Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Закон Украины "Об административной процедуре": почему он важен для ОМС

18.07.2023 34 0 0

15 декабря 2023 г. вступает в силу Закон Украины «Об административной процедуре», которым открывается новый этап во взаимодействии органов государственной власти, местного самоуправления с физическими и юридическими лицами. Чего ждать и к чему готовиться уже сейчас - в материале экспертов Проекта USAID «ГОВЕРЛА».

Органы местного самоуправления (ОМС) действуют на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законодательством Украины. Законом Украины «Об административной процедуре» (далее – Закон) как раз определен способ, которым ОМС и органы государственной власти должны осуществлять свои полномочия во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также установлены единые прозрачные правила для решения административных дел путем применения определенных административных процедур.

Закон – важный шаг навстречу удобным услугам для граждан – без лишней бюрократии и с минимальными коррупционными рисками.

Административная процедура - определенный законом порядок рассмотрения и разрешения дела, касающийся публично-правовых отношений по обеспечению реализации права, свободы или законного интереса лица и/или исполнение им определенных законом обязанностей, защиты его права, свободы или законного интереса, рассмотрение которого осуществляется административным органом (органами исполнительной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, их должностными лицами, другими субъектами, в соответствии с законом уполномоченными осуществлять функции публичной администрации).

К примеру, действие Закона будет распространяться на отношения, возникающие при получении лицом паспорта, разрешительных документов, регистрации бизнеса и общественных объединений, оформлении земельных участков, прав на имущество (квартиру, дом, транспортное средство), получении субсидий и т.д.

Важно! Закон не отменяет применения специального отраслевого законодательства, но устанавливает приоритет действия принципов Закона, с которым оно должно быть гармонизировано. Согласно части второй статьи 3 Закона, другими законами могут быть установлены особенности административного производства для отдельных категорий административных дел. Такие особенности должны соответствовать принципам административной процедуры, определенным Законом.

Предмет регулирования и сфера действия Закона – отношения органов исполнительной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других субъектов, которые в соответствии с законом уполномочены осуществлять функции публичной администрации, с физическими и юридическими лицами по рассмотрению и решению административных дел путем принятия и исполнения административных актов (часть первая статьи 1 Закона).

То есть Закон обеспечивает эффективную и качественную законодательную регламентацию:

  • процедуры внешне-управленческой деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц и других субъектов, которые законом уполномочены осуществлять властные управленческие функции;
  • защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в отношениях с государством.
  • Проблемы, регулируемые с вступлением в силу Закона:
  • отсутствие базовых прав личности в отношениях с органами публичной администрации, гарантированных европейскими стандартами административной процедуры;
  • доминирование государственных и ведомственных интересов в регулировании, в т.ч. преимущественно подзаконное регулирование процедур;
  • разные подходы в разных актах /сферах/ системах органов власти и отсутствие единых правил, по которым принимаются административные акты;
  • отсутствие систематичности и упорядоченности законодательства;
  • неэффективность и неурегулированность многих процедур (в т.ч. обжалования);
  • отсутствие законодательного регулирования таких отношений, как досрочное прекращение действия административного акта, его принудительное исполнение и т.д.

Новации и инструменты, закрепляемые Законом в отношениях человека, бизнеса и власти:

  • физические лица смогут участвовать в административном производстве, ознакомиться с материалами дела, вправе быть заслушанными органами власти и вносить свои предложения и замечания к дате принятия решения;
  • вводит категорию «заинтересованные лица» - люди, интересы и права которых могут касаться принятые решения административным органом;
  • устанавливает обязанность органов власти мотивировать негативные решения и разъяснять лицам причины их принятия и порядок обжалования;
  • для установления обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, административный орган при необходимости по собственной инициативе может собирать документы и другие доказательства, истребовать сведения и данные;
  • предусматривает механизм цифровизации административных услуг, который сделает предоставление услуг еще более прозрачным и открытым, что помогает противодействовать коррупции;
  • предусматривает вступление в силу административного акта не ранее дать его доведение до сведения соответствующего лица (с соответствующими презумпциями);
  • устанавливает возможность устранения недостатков в поданном лицом заявлении с сохранением первоначальной даты его представления;
  • запроваджирует упрощенный механизм представительства в административном производстве;
  • вводит правило "молчаливого согласия" для получения согласований и выводов в порядке межведомственного взаимодействия;
  • предусматривает приостановление действия административного акта в случае его обжаловании в административном порядке.

Реализация Закона (см. Таблицу 1) позволит обеспечить прозрачную и четкую процедуру предоставления административных услуг, что позволит снизить коррупционные риски, а также обеспечить максимально простой и эффективный с наименьшими затратами времени, средств и ресурсов способ их получения заявителями.

Закон определяет:

  • Основные категории понятий и принципы осуществления административной процедуры, в частности: верховенства права, законности, равенства перед законом, обоснованности и определенности, беспристрастности (беспристрастности) административного органа, добросовестности и здравомыслия, пропорциональности, открытости, своевременности и разумного срока, эффективности, презумпции правомерности действий и требований личности, официальности, гарантирование права лица на участие в административном производстве, гарантирование эффективных средств правовой защиты.
  • Субъектный состав административного производства.
  • Отдельные главы Закона определяют статус административного органа, состав и статус участников административного производства (адресат, в т. ч. заявитель, жалобщик, лицо, против которого или в отношении которого административным органом инициировано административное производство; заинтересованное лицо) и лиц, способствующих рассмотрению административного дела (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики), их права и обязанности. Кроме того, урегулированы вопросы обеспечения беспристрастности административного органа, а также объективности в деятельности лиц, способствующих рассмотрению дела, а именно определены основания для их возможных отводов.
  • Вопросы реализации механизма публичного правопреемства вследствие прекращения первоначального административного органа или вследствие полного или частичного прекращения его административной компетенции.
  • Порядок подачи и регистрации заявления, формы заявления и требований к его содержанию, обязанности административного органа, положения по истребованию документов, заслушиванию участников, порядку привлечения к участию в административном производстве адресата и заинтересованных лиц, положений о доступе к материалам дела, порядке рассмотрения и разрешение дела, порядка проведения слушания и т.д.
  • Процедуру принятия решения по делу, формы административного акта, его содержание, вступление в силу, порядок доведения административного акта до сведения участников, условия ничтожности административного акта и т.д.
  • Порядок административного обжалования, согласно которому субъектом рассмотрения жалобы является административный орган высшего уровня, а также комиссия, созданная административным органом для рассмотрения жалоб.
  • Порядок отзыва или признания акта недействительным, предусматривается возможность пересмотра административного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и т.п.
  • Порядок принудительного исполнения административного акта.
  • Порядок исчисления сроков в административном производстве, а также сроки разрешения (пересмотра) дела.

Для того чтобы вступление в действие Закона не застало врасплох должностных лиц местного самоуправления, которые непосредственно будут применять его во время осуществления своих полномочий, этим материалом Проект USAID «ГОВЕРЛА» начинает серию публикаций «Рекомендации для ОМС по практической реализации Закона Украины «Об административной процедуре ”» с целью предоставления разъяснений относительно его положений.

В дальнейшем эксперты Проекта USAID «ГОВЕРЛА» проведут обучающие тренинги по этой тематике, а также подготовят модельные акты и т.д.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу