Национальный банк Украины сохранил учетную ставку на уровне 13%
Правление Национального банка приняло решение сохранить учетную ставку на уровне 13%. Это решение направляется на обеспечение устойчивости валютного рынка и приближение инфляции на прогнозном горизонте к 5%.
В последние месяцы инфляция ожидаемо ускорилась и приблизилась к 5%
После продолжительного периода снижения инфляция в мае возобновила рост, а в июне ускорилась до 4,8% в годовом исчислении. Такая инфляционная траектория была лишь незначительно ниже прогноза НБУ, опубликованного в Инфляционном отчете за апрель 2024 года. Ниже, чем ожидалось, динамика цен на продукты питания компенсировала более существенное повышение тарифов на электроэнергию для домохозяйств. В то же время базовая инфляция (5% г/г в июне) соответствовала прогнозу НБУ. Фундаментальное ценовое давление усиливалось из-за увеличения издержек бизнеса на оплату труда и электроэнергию. Кроме того, на динамике отдельных компонентов базового индекса потребительских цен сказалось ослабление обменного курса гривны.
В дальнейшем инфляция ускорится, но уже в следующем году начнет снижаться.
Ценовое давление будет сохраняться в последующие месяцы из-за дальнейшего увеличения расходов бизнеса, повышения акцизов, а также исчерпания эффектов значительных прошлогодних урожаев и негативного влияния летней засухи на урожайность этого года. Предварительные оценки инфляции в июле подтверждают дальнейшее ускорение. В то же время, инфляция будет оставаться умеренной – 8,5% на конец года по обновленному прогнозу НБУ. Этому, в частности, будут способствовать меры НБУ по защите гривневых доходов и сбережений населения от инфляции и обеспечения устойчивости валютного рынка. Сдерживающее влияние на цены окажет и дальнейшее действие моратория на повышение жилищно-коммунальных тарифов на газ, отопление и горячую воду. Взвешенная процентная и валютно-курсовая политика НБУ, а также ослабление внешнего инфляционного давления позволят замедлить инфляцию уже в 2025 году – до 6,6%. В 2026 году инфляция вернется в цели НБУ в 5% на фоне постепенной нормализации функционирования экономики и дальнейшего улучшения ситуации в энергетике.
Экономическое восстановление будет продолжаться, хотя будет ограничено из-за влияния войны, в частности из-за значительных повреждений энергосистемы.
Экономический рост в первом полугодии продолжался, хотя и замедлился в последние месяцы в результате масштабных атак россии на объекты энергетической инфраструктуры. Однако бизнес частично адаптировался к постоянным отключениям электроэнергии. Весомую поддержку экономической активности оказывала также стабильная работа морского коридора. Несмотря на дефицит электроэнергии и по сравнению с предыдущим годом урожаи, НБУ даже несколько улучшил прогноз экономического роста на этот год – до 3,7%. Это обусловлено лучшими результатами I квартала и ожидаемым расширением бюджетных стимулов, а также развитием распределенного поколения, в том числе при поддержке масштабных программ кредитования. Постепенная нормализация условий функционирования экономики, сохранение мягкой фискальной политики вместе с развитием экспортных путей и оживлением внешнего спроса будут способствовать ускорению темпов роста реального ВВП до 4–5% в 2025–2026 годах.
Значительная международная финансовая поддержка позволит правительству профинансировать дефицит бюджета, а НБУ поддерживать комфортный уровень резервов.
Базовый сценарий прогноза предполагает сохранение значительных объемов внешнего финансирования Украины, которое, однако, будет постепенно сокращаться по мере расширения внутренней способности покрывать расходы бюджета собственными ресурсами. Ожидается, что в этом году международные партнеры предоставят Украине около 38 млрд. дол. США льготных кредитов и грантов, а в следующем году – не менее 31 млрд. дол. США. Такие объемы внешних поступлений вместе с увеличением внутренних привлечений позволят профинансировать значительный дефицит бюджета – около 23% ВВП в 2024 году и 18% в 2025 году. Со своей стороны НБУ будет иметь возможность поддерживать достаточный объем международных резервов для обеспечения устойчивости валютного рынка и умеренной инфляции.
Ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития остается ход полномасштабной войны.
Продолжительность и характер российской агрессии будут и в дальнейшем иметь значительное влияние на инфляционные процессы и экономическое развитие Украины. Длительная война высокой интенсивности будет исключать возможность возвращения экономики к нормальным условиям функционирования и усложнять закрепление инфляции на уровне цели НБУ. Сохраняются и другие риски, большинство из которых также прямо или косвенно связаны с ходом войны, в частности:
- возникновение дополнительных бюджетных нужд, прежде всего для поддержания обороноспособности;
- перенос на цены отдельных новых налогов для бизнеса, введение которых сейчас дискутируется на государственном уровне;
- дальнейшее повреждение инфраструктуры, прежде всего энергетической и портовой, что будет ограничивать экономическую активность и давить на цены со стороны предложения;
- углубление отрицательных миграционных тенденций.
Сохраняется также риск более существенного снижения оборотов поддержки Украины международными партнерами, в частности вследствие электоральных циклов во многих странах. В то же время существует вероятность реализации ряда положительных сценариев, связанных с дальнейшим расширением экспортных возможностей, ускорением евроинтеграционных процессов, реализацией масштабной программы восстановления Украины, более быстрыми темпами возобновляемых работ в энергетике. Кроме того, практическая реализация механизма Extraordinary Revenue Acceleration Loans (ERA), обеспеченного будущими доходами от обездвиженных российских активов, может предоставить Украине дополнительный финансовый ресурс с 2025 года. Это снизит риски для своевременного и ритмичного поступления международного финансирования.
Учитывая необходимость обеспечения устойчивости валютного рынка и приближения инфляции к цели 5% на прогнозном горизонте, Правление НБУ решило сохранить учетную ставку на уровне 13%.
Несмотря на постепенное снижение ставок по гривневым депозитам и ОВГЗ, их доходность обеспечивает защиту гривневых сбережений населения от инфляции. В частности, ставки по этим инструментам превышают как прогнозируемый НБУ уровень инфляции, так и уровень инфляционных ожиданий домохозяйств. В то же время, в июне рост объемов срочных гривневых депозитов населения приостановился. Учитывая, что дальнейшее ускорение инфляции может привести к ухудшению ожиданий и снижению реальной доходности гривневых инструментов, целесообразно сохранение учетной ставки на уровне 13%. НБУ также будет сохранять активное присутствие на валютном рынке для покрытия структурного дефицита валюты, поддержания двусторонних курсовых колебаний и сглаживания чрезмерной волатильности. НБУ стремится обеспечить такое состояние валютного рынка, которое позволит сохранять контроль над инфляционными ожиданиями и достичь целей по инфляции на прогнозном горизонте.
Базовый сценарий прогноза предполагает возобновление цикла снижения учетной ставки только в начале 2025 года. Однако НБУ будет гибко реагировать на изменения в балансе рисков для инфляции и валютного рынка.
Если риски для инфляционного развития и валютного рынка ослабятся, в частности, в результате возможного получения Украиной больших объемов финансовой поддержки, НБУ рассмотрит возможность более быстрого возобновления цикла снижения учетной ставки. В то же время, в случае существенного роста ценового давления и появления рисков разбалансирования ожиданий НБУ будет готов усилить монетарную политику. Сохранение учетной ставки на уровне 13% годовых утверждено решением Правления НБУ от 25 июля 2024 года №272-рш "О размере учетной ставки", которое вступает в силу 26 июля 2024 года. Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением Национального банка этого решения, будут обнародованы 05 августа 2024 года.
Следующее заседание Правления Национального банка по монетарной политике состоится 19 сентября 2024 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.
https://bank.gov.ua
Комментарии к материалу