Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Внесение изменений в особенности осуществления публичных закупок на период действия правового режима военного положения и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены

07.03.2023 126 0 0

Министерство экономики Украины как Уполномоченный орган, осуществляющий регулирование и реализующую государственную политику в сфере закупок, информирует, что с 25.02.2023 вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины от 17.02.2023 № 157 “О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины г. № 1178” (далее – постановление № 157), изменения которого направлены на решение вопросов, связанных с правоприменением положений постановления Кабинета Министров Украины от 12.10.2022 № 1178 “Об утверждении особенностей осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины "О публичных закупках", на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены (далее – постановление № 1178, Особенности).

Согласно пункту 2 постановления № 157 это постановление вступает в силу дня его опубликования, кроме подпунктов 14, 15, 17, абзаца пятого подпункта 19 и подпункта 23 пункта 2 изменений, утвержденных этим постановлением, которые вступают в силу с 3 июля 2020 года.

При этом отмечаем, что в Особенностях указанные пункты изменений касаются положений пунктов 36, 38, 39, абзаца шестого подпункта 1 пункта 41 и абзаца первого пункта 64 соответственно.

Относительно запрета на осуществление заказчиками публичных закупок

Постановлением №157 внесены изменения в пункт 2 постановления №1178 для согласования его положения с действующим законодательством.

Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 03.03.2022 № 187 "Об обеспечении защиты национальных интересов по будущим искам государства Украины в связи с военной агрессией Российской Федерации" для обеспечения защиты национальных интересов по будущим искам государства Украины в связи с военной агрессией Российской Федерации до принятия и вступления в силу Закона Украины об урегулировании отношений с участием лиц, связанных с государством-агрессором установлен мораторий (запрет) на исполнение, в том числе в принудительном порядке, денежных и других обязательств, кредиторами (взыскателями) по каковы Российская Федерация или лица, связанные с государством-агрессором. В то же время установлено несколько исключений по применению моратория (запрета). Таким исключением является проживание граждан Российской Федерации на территории Украины по законным основаниям.

При этом установлен запрет на осуществление заказчиками публичных закупок товаров, работ и услуг в:

  • граждан российской федерации/Республики Беларусь (кроме проживающих на территории Украины на законных основаниях);
  • юридических лиц, созданных и зарегистрированных в соответствии с законодательством российской федерации/Республики Беларусь;
  • юридических лиц, созданных и зарегистрированных в соответствии с законодательством Украины, конечным бенефициарным собственником, членом или участником (акционером), имеющим долю в уставном капитале 10 и более процентов, которой является
  • российская федерация/Республика Беларусь, граждан российской Федерации/Республики Беларусь (кроме проживающих на территории Украины на законных основаниях) или юридических лиц, созданных и зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации/Республики Беларусь.

Кроме того, заказчикам запрещается осуществлять публичные закупки товаров происхождением из Российской Федерации/Республики Беларусь, за исключением товаров, необходимых для ремонта и обслуживания товаров, приобретенных до вступления в силу Постановления № 1178.

Согласно статье 1 Закона Украины "О гражданстве Украины" проживание на территории Украины на законных основаниях - проживание в Украине иностранца или лица без гражданства, имеющие в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 отметку о постоянной или временной прописке на территории Украины или зарегистрировали на территории Украины свой национальный паспорт, или имеют вид на постоянное или временное проживание на территории Украины, или имеют военный билет, выданный иностранцу или лицу без гражданства, которые в установленном порядке заключили контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Украины, Государственной специальной службе транспорта или Национальной гвардии Украины или имеют удостоверение беженца или документ, подтверждающий предоставление убежища в Украине.

Следовательно, положением пункта 2 постановления № 1178 (с изменениями) определен круг субъектов, к которым применяются ограничения, связанные с участием в публичных закупках субъектов Российской Федерации/Республики Беларусь, а также тех, к кому такие ограничения не применяются , а именно граждане Российской Федерации/Республики Беларусь, проживающие на территории Украины на законных основаниях.

Согласно пунктам 9 и 15 части второй статьи 9 Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований" в Едином государственном реестре содержатся такие сведения о юридическом лице, кроме государственных органов и органов местного самоуправления как юридических лиц: информация о конечном бенефициарном владельце юридического лица, в том числе конечном бенефициарном владельце его учредителя, если учредитель – юридическое лицо (кроме юридических лиц, указанных в части восьмой статьи 5-1 Закона Украины “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) ) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения”): фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страна гражданства (подданства), а в случае, если конечный бенефициарный владелец-иностранец являются гражданином (подданным) нескольких стран – все страны его гражданства (подданства), серия (при наличии) и номер документа (документов), удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство (подданство), в частности, но не исключительно, паспорта гражданина Украины для выезда за границу, уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре (при наличии), место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии), а также полное наименование, местонахождение и идентификационный код (для резидента) учредителя юридического лица, в котором это лицо является конечным бенефициарным владельцем, характер и мера (уровень, степень, доля) бенефициарного владения (удобства, интереса, воздействия); размер уставного (складочного) капитала (долевого фонда) и размер доли каждого из учредителей (участников).

Относительно перечня исключений
Постановлением № 157 внесены изменения в пункт 13 Особенностей, которыми установлены исключительные случаи, при которых заказчик может осуществить приобретение товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых составляет или превышает 100 тыс. гривен, услуг по текущему ремонту, стоимость которых составляет или превышает 200 тыс. гривен, работ, стоимость которых составляет или превышает 1,5 млн гривен, без использования электронной системы закупок (далее – ЕСЗ) путём заключения прямого договора о закупке без применения открытых торгов и/или электронного каталога для закупки товара.

