Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Национальный банк Украины снизил учетную ставку до 14,5%

19.03.2024 12 0 0

Правление Национального банка приняло решение снизить учетную ставку с 15 до 14,5% с 15 марта 2024 года. Дальнейшее замедление инфляции, сохранение устойчивой ситуации на валютном рынке, а также положительные сдвиги в вопросах получения внешней помощи позволяют ранее возобновить цикл смягчения процентной политики.

В начале 2024 года инфляция замедлялась быстрее, чем ожидал НБУ

  В феврале инфляция замедлилась до 4,3% в годовом исчислении. Этому помимо прочего способствовало большее предложение отдельных продуктов питания и эффекты от значительных прошлогодних урожаев. В частности, благодаря теплой погоде и активизации продаж продукции из хранилищ снижались цены на некоторые овощи. Определенный эффект на продовольственные цены имела и переориентация отдельных производителей на внутренний рынок. Кроме того, в дальнейшем инфляцию ограничивал мораторий на повышение ряда тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Базовая инфляция также замедлилась – до 4,5% г/г. Устойчивая ситуация на валютном рынке, обеспеченная, в частности, мерами монетарной политики и валютного надзора НБУ, способствовала улучшению инфляционных и курсовых ожиданий большинства групп респондентов. Это ограничивало фундаментальное ценовое давление. Разница между официальным и наличным курсом гривни почти нивелирована, а курс гривни умеренно колебался как в одну, так и в другую сторону, как и предполагает управляемая гибкость обменного курса. С момента предыдущего монетарного решения в январе рыночные ставки по гривневым инструментам не претерпели заметных изменений. Доходность банковских депозитов и ОВГЗ и дальше превышала инфляционные ожидания бизнеса и граждан. Это вместе с обеспечением контролируемой ситуации на валютном рынке способствовало поддержанию интереса экономических агентов к сбережениям в национальной валюте. В частности, увеличивались вложения украинцев в ОВГЗ и стабильно росли депозиты населения сроком от трех месяцев.

Инфляция будет оставаться умеренной, в частности, благодаря последовательной монетарной политике НБУ

  По оценкам НБУ, инфляция будет оставаться в пределах целевого диапазона 5% ±1 и. п. в ближайшие месяцы и только умеренно ускорится во втором полугодии. Постепенный рост доходов украинцев и повышенные расходы бизнеса в условиях войны будут подпитывать инфляционное давление. В то же время фиксация отдельных жилищно-коммунальных тарифов и монетарная политика НБУ, направленная на поддержание привлекательности гривневых активов и курсовой устойчивости, будут и дальше ограничивать рост потребительских цен.

Ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития остается ход полномасштабной войны

  Январский макропрогноз НБУ основывался на предположении о существенном улучшении ситуации безопасности с 2025 года, однако риск затяжной агрессии россии против Украины сохраняется. Продолжительная война будет тормозить экономическое восстановление и усложнит задачи НБУ по удержанию инфляции около цели 5% на протяжении 2025-2026 годов. Сохраняется также риск недостаточности международного финансирования, однако в последнее время наблюдались положительные сдвиги в этом вопросе. Так, в конце февраля Совет Европейского Союза одобрил начало инструмента Ukraine Facility общим объемом 50 млрд евро на 2024-2027 годы. В его рамках уже в марте Украина должна получить переходное финансирование в размере 4,5 млрд евро. Украина также достигла соглашения на уровне персонала по третьему пересмотру программы с Международным валютным фондом и ожидает решения Совета директоров Фонда через неделю. В марте-апреле Украина может получить более 10 млрд дол. США. Активизация поступлений внешней помощи в ближайшее время позволит существенно нарастить объем международных резервов. В то же время актуальными остаются следующие риски:

  • возникновение дополнительных бюджетных потребностей для поддержания обороноспособности или покрытия значительных квазифискальных дефицитов, в частности, в энергетической сфере;
  • существенные повреждения инфраструктуры, прежде всего портовой, что будет ограничивать экспорт;
  • продолжение частичного блокирования границ с некоторыми странами ЕС для грузовых перевозок, что будет ограничивать экспорт и удорожать импорт;
  • углубление отрицательных миграционных тенденций.

