Национальный банк Украины сохранил учетную ставку на уровне 15%
Правление Национального банка приняло решение сохранить учетную ставку на уровне 15%. Это решение согласовывается с необходимостью дальнейшего поддержания курсовой устойчивости, сохранения умеренной инфляции в 2024 году и ее приведение в целевой диапазон 5% ± 1 в. п. на горизонте монетарной политики.
В 2023 году инфляция существенно замедлилась, в частности, благодаря последовательной монетарной политике НБУ.
Несмотря на продолжение российской агрессии, в прошлом году инфляционное давление существенно снизилось. В ноябре инфляция замедлилась до 5,1% в годовом исчислении и оставалась на этом уровне в декабре. Ослаблению ценового давления в значительной степени привели к высоким урожаям и снижению мировых цен на энергоносители. Важную роль играл мораторий на повышение тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги. В то же время, замедление базовой инфляции до 4,9% по итогам года свидетельствует и о значительном влиянии последовательной монетарной политики НБУ, в частности, мер по обеспечению курсовой устойчивости и привлекательности гривневых активов. Они способствовали улучшению курсовых и инфляционных ожиданий.
Несмотря на ожидаемое ускорение инфляции в 2024 году, она будет оставаться умеренной и вернется в целевой диапазон в 2025 году.
Инфляция находится в пределах целевого диапазона 5% ± 1 в. п. в ближайшие месяцы. С середины года она ускорится из-за исчерпания эффектов высоких прошлогодних урожаев. Дополнительно на цены будет давить дальнейшее восстановление потребительского спроса, а также перенос расходов бизнеса на потребительские цены, в частности из-за все еще высоких рисков безопасности и повышения зарплат. Однако инфляция будет оставаться умеренной, в частности, благодаря мерам НБУ по обеспечению курсовой устойчивости и привлекательности гривневых активов. Ожидается, что она составит 8,6% в конце года. В 2025 году инфляция вернется в целевой диапазон, замедлившись до 5,8% к концу года, а в 2026 году – к цели 5%. Этому будет способствовать прежде всего допускаемое в прогнозе снижение рисков безопасности. Это обеспечит всеобщее улучшение ожиданий, а также позволит наладить логистику и производственные процессы. Весомыми факторами снижения ценового давления будут оставаться и меры процентной и валютной политики НБУ.
В 2023 году экономика вернулась к росту, восстановление будет продолжаться и в последующие годы.
Экономика возобновлялась на протяжении всего прошлого года благодаря высокой адаптивности бизнеса и населения к условиям войны и мягкой фискальной политике, поддерживаемой масштабным международным финансированием. В IV квартале рост реального ВВП превысил ожидания прежде всего за счет более высоких урожаев поздних культур и развития альтернативных экспортных путей. Это стало основанием и для улучшения оценки роста реального ВВП в целом за 2023 год – до 5,7%. Несмотря на войну, экономический рост будет продолжаться и дальше. В 2024 году реальный ВВП вырастет на 3,6%, прежде всего, благодаря сохранению высоких бюджетных расходов на фоне ожидаемых объемов международной помощи на достаточном уровне. Тем не менее, темпы экономического роста будут ниже, чем в прошлом году, в связи с ожидаемым уменьшением урожаев и усилением диспропорций на рынке труда в условиях войны. В 2025-2026 годах рост экономики ускорится до 4-6% в год благодаря снижению рисков безопасности, что является основным предположением прогноза НБУ, улучшению потребительских и инвестиционных настроений, внедрению евроинтеграционных реформ. В послевоенное время мягкая фискальная политика и дальше будет поддерживать экономику, в то же время дефицит бюджета существенно сократится благодаря укреплению внутренней ресурсной базы.
Международная финансовая поддержка будет сохраняться, хотя и в меньших объемах. Это позволит удерживать международные резервы на высоком уровне и обеспечивать курсовую устойчивость.
Благодаря внешней поддержке и последовательной политике НБУ, международные резервы Украины в 2023 году выросли на 42% и достигли 40,5 млрд дол. США. Международная помощь будет оставаться основным источником притока капитала в страну и дальше. Несмотря на задержки с поступлением международной помощи в начале года, ожидается, что ее ритмичность будет возобновлена в ближайшие месяцы. По базовому сценарию прогноза НБУ Украина в 2024 году получит около 37 млрд дол. США посредством внешних кредитов и грантов. По мере ожидаемого снижения рисков безопасности в последующие годы Украина будет восстанавливать способность к самостоятельному финансированию собственных потребностей, поэтому объемы официального внешнего финансирования будут постепенно уменьшаться (до около 25 млрд долл. США в 2025 году и 12 млрд долл. США в 2026 году). В то же время этой помощи будет достаточно для поддержания достаточного уровня международных резервов. Прогнозируется, что их объем будет колебаться в пределах 37-42 млрд долларов. США в течение 2024-2026 годов и будет достаточным для обеспечения курсовой устойчивости. Вместе с внутренними рыночными привлечениями международная поддержка также позволит профинансировать все еще значительные фискальные потребности правительства.
Ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития остается течение полномасштабной войны
Война продолжается. Основным предположением прогноза НБУ по-прежнему является ощутимое снижение высоких рисков безопасности с 2025 года. Однако риски более продолжительных масштабных боевых действий усилились по сравнению с предыдущим прогнозом. Долгое сохранение высоких рисков безопасности будет негативно влиять на деловые и потребительские настроения, курсовые и инфляционные ожидания. Это также будет усиливать давление на государственные финансы и усугубить проблемы на рынке труда. При таком сценарии потенциал экономического роста будет меньше, а инфляционное давление – выше, чем ожидается сейчас. Кроме того, значительны риски систематических сбоев в ритмичности поступления международной помощи и/или более существенного снижения ее объемов по сравнению с базовым сценарием. Актуальны также другие риски:
- возникновение дополнительных бюджетных потребностей (для поддержки обороноспособности, ликвидации последствий терактов и т.п.) и значительных квазифискальных дефицитов, в частности, в энергетической сфере;
- существенные повреждения портовой и энергетической инфраструктуры, которые будут ограничивать экспорт;
- продолжение частичной блокировки границ с отдельными странами ЕС для грузовых перевозок, что будет ограничивать экспорт и удорожать импорт;
- углубление отрицательных миграционных тенденций.
С другой стороны, сохраняется вероятность материализации более положительных сценариев, а некоторые уже реализовались. В частности, благодаря быстрому расширению альтернативных экспортных путей в IV квартале 2023 удалось компенсировать потери от остановки зернового коридора. Новым путем Украина также начала транспортировать другую продукцию, в том числе металлургическую. Сохранение положительных тенденций обеспечит большие объемы экспорта, а дальнейшее повышение эффективности мер валютного надзора – своевременное поступление валютной выручки. Со своей стороны, это будет способствовать более быстрому экономическому восстановлению, будет усиливать способность НБУ поддерживать курсовую устойчивость и позволит ускорить процесс смягчения валютных ограничений. Значительный стимул экономическому восстановлению может оказать реализация масштабных проектов восстановления Украины. Кроме того, в последние месяцы западные партнеры активизировали рассмотрение вопросов, связанных с передачей Украине замороженных российских активов. Их взыскание в пользу Украины позволит существенно улучшить ключевые макроэкономические показатели.
Учитывая баланс рисков, необходимость поддержания курсовой устойчивости и умеренной инфляции в 2024 году с последующим ее приведением в целевой диапазон 5% ± 1 в. п. на протяжении 2025 года, Правление НБУ решило сохранить неизменной учетную ставку, а также другие процентные ставки по операциям НБУ
Ставки по гривневым инструментам в течение июля – декабря умеренно снижались в ответ на смягчение процентной политики НБУ. Сохранение стимулов для банков в виде трехмесячных депозитных сертификатов сдерживало снижение ставок по гривневым срочным депозитам населения. Доходность гривневых инструментов была выше текущей и ожидаемой инфляции. В результате вложения населения в гривневые срочные депозиты и ОВГЗ в дальнейшем росли, что отвечало задачам НБУ. Учитывая ожидаемое ускорение инфляции в 2024 году и смещенный вверх баланс рисков, НБУ считает целесообразным сохранить учетную ставку неизменной. Это позволит удержать привлекательность гривневых инструментов, что будет ограничивать спрос на валютном рынке и будет способствовать выполнению задач НБУ по обеспечению курсовой устойчивости. Кроме того, НБУ будет сохранять активное присутствие на валютном рынке и сглаживать чрезмерные курсовые колебания в рамках режима управляемой гибкости курса. Со своей стороны сохранение курсовой устойчивости будет оставаться важным средством удержания под контролем инфляционной динамики и ожиданий в 2024 году и приведения инфляции в целевой диапазон в 2025 году.
Базовый сценарий прогноза НБУ, в предположение которого закладывается получение достаточного объема международного финансирования и снижение рисков безопасности со следующего года, предусматривает незначительное снижение учетной ставки со второй половины 2024 года. В то же время, НБУ будет адаптировать монетарную политику в случае изменения баланса рисков для инфляции и курсовой устойчивости.
Последующие решения по учетной ставке будут зависеть от динамики инфляции, состояния валютного рынка, ритмичности поступления международной помощи, эволюции рисков безопасности и других факторов. Сохранение учетной ставки на уровне 15% годовых утверждено решением Правления НБУ от 25 января 2024 №31-рш "О размере учетной ставки", которое вступает в силу с 26 января 2024 года. Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением Национального банка этого решения, будут обнародованы 5 февраля 2024 года. Следующее заседание Правления Национального банка по монетарной политике состоится 14 марта 2024 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.
https://bank.gov.ua
Комментарии к материалу