Нацбанк сохранил учетную ставку на уровне 25%
Правление Национального банка приняло решение сохранить учетную ставку на уровне 25% годовых, а также продолжить повышение нормативов формирования банками обязательных резервов. Это приведет к дальнейшему росту привлекательности гривневых активов, поддержанию курсовой стабильности и постепенному снижению инфляции.
Инфляция за последние месяцы стабилизировалась, хотя и остается на высоком уровне
По итогам 2022 потребительские цены выросли на 26,6%. В то же время за последние три месяца показатель инфляции в годовом измерении почти не изменялся. Стабилизации инфляционного давления способствовали деоккупация территорий, расширение предложения продуктов питания и более слабый потребительский спрос в условиях энергетического террора россии. Сдерживали инфляцию и постоянные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, фиксированный курс гривны и налаживание логистики. Меры Национального банка, в частности, введение депозитных инструментов для хеджирования валютного риска, а также ограниченный размер монетизации бюджета способствовали стабилизации ситуации на наличном валютном рынке в конце 2022 года.
В то же время ценовое давление остается значительным из-за последствий войны, в том числе разрушения предприятий и инфраструктуры, нарушения цепей производства и поставок. Кроме того, расходы бизнеса и дальше росли в результате энергетического террора россии. Инфляционные ожидания, невзирая на стабилизацию, оставались повышенными.
Инфляция будет постепенно снижаться и оставаться управляемой благодаря мероприятиям Национального банка и правительства, а также поддержке международных партнеров
Национальный банк прогнозирует замедление инфляции до 18,7% в 2023 году. Этому будут способствовать сохранение жестких монетарных условий, снижение мировой инфляции и более слабый потребительский спрос в условиях отключения электроэнергии. Получение анонсированных объемов международной помощи и совместные действия Национального банка и правительства по активизации рынка внутренних долговых привлечений позволит избежать эмиссионного финансирования дефицита бюджета и балансировать валютный рынок.
В последующие годы инфляция будет замедляться быстрее благодаря снижению рисков безопасности, полноценному восстановлению логистики и увеличению урожаев. Национальный банк ожидает, что она снизится до 10,4% в 2024 году и 6,7% в 2025 году. Основной вклад в инфляцию в эти годы будет иметь административный компонент из-за необходимости приведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к рыночным уровням.
Восстановление экономики прервалось в результате российских терактов против энергетической инфраструктуры. По мере снижения рисков безопасности Украина вернется к устойчивому экономическому росту в 2024-2025 годах
В результате энергетического террора со стороны России спад ВВП Украины в IV квартале 2022 года углубился (до 35% в годовом исчислении). Предприятия торговли и сектора услуг достаточно быстро адаптировались к отключениям электроэнергии. Ограниченным было влияние и на аграрный сектор. Вместо этого значительные потери выпуска понесла промышленность, в частности металлургия. В то же время благодаря лучшим результатам ІІІ квартала и быстрой адаптации части бизнеса и населения к новым условиям оценка падения реального ВВП в 2022 году улучшена до 30,3%.
Национальный банк ожидает незначительного роста реального ВВП в 2023 году – на 0,3%. Ухудшение прогноза по сравнению с октябрьскими оценками обусловлено, прежде всего, последствиями энергетического террора, а также пересмотром основного предположения относительно продолжительности сохранения рисков безопасности. Последнее чревато отсрочкой полноценной разблокировки портов, что будет сдерживать потенциал возобновления экспорта. Кроме того, по причине накопления проблем, связанных с проведением посевной и уборочной кампаний в условиях войны, меньше, по оценкам Национального банка, будут и урожаи этого года. В то же время, в прогнозе предполагается, что в течение 2023 года удастся избежать значительных дополнительных разрушений энергетической инфраструктуры, а бизнес и власти будут принимать эффективные меры для нивелирования последствий уже разрушенных мощностей.
Снижение рисков безопасности вместе с возобновлением полноценной работы портов, увеличением урожаев, постепенным восстановлением производственных мощностей, налаживанием логистики и оживлением внутреннего спроса, в том числе благодаря возвращению вынужденных мигрантов, будут способствовать росту экономики в 2024–2025 годах. Весомую роль в дальнейшем будет играть также мягкая фискальная политика. Благодаря всем этим факторам в 2024 году реальный ВВП Украины вырастет на 4,1%, а в 2025 году экономический рост ускорится до 6,4%.
Ограниченные возможности экспорта, значительное количество вынужденных мигрантов за границей и значительные потребности экономики в импорте для восстановления будут определять высокий уровень дефицита текущего счета в последующие годы
В последние месяцы экспорт украинских товаров оставался устойчивым, несмотря на массированные ракетные атаки и препятствование работе зернового коридора со стороны россии. Вместо этого импорт по сравнению с предыдущими периодами значительно вырос из-за необходимости закупать альтернативные источники энергии и топлива в результате энергетического террора. Это привело к увеличению отрицательного сальдо торгового баланса. Дефицит торговли компенсировался за счет поступления официального финансирования, в том числе грантов и стабильных денежных переводов от трудовых мигрантов. В результате сальдо текущего счета по итогам 2022 сведено с профицитом.
