Экспертное обозрение законопроекта №7413 об усилении гибкости местных бюджетов и повышении оперативности принятия решений
Эксперты Проекта USAID «ГОВЕРЛА» подготовили обзор проекта Закона о внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2022 год" об усилении гибкости местных бюджетов и повышении оперативности принятия решений (регистр. №7426).
Основной целью данного законопроекта является дальнейшее осуществление неотложных мер, направленных на противодействие широкомасштабной вооруженной агрессии России против Украины. В законопроекте предлагается предусмотреть дополнительные расходы общего фонда государственного бюджета на национальную безопасность, оборону и другие направления.
Проанализировав предложенные инициативы, эксперты акцентировали внимание на проблемных вопросах, которые по их мнению требуют дальнейшего урегулирования.
________________________________________
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
проекта Закона о внесении изменений в раздел VI "Заключительные и переходные положения "Бюджетного кодекса Украины" об усилении гибкости местных бюджетов и повышении оперативности принятия решений (регистр. №7426)
Дата: 1 июня 2022 года
1. Цель:
усовершенствование и упрощение бюджетных процедур в условиях военного положения с целью эффективного и оперативного принятия управленческих решений органами местного самоуправления относительно финансового обеспечения первоочередных потребностей в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, обеспечения национальной безопасности и социальной защиты граждан Украины;
2. Статус:
1 июня 2022 г. зарегистрировано в Верховной Раде Украины.
2 июня 2022 г. прорабатывается Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.
3. Основные законодательные изменения и их влияние на деятельность органов местного самоуправления:
1. Законопроектом предлагаются внесения изменений в раздел VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины путем дополнения подпункта 1 пункта 22 после абзаца семнадцатого новым абзацем следующего содержания: «часть вторая статьи 85 в части ограничений по осуществлению расходов за счет свободного остатка бюджетных средств или перевыполнение доходной части общего фонда местного бюджета при отсутствии просроченной кредиторской задолженности такого бюджета по защищенным статьям расходов на последнюю отчетную дату, предшествующую планированию расходов, или по решению Кабинета Министров Украины».
В этой связи абзац восемнадцатый считать абзацем девятнадцатым.
2. Законопроектом предлагаются внесение изменений в раздел VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса Украины путем дополнения его новым пунктом 22-5 следующего содержания: «22-5. Установить, во время действия военного состояния военные администрации, военно-гражданские администрации (в случае их образования) , местные государственные администрации и исполнительные комитеты местных советов могут передавать средства из специального фонда местного бюджета (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений и межбюджетных трансфертов) в общий фонд местного бюджета из соответствующего решения военной администрации, военно-гражданской администрации, местной государственной администрации, исполнительного комитета местного совета. В случае передачи средств из специального фонда местного бюджета в общий фонд в виде исключения из положений статьи 72 настоящего Кодекса местный бюджет может утверждаться с профицитом по специальному фонду и с дефицитом по общему фонду путем внесения изменений в решение о местном бюджете».
Проблемные аспекты дальнейшего урегулирования.
1. Главное научно-экспертное управление аппарата Верховной Рады Украины, в своем заключении отмечает, что в проекте отсутствуют ограничения по направлениям использования соответствующих высвобожденных средств, что может привести к риску злоупотребления предоставленной нормой на практике. Однако Постановление КМУ № 590 "Об утверждении Порядка исполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения" определяет приоритетность осуществления расходов общего и специального фонда государственного и местных бюджетов. Согласно ей, в первую очередь финансируются расходы на национальную безопасность и оборону и на осуществление мер правового режима военного состояния, погашение и обслуживание государственного (местного) долга, выполнение гарантийных обязательств, выплаты по государственным деривативам, обеспечение непрерывной работы, защиты и развития объектов критической информационной инфраструктуры и другие. Поэтому указанный риск нивелируется соответствующим постановлением.
2. Одним из рисков, видим, что соответствующие изменения ограничат капитальные расходы, в частности бюджета развития. В долгосрочной перспективе это повлияет на социально-экономическое развитие регионов и реализации инвестиционных проектов. Следует отметить, что в январе-апреле 2022 года показатели выполнения специального фонда местных бюджетов составили 8,4 млрд. грн.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу