо. Но нет. Я думал, что когда в ковод мы не могли купить определенные товары, потому что нам их не хотели продавать, а мы не умели производить, это их научило. Нет. Я думал, что, когда накануне или во время вторжения нам не хотели или не могли поставить определенные товары, это их научило. Тоже нет.
Целая плеяда "экономистов", прости Господи, все еще должны совесть говорить, что мы не должны развивать собственное промышленное производство - что гражданское, что оборонное. Раньше это вызывало отвращение. Сейчас это вызывает вопрос, на какую страну работают эти люди.
Напомним, что уровень проникновения импорта в публичные закупки в Украине составляет невероятные 38%. В то время как в ЕС и США он на уровне 5 – 8%. В среднем в мире – около 7%. Это означает, что в год Украина тратит более 250 миллиардов гривен на создание рабочих мест в других странах. А мы думаем, почему наши граждане едут на заработки за границу?
Потому что, скажем, троллейбусы для Киева поставлял белорусский МАЗ, а трамваи - польская Песа, которая на тендере почти в 2 миллиарда выиграла с перевесом в 1 тыс. грн. Хотя украинский производитель одних только прямых налогов заплатил бы несколько сот миллионов из одного этого контракта.
Огромный процент импорта в закупках государства является прямым результатом системы, созданной "отцами-основателями" Прозорро. Да, она сделала закупки более прозрачными. И это следует сохранить. Но он беспрецедентно открыл их для импорта. И это нужно исправлять. Уже не только с точки зрения экономики, но и национальной безопасности.
Видимо, "отцам-основателям" показалось, что прозрачность и борьба с коррупцией является самоцелью политики публичных закупок. Это такая же дура, как, например, суть посещения школы в ходьбе туда и обратно, а не в учебе. Целью политики публичных закупок является экономический рост. А прозрачность и борьба с коррупцией являются средством этого, но не самоцелью.
Законопроект о локализации, автором которого я являюсь, был принят Верховной Радой в середине декабря 2021 года. Согласно закону с 14 июля на государственных тендерах при закупках городского транспорта, коммунальной техники, железнодорожного транспорта, продукции энергетического машиностроения и аэроспейса потребуется не менее 10% украинской составляющей. Ежегодно этот порог будет увеличиваться на 5%, пока не достигнет 40%. И будет оставаться таковым в течение 10 лет.
Уверен, что реализация Закона станет первым шагом по возвращению здравого смысла в украинские публичные закупки. А мощная экономика является частью пути к победе!
https://www.rada.gov.ua
Комментарии к материалу