В 2023 г. ожидается значительный дефицит текущего счета. Во-первых, стремительно расширится недостаток торговли продуктами. Экспорт уменьшится из-за худших урожаев и дефицита электроэнергии, а импорт вырастет в результате повышенного спроса на энергоносители и товары, обеспечивающие энергоавтономность. Во-вторых, выше, чем ожидалось, будут расходы вынужденных мигрантов за границей из-за продолжительного сохранения рисков безопасности. С 2024 года экспорт будет увеличиваться, а украинцы будут активнее возвращаться из-за границы. Однако значительные потребности в импорте для восстановления страны будут обуславливать сохранение дефицита текущего счета.
Поступления международной поддержки и сотрудничество с МВФ позволят профинансировать значительный дефицит бюджета, а также поддержать международные резервы на достаточном уровне
В 2022 году Украина получила более 32 млрд. дол. США международной помощи, из которых более 14 млрд. дол. США составляли гранты. Благодаря этому удалось профинансировать большую часть дефицита сводного бюджета (свыше 27% ВВП без учета грантов), а также нарастить международные резервы до 28,5 млрд долларов. США в конце года. Текущий уровень резервов достаточен для обеспечения устойчивости валютного рынка.
Учитывая уже анонсированные объемы международной помощи и прогресс в переговорах с МВФ, общий объем официального финансирования в 2023 году может превысить 38 млрд дол. США. Это позволит избежать эмиссионного финансирования бюджетного дефицита в 2023 году и поддержать международные резервы на достаточном уровне, даже в условиях более длительного сохранения высоких рисков безопасности. Ожидается, что к концу 2023 года международные резервы составят около 27 млрд дол. США и дальше будут расти.
Ключевым предположением прогноза является существенное снижение рисков безопасности с начала 2024 года. Основными рисками остаются более длительный срок полномасштабной военной агрессии России, а также дальнейшее разрушение объектов критической инфраструктуры.
Национальный банк пересмотрел ключевое предположение прогноза по ситуации с безопасностью с учетом интенсификации боевых действий и усиления терактов против критической инфраструктуры. Базовый сценарий нового макропрогноза предполагает ощутимое уменьшение рисков безопасности с начала следующего года. Соответственно отсрочено и полноценное разблокирование морских портов и снижение премии за риск Украины. Интенсификация войны и более высокий, чем предполагается, дефицит электроэнергии в результате терактов россии могут существенно ограничить экономическую активность и усилить инфляционное давление.
Актуальны для прогноза и другие риски, реализация которых также может привести к пересмотру ключевых макроэкономических показателей. В частности:
- возникновение дополнительных бюджетных потребностей и формирование значительных квазифискальных дефицитов в энергетической сфере с учетом непредсказуемого характера войны;
- отсрочка возвращения значительной части граждан в Украину и потенциальная дополнительная миграция за границу, что будет ограничивать потребительский спрос, а в долгосрочной перспективе будет угрожать обострением структурных проблем на рынке труда и снижением экономического потенциала;
- неритмичность поступления внешнего финансирования;
- усложнение работы зернового коридора, даже несмотря на ослабление этого риска за последние месяцы.
В то же время скорая реализация плана восстановления Украины с соответствующим поступлением официального и частного финансирования восстановления может существенно ускорить экономический рост.
С целью возвращения инфляции на траекторию устойчивого снижения, а также поддержки курсовой и макрофинансовой стабильности в условиях высокого уровня неопределенности Правление Национального банка решило сохранить учетную ставку на уровне 25%
В то же время, Национальный банк дополнительно повысил требования к обязательным резервам банков, как и анонсировалось в декабре. Так, с 11 февраля по 5 в. п. увеличиваются нормативы формирования банками обязательных резервов по средствам по требованию и средствам на текущих счетах юридических и физических лиц, а также по средствам вкладов и средствам на текущих счетах других банков-нерезидентов и кредитам, полученным от международных (кроме финансовых) и других организаций. В частности, с 5% до 10% – в национальной валюте и с 15% до 20% – в иностранной валюте.
Дополнительно с 11 марта будут повышены на 10 в. п. нормативы формирования банками обязательных резервов по средствам по требованию и денежным средствам на текущих счетах физических лиц как в национальной, так и в иностранной валютах. Однако на эту часть резервов не будет распространяться механизм покрытия бенчмарк-ОВГЗ.
Национальный банк ожидает, что эти меры будут способствовать снижению профицита ликвидности у банковской системы. Это, со своей стороны, побуждает банки к более активной конкуренции за срочные средства вкладчиков и, соответственно, будет способствовать повышению ставок по гривневым активам и росту доли срочных депозитов. В результате усилится устойчивость валютного рынка к ситуативным факторам, а Национальный банк сможет в перспективе перейти к смягчению административных ограничений для бизнеса и населения.
Обновленный прогноз предполагает сохранение учетной ставки на уровне 25%, по меньшей мере, до конца первого квартала 2024 года. Национальный банк готов при необходимости применять дальнейшие меры для избежания эмиссионного финансирования дефицита бюджета, повышения привлекательности гривневых активов, усиления устойчивости валютного рынка и формирования надлежащих предпосылок для смягчения административных ограничений
Новый детальный макроэкономический прогноз будет опубликован в Инфляционном отчете 2 февраля 2023 года.
Сохранение учетной ставки на уровне 25% годовых утверждено решением Правления Национального банка Украины от 26 января 2023 № 36-рш "О размере учетной ставки Национального банка Украины".
Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением Национального банка этого решения, будут обнародованы 06 февраля 2023 года.
Следующее заседание Правления Национального банка по вопросам монетарной политики состоится 16 марта 2023 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.
https://bank.gov.ua
Комментарии к материалу