Увольнение работника-коллаборанта учебного заведения по решению суда
Образовательный омбудсмен безусловно и решительно поддерживает необходимость очищения системы украинского образования от предателей, которые добровольно пошли на сотрудничество с оккупантами и осуществляли коллаборационную деятельность.
Вместе с тем, любые действия по наложению взысканий и наказаний, включая касающиеся коллаборационной деятельности, должны осуществляться в правовом поле. Это важно, ведь если решения без надлежащих правовых оснований, они с высокой вероятностью могут быть обжалованы в судах разного уровня, в частности в Европейском суде по правам человека, и будут достаточно высокие шансы на отмену и получение компенсации от государства Украина. Это не только оставит педагогов-коллаборантов безнаказанными, но и нанесет существенный вред образованию и нашему государству.
К образовательному омбудсмену поступают обращения по поводу педагогов-коллаборантов и просьба предоставить разъяснение или консультацию, ведь в украинском законодательстве есть определенная неопределенность по коллаборации педагогов. Поэтому мы совместно с Украинским Хельсинкским союзом по правам человека начинаем серию юридических разъяснений по коллаборации педагогических и научно-педагогических работников.
Одним из вопросов, с которым к нам обращаются руководители учебных заведений и органов управления образованием, есть следующий – какая процедура увольнения педагога при наличии приговора суда за коллаборацию?
В публикации читайте юридическое разъяснение:
- какие обязанности работника образования в отношении государства Украины;
- почему коллаборация должна быть доказана в суде;
- как узнать о приговоре суда о коллаборационной деятельности и лишении права занимать должность, связанную с осуществлением педагогической и преподавательской деятельности;
- какими должны быть действия руководителя по получении копии судебного решения;
- какие обязанности осужденных к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- какие основания для расторжения трудового контракта.
Хочу отметить, что в украинском законодательстве есть много неопределенности по коллаборации педагогов, что усложняет их наказание, поэтому считаю, что в законодательство необходимо вносить изменения, чтобы за добровольное сотрудничество с врагом было справедливое и законное наказание. Вместе с тем мы должны обеспечить безусловное соблюдение прав сограждан, которых оккупанты принудили к определенным действиям под угрