Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Переговорная процедура закупки

13.04.2021 49 0 0

Национальное агентство обращается с просьбой дать разъяснения относительно проведения переговорной процедуры в соответствии с Законом Украины «О публичных закупках» в редакции закона действовавшей от 10.12.2016 (далее - Закон), а именно:

1) содержал ли Закон исчерпывающий перечень оснований применения переговорной процедуры?

2) могла ли быть проведена заказчиком переговорная процедура без наличия оснований предусмотренных ст.35 Закона для ее проведения?

3) какие документы могли послужить основанием для применения переговорной процедуры?

4) какими документами должен заказчик обосновывать отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке?

Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIII (до введения в действие Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования публичных закупок» от 19.09.2019 № 114-ІХ) (далее - Закон) устанавливал правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной общины.

По вопросу 1, 2

Согласно части первой статьи 35 Закона переговорная процедура закупки - это процедура, которая используется заказчиком как исключение и в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.

Переговорная процедура закупки применяется заказчиком как исключение при наличии оснований, определенных в части второй статьи 35 Закона, а именно:

1) закупки произведений искусства или закупки, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключения договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;

2) отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке, вследствие чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы;

3) необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения тендера, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам. Применение переговорной процедуры закупки в таких случаях осуществляется по решению заказчика по каждой процедуры;

4) если заказчиком было дважды отменен тендер из-за отсутствия достаточного количества участников, при этом предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику не должны отличаться от требований, которые были определены заказчиком в тендерной документации;

5) необходимости осуществить дополнительную закупку у того же поставщика в целях унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, поставщика услуг) может привести к несовместимости или возникновения проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием;

6) необходимости проведения дополнительных строительных работ, не указанных в первоначальном проекте, но которые стали в силу непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта по совокупности следующих условий: договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ, такие работы технически или экономически связаны с главным (первичным ) договором; общая стоимость дополнительных работ не превышает 50 процентов стоимости главного (первичного) договора;

7) закупки юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, в том числе с целью защиты национальной безопасности и обороны, во время урегулирования споров, рассмотрения в заграничных юрисдикционных органах дел при участии иностранного субъекта и Украины, на основании решения Кабинета Министров Украины или введенных в действие в соответствии с законом решений Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Учитывая изложенное, поскольку Законом установлен исчерпывающий перечень оснований для применения переговорной процедуры, заказчик мог выбрать переговорную процедуру закупки, в случае наличия условий для применения указанной процедуры, предусмотренных частью второй статьи 35 Закона.

В противном случае закупка должна осуществляться в соответствии с Законом, путем применения тендера.

По вопросу 3, 4

В зависимости от предмета закупки, который определяется заказчиком в соответствии с Порядком определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 № 454, и условия для применения переговорной процедуры закупки, заказчик самостоятельно определяет документы, в частности экспертные, нормативные, технические и другие, подтверждающие наличие условий применения переговорной процедуры закупки в соответствии с частью второй статьи 35 Закона.

Вместе с тем по результатам проведенных переговоров с участником (участниками) заказчик принимал решение о намерении заключить договор (часть третья статьи 35 Закона).

Форму уведомления о намерении заключить договор при применении переговорной процедуры (далее - Сообщение) утвержден приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 № 490 «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок».

В свою очередь, в пункте 14 Сообщение заказчик отмечал обоснование применения переговорной процедуры закупки (ссылка на экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения процедуры закупки).

Таким образом, заказчик самостоятельно определял документы, в частности экспертные, нормативные, технические и другие, подтверждающие наличие условий применения переговорной процедуры закупки в соответствии с частью второй статьи 35 Закона.

www.me.gov.ua

Комментарии к материалу