Такие случаи относятся, в частности:

  • информации с ограниченным доступом или информации, которую нельзя разглашать во время действия военного положения из-за угроз национальной и общественной безопасности и порядка, безопасности определенным объектам, в том числе энергетической и газовой инфраструктуры, электроэнергетики, разработки или добычи углеводородов;
  • пребывания заказчика или его обособленного подразделения на территории активных боевых действий, не завершенных на дату заключения договора о закупке;
  • невозможности заказчику соблюдать сроки для проведения закупки с применением открытых торгов и/или электронного каталога, что должно быть документально подтверждено, если публичные закупки осуществляются для проведения мероприятий по мобилизации и гражданской защите;
  • закупки для объектов критической инфраструктуры I или II категории критичности в соответствии с Порядком отнесения объектов к критической инфраструктуре, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 9 октября 2020 г. № 1109;
  • закупок, которые могут быть осуществлены только у определенного субъекта хозяйствования;
  • защиты объектов предприятий, учреждений и организаций электроэнергетического, ядерно-промышленного, угольно-промышленного и нефтегазового комплексов для восстановления разрушенных или поврежденных в результате вооруженной агрессии Российской Федерации таких объектов.

Обращаем внимание, что постановлением № 157 устанавливаются требования о необходимости обоснования применения заказчиком основания для осуществления закупки согласно подпунктам 5-11, 14 пункта 13 Особенностей, а также обнародование такого обоснования согласно этому пункту.

Кроме этого, при заключении договора о закупке в соответствии с подпунктом 6 пункта 13 Особенностей, в случае когда отменены открытые торги из-за неподачи ни одного тендерного предложения для участия в открытых торгах, требования к поставщику согласно пункту 44 Особенностей (подтверждение отсутствия оснований, определенных пунктами 3 , 5, 6 и 12 части первой статьи 17 Закона, требуемые тендерной документацией от победителя процедуры закупки) отныне не устанавливаются.

В то же время подчеркиваем, что решение о приобретении товаров, работ и услуг согласно пункту 13 Особенностей принимается заказчиком самостоятельно. При этом основания, при которых заказчик заключает такой договор о закупке, должны быть обоснованными и документально подтвержденными.

Относительно оснований отказа участнику процедуры закупки и отклонения тендерного предложения

Постановлением № 157 внесены изменения в пункт 44 Особенностей и установлены основания для отказа в участии участнику процедуры закупки, предусмотренные статьей 17 Закона, с определенными изменениями в подпункты 1, 3, 6, 7, 11, 12 настоящего пункта.

Так, основания для отказа в участии участнику процедуры закупки и отклонения его тендерного предложения будут касаться именно руководителя участника процедуры закупки, а не должностного (должностного) лица участника процедуры закупки, уполномоченного участником представлять его интересы при проведении процедуры закупки.

При этом лицом, к которому применена санкция в виде запрета на осуществление у нее публичных закупок товаров, работ и услуг согласно Закону Украины "О санкциях", будет выступать не только участник процедуры закупки, но и конечный бенефициарный собственник, член или участник (акционер) юридической. лица – участника процедуры закупки.

В случае, когда условия договора о закупке могут отличаться от содержания тендерного предложения победителя процедуры закупки

Согласно пункту 28 Особенностей тендерная документация формируется заказчиком в соответствии с требованиями статьи 22 Закона с учетом этих особенностей.

Согласно части второй статьи 22 Закона, тендерная документация должна содержать проект договора о закупке с обязательным указанием порядка изменений его условий.

Согласно пункту 18, условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения победителя процедуры закупки, кроме случаев: определение денежного эквивалента обязательства в иностранной валюте; перерасчета цены в сторону уменьшения цены тендерного предложения победителя без уменьшения объемов закупки; пересчете цены и объемов товаров в сторону уменьшения при необходимости приведения объемов товаров в кратность упаковки.

При этом пунктом 28 Особенностей предусмотрено, что тендерная документация может содержать правила указания в договоре о закупке денежного эквивалента в национальной или иностранной валюте по официальному курсу, установленному Национальным банком Украины на дату раскрытия тендерных предложений.

Законом и Особенностями установлена императивная норма, согласно которой существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания к выполнению обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, определенных в подпунктах 1-8 пункта 19 Особенностей.

Следовательно, изменение существенных условий договора о закупке может осуществляться в случаях и порядке, предусмотренных проектом договора и договором о закупке с учетом Особенностей, установленных Законом и постановлением № 1178.

Об обнародовании и отчетности в ЕСЗ информации о закупках

Постановлением № 157 урегулированы также случаи обнародования в ЕС информации о закупках, осуществляемых в соответствии с пунктами 9, 10, 11 и 13 Особенностей. Для наглядности вступивших в силу изменений приводим таблицу, что
прилагается.

В то же время отмечаем, что 28.02.2023 на вебинаре, проведенном представителями Министерства экономики Украины, в котором рассмотрена тема: "Новые изменения в особенностях публичных закупок во время военного положения", была представлена информация, в частности, о публикации прилагаемых отчетов по заключенным договорам.

 

Лист Мінекономіки 28_02_2023_ 3323_048463_06.docx
Скачать

Комментарии к материалу