  Кроме того, могут реализоваться и положительные сценарии. Так, существенное расширение мощности морского коридора может способствовать более быстрому восстановлению украинского экспорта, а учитывая повышение эффективности мер валютного надзора – и увеличению объемов поступления валютной выручки. Значительный стимул экономическому восстановлению может оказать реализация масштабных проектов восстановления Украины. Также в последнее время оживились дискуссии по использованию в пользу Украины обездвиженных российских активов. Реализация соответствующих инициатив может значительно улучшить ключевые макроэкономические характеристики.

Учитывая дальнейшее замедление инфляции и постоянное улучшение ожиданий, устойчивую ситуацию на валютном рынке, а также частичное снижение рисков, связанных с получением международной помощи, Правление НБУ решило снизить учетную ставку на 0,5 в. п. – до 14,5%

  Смягчение процентной політики підтримає відновлення економіки, не створюючи загроз для макрофінансової стійкості. Новий рівень ставок за операціями НБУ є достатнім для підтримання привабливості гривневих активів, курсової стійкості та збереження помірної інфляції. Зокрема, для цих цілей НБУ планує зберегти операції з тримісячними депозитними сертифікатами (ДС) як дієвий елемент операційного дизайну процентної політики, що довів свою ефективність за останній рік. Водночас в умовах циклу пом'якшення процентної політики та стійкого уповільнення інфляції необхідність у суттєвій різниці між ставкою за цією операцією та обліковою ставкою зменшується. З огляду на це НБУ знижує ставку за тримісячними ДС на 1,5 в. п. – до 17,5%. Крім того, НБУ зменшує ставку за кредитами рефінансування на 1,5 в. п.  – до 19,5%. Ставка за ДС овернайт і надалі відповідатиме рівню облікової ставки. НБУ за потреби продовжить модифікувати параметри операцій з тримісячними ДС. Зокрема, з 19 квітня для визначення ліміту вкладень банків у тримісячні ДС приріст гривневих депозитів фізичних осіб строком понад 93 дні розраховуватиметься за останні 12 місяців (а не з 4 квітня 2023 року, як це відбувається зараз). Це стимулюватиме банки нарощувати портфелі строкових гривневих депозитів населення, що важливо для підтримання курсової стійкості та захисту міжнародних резервів. 

НБУ продовжуватиме цикл пом’якшення процентної політики за умови сталого зниження ризиків для інфляції та курсової стійкості

 НБУ і надалі готовий динамічно адаптувати процентну політику, ураховуючи зміни в балансі ризиків для інфляції та курсової стійкості. Збереження контрольованої ситуації на валютному ринку та помірної інфляції, а також активізація надходжень зовнішньої допомоги створюватимуть передумови для подальших кроків зі зниження облікової ставки та пом'якшення валютних обмежень, що підтримають розвиток кредитування та відновлення економіки. Зниження облікової ставки затверджено рішенням Правління НБУ №83-рш "Про розмір облікової ставки Національного банку України", ставки за тримісячними ДС – рішенням Правління НБУ №85-рш "Про встановлення ставки за операціями з розміщення лімітованих депозитних сертифікатів Національного банку України", а ставки за кредитами рефінансування – рішенням Правління НБУ №84-рш "Про встановлення розмірів ставок за інструментами постійного доступу Національного банку України". Усі рішення датовані 14 березня 2024 року та набирають чинності з 15 березня 2024 року. Підсумки дискусії членів Комітету з монетарної політики, яка передувала ухваленню Правлінням Національного банку цього рішення, буде оприлюднено 25 березня 2024 року.  Наступне засідання Правління Національного банку з питань монетарної політики відбудеться 25 квітня 2024 року відповідно до затвердженого та оприлюдненого графіка.

https://bank.gov.ua

Комментарии к материалу