28 февраля 2025 вступил в силу, а с 28 августа 2025 года вводится в действие Закон Украины № 4196-IX «Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переходный период и объединений юридических лиц», который определяет правовые и организационные основы деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переход. Одним из последствий этого является то, что согласно ст. 17 указанного Закона с 28 августа 2025 г. теряет силу Хозяйственный кодекс Украины.
Управление аналитической и правовой работы Кассационного хозяйственного суда департамента аналитической и правовой работы Аппарата Верховного Суда проанализировало ключевые изменения по результатам вступления в силу Закона Украины № 4196-IX и потери ГК Украины. По результатам анализа сделаны следующие выводы.
Итак, среди основных изменений, введенных Законом № 4196-ІХ, есть:
Несмотря на отмену ГК Украины, само понятие "субъект хозяйствования" не исчезает из украинского законодательства. Оно остается ключевым в Гражданском кодексе Украины и других специальных законах, регулирующих предпринимательскую деятельность. Субъекты хозяйствования (предприятия, предприниматели) продолжают существовать как участники хозяйственных отношений, однако их деятельность будет регулироваться ГК Украины и другими законами.
Так, в Законе № 4196-ІХ приведено определение понятия «хозяйственная деятельность». В ст. 2, в частности, отмечено, что это деятельность в сфере общественного производства, направленная на производство и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность. Определены также критерии ее разделения на предпринимательскую (деятельность в целях получения прибыли) и некоммерческую (деятельность без цели получения прибыли).
Кроме того, ст. 20 Хозяйственного процессуального кодекса Украины дополнены абзацами, объясняющими для целей настоящего Кодекса понятия «хозяйственная деятельность», «коммерческая хозяйственная деятельность» (предпринимательство) и «некоммерческая хозяйственная деятельность».
Что касается самого понятия «субъект хозяйствования», то его определение содержится в той же ст. 2 Закона № 4196-IX. Субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, осуществляющих хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам внутри этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законом. Среди них выделяют следующие две категории:
В ч. 4 ст. 2 Закона № 4196-ІХ определены критерии, по которым субъекты хозяйствования в зависимости от количества работников и объема доходов делятся на субъекты:
Принятие этого Закона положило начало трехлетнему переходному периоду, начавшемуся с даты введения закона в действие, в течение которого юридические лица должны трансформировать свою организационно-правовую форму. В этот переходный период допускается дальнейшее функционирование ранее созданных предприятий в формах государственного, коммунального, частного, казенного, иностранного предприятия. Однако согласно ст. 13 настоящего Закона создание новых юридических лиц в этих формах запрещено. После завершения переходного периода юридические лица в форме «предприятий» должны быть превращены в другие организационно-правовые формы – хозяйственные общества.
Однако в ст. 3 Закона № 4196-IX является определение каждого упомянутого типа предприятий и установлено, какими нормативными актами регулируются особенности создания, деятельности и управления таких предприятий, в частности, государственных, унитарных и коммунальных.
В то же время обращаем внимание, что в постановлении ОП ВС от 29 июня 2021 года по делу № 916/2813/18 определен вид предпринимательских обществ. ВП ВС отметила, что частное предприятие – это не отдельная организационно-правовая форма юридического лица, а классифицирующий признак юридических лиц в зависимости от формы собственности. Установление вида предпринимательского общества, к которому принадлежит ЧП, а именно что ЧП является хозяйственным обществом (в частности, ООО или ОДО) или кооперативом (в частности, сельскохозяйственным кооперативом, сельскохозяйственным кооперативным объединением), в каждом конкретном случае будет предусматривать применение к спорным правоотношениям соответствующего законодательства, в частности дополнительной ответственностью», «О кооперации», «О сельскохозяйственной кооперации».
Среди особенностей ГК Украины было то, что он определял (гл. 24) порядок применения хозяйственных санкций (возмещение ущерба; штрафные санкции; оперативно-хозяйственные санкции) и административно-хозяйственных санкций (извлечение прибыли (дохода), административно-хозяйственный штраф, прекращение экспортно-импортных операций и др.). Теперь применение таких санкций будет регулироваться ст. 15 Закона № 4196-IX и другими законами Украины, но перечень почти не изменился, и среди них и дальше есть изъятие прибыли (дохода), административно-хозяйственный штраф, остановка действия лицензии и т.д.
Указанной статьей определены случаи, которые не распространяется ее действие. Среди прочего, на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определены Налоговым кодексом Украины и другими законодательными актами, контроль соблюдения возложен на налоговые и таможенные органы.
Статья 17 Закона № 4196-IX определяет особенности вступления в силу и вносит изменения в ряд законодательных актов Украины, большинство из которых касается деятельности государственных и коммунальных предприятий, прав пользования ими имуществом, земельными участками и т.п.
То есть вместо ГК Украины, отмененного с 28 августа 2025 года, основным источником права для хозяйственных отношений стал ГК Украины.
Отмена ГК Украины не означает отмены субъектов хозяйствования, но приведет к переходу на регулирование их деятельности преимущественно нормами ГК Украины и других специальных законов, которые сохранит, а не ликвидирует понятие «субъекты хозяйствования». Хотя некоторые специфические термины и правовые формы исчезают, ключевые нормы, такие как определение предприятия, переносятся в новые законы. Это гарантирует, что фундаментальные принципы бизнеса в Украине остаются стабильными.
Анализ Закона № 4196-ІХ показывает, что с его принятием происходит отмена ГК Украины, но не всех его положений, часть норм прямо переносится в другие законы или сохраняет свою силу благодаря ссылке на них. Поэтому отметим некоторые ключевые из них.
В частности, понятие «предпринимательство», определение которого было в гл. 4 ГК Украины «Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство)», раскрыто в ст. 2 Закона № 4196-IX, а другие ее положения содержат общие нормы и принципы предпринимательской деятельности. Также разнообразие организационно-правовых форм закреплено в ч. 1 ст. 83 ГК Украины, согласно которой юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и других формах, установленных законом и специальными законами об отдельных видах деятельности.
Как уже отмечено, понятие «субъект хозяйствования», «субъекты малого-микро- и крупного предпринимательства» (гл. 6 ГК Украины «Субъекты хозяйствования – общие положения») раскрыто в ст. 2 Закона № 4196-ІХ, а другие положения гл. 6 ГК Украины охватываются положениями гл. 7 ГК Украины об общих началах образования и деятельности юридических лиц.
Главы 7 "Предприятие", 8 "Государственные и коммунальные унитарные предприятия", 10 "Предприятия коллективной собственности" и 11 "Частные предприятия. Другие виды предприятий содержали перечень организационно-правовых форм предприятий, а также регулировали общие основы их создания и деятельности. Закон № 4196-IX предусматривает реформирование организационно-правовых форм юридических лиц. В этой связи нормы упомянутых глав ГК Украины, посвященные регулированию этих форм, утратили свою актуальность, поскольку их предмет регулирования больше не существует.
В то же время напоминаем, что Законом № 4196-ІХ предусмотрен переходный период, для реформирования организационно-правовых форм юридических лиц, до приведения деятельности предприятий в соответствие с требованиями закона предприятия руководствуются общими положениями ГК Украины относительно деятельности юридических лиц и законов Украины «Об управлении объектами государственной собственности», «О местном самоуправлении в Украине», «Об ответственностью».
Положение гл. 12 ХК Украины «Объединение предприятий», которые касались объединений предприятий и хозяйственных объединений, теперь регулируются как объединение юридических лиц в статьях 4–10 Закона № 4196-ІХ. С момента вступления в силу Закона № 4196-ІХ все юридические лица, созданные как объединение предприятий, автоматически переходят под действие нового законодательства независимо от принятия такими юридическими лицами решения об изменении наименования и государственной регистрации изменений к сведениям о юридическое лицо, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований.
Относительно гл. 13 ХК Украины «Гражданин как субъект хозяйствования. Особенности статуса других субъектов хозяйствования», то отношения, которые являлись ее предметом в полной мере урегулированы гл. 5 ГК Украины о деятельности физических лиц – предпринимателей. ГК Украины уже давно содержит нормы, регулирующие деятельность физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Новые правила для государственных и коммунальных предприятий
Теперь государственные и коммунальные предприятия могут либо ликвидироваться, либо превращаться в ООО или АО. Соответственно, в уставный капитал имущество будет вноситься или передаваться на праве узуфрукта.
Для хозяйствующих субъектов с соответствующей организационно-правовой формой наступят следующие последствия:
1) предприятия государственной собственности должны быть реорганизованы в ООО и АО в течение переходного периода под угрозой дальнейшего прекращения и передачи их активов в фонд государственного имущества;
2) предприятия коммунальной собственности могут быть реорганизованы или могут сохранить свою организационно-правовую форму по выбору соответствующего органа местного самоуправления;
3) предприятия частной формы собственности без ответственности за нереорганизацию.
С момента вступления в силу этого закона регистрация предприятий в вышеуказанных организационно-правовых формах запрещена.
Реформирование институтов права хозяйственного ведения и права оперативного управления
Согласно новому законодательству часть государственного и коммунального имущества будет закреплена за вновь созданными обществами на праве собственности, а другая - на праве узуфрукта. Кроме того, Закон предусматривает реформирование институтов права хозяйственного ведения и права оперативного управления, которые до принятия составляли основу правового режима имущества субъектов хозяйствования государственного сектора экономики.
После завершения реформ правовой режим имущества таких субъектов составит право собственности или узуфрукт государственного имущества (личное безвозмездное владение и пользование). Решение о том, какое именно имущество получит общество на праве собственности, а какое на праве узуфрукта, будет приниматься индивидуально в каждом конкретном случае.
Узуфрукт государственного/коммунального имущества может быть установлен на любые виды движимого или недвижимого имущества, кроме земельных участков, находящихся в собственности государства/территориального общества (такое имущество не должно подлежать приватизации или быть включенным в уставный капитал юридических лиц).
Вместе с тем, после превращения в общества управления этими организациями будет осуществляться через наблюдательные советы, а не непосредственно органами государственной власти или местного самоуправления. Это обеспечит более эффективный и независимый контроль над их деятельностью.
Следует отметить, что, кроме отмены ГК Украины и коренного реформирования основ корпоративного управления в коммунальном и государственном секторах экономики, законопроект содержит ряд изменений, которые важны для частного сектора.
К примеру, внесены изменения в ст. 97 ГК Украины относительно управления обществом, согласно которым планируется предоставить право управлять обществом его единственному участнику – физическому лицу (кроме его органов управления – общее собрание его участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом или учредительными документами общества).
Также введены ст. 99-1 ГК Украины «Должностные лица общества». Эта статья заменит ч. 3 ст. 65 ХК Украины об определении понятия «должностные лица» и более конкретизирует соответствующее понятие. Среди изменений предполагается, что должностными лицами общества являются:
При этом отмечается, что учредительными документами общества должностными лицами общества могут быть признаны и другие.
Этой же статьей закрепляется понятие и конкретизируется содержание фидуциарных обязанностей. Так, должностные лица общества обязаны перед обществом, предусмотренные законом, в частности относительно надлежащего, добросовестного и эффективного управления обществом (фидуциарные обязанности). Должностные лица общества обязаны действовать:
Что касается регулирования хозяйственных договоров, заключенных к внедрению изменений, то Закон № 4196-ІХ не содержит специальных переходных положений относительно хозяйственных договоров, заключенных в соответствии с нормами ГК Украины, договоры остаются чтивными и продолжают свое юридическое действие до момента истечения срока действия договора или прекращения действия договора. Если договор содержит положения со ссылкой на нормы ГК Украины, это не приводит к его недействительности, поскольку закон не имеет обратного действия во времени. Действие таких норм прекращается, необходимо применять аналогичные положения ГК Украины (следовательно, рекомендовано внести соответствующие изменения в такой договор). С момента отмены ГК Украины, все, что не предусмотрено договором, регулируется нормами специального законодательства и ГК Украины.
ВЕРХОВНЫЙ СУД