Когда орган местного самоуправления может внести изменения в собственное решение
ВС высказался по поводу внесения изменений органом местного самоуправления в собственное решение.
Орган местного самоуправления имеет возможность вносить изменения в собственное решение, в то же время реализация указанных полномочий возможна при соблюдении следующих условий:
а) отсутствие факта выполнения изменяющегося решения;
б) отсутствие факта возникновения правоотношений, связанных с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов или отсутствие возражений субъектов правоотношений относительно их изменения или прекращения в случае возникновения таких правоотношений.
Верховный Суд по делу № 240/6076/18, анализируя доводы кассационной жалобы относительно противоправности принятия ответчиком решения № 325 от 4 января 2019 года, которым внесено исправление в формулировке решения № 258 от 30 ноября 2018 года о досрочном прекращении полномочий в новой редакции, как приложение к решению № 325 от 4 января 2019 года, отметив в тексте решение о недоверии сельскому голове и изменив его описательную часть, отметил, что, предоставляя такому решению ответчика правовую оценку, суды предыдущих инстанций исходили из того, что указанное решение по своему характеру и юридической сущности направлен исключительно на устранение выявленных технических недостатков в ранее принятом решении и способствует обеспечению соблюдения юридической определенности в спорных правоотношениях.
Коллегия судей обратила внимание, что положениями части первой статьи 28 Закона №280/97-ВР предусмотрено, что на пленарных заседаниях соответствующего совета решаются, в частности:
- принятие решения о недоверии сельскому, поселковому, городскому голове (пункт 10);
- принятие решения о досрочном прекращении полномочий сельского, поселкового, городского головы в случаях, предусмотренных настоящим Законом (пункт 16).
Таким образом, дополнение ранее принятого решения о досрочном прекращении полномочий сельского головы по пункту 16 Закона № 280/97-ВР о недоверии сельскому голове по пункту 10 этого же Закона не является формальным устранением технических недостатков в ранее принятом решении.
Это разные основания, которые могут обуславливать друг друга, но они не взаимосвязаны.
Из содержания части второй статьи 144 Конституции и части десятой статьи 59 Закона №280/97-ВР следует, что акты органов и должностных лиц местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины признаются незаконными в судебном порядке.
Решением Конституционного Суда Украины от 16 апреля 2009 No 7-рп/2009 предоставлено официальное толкование положениям частей первой и десятой статьи 59 Закона No280/97-ВР в контексте оценки права органа местного самоуправления отменять свои ранее принятые решения и вносить в них изменения.
Так, в пункте 4 мотивировочной части указанного решения Конституционный суд Украины указал на то, что органы местного самоуправления принимают нормативные и ненормативные акты.
При этом, в пункте 5 мотивировочной части этого решения Конституционный Суд Украины отметил, что ненормативные правовые акты органа местного самоуправления являются актами одноразового применения, исчерпывают свое действие фактом их выполнения, поэтому они не могут быть отменены или изменены органом местного самоуправления после их выполнения.
sud.ua
Комментарии к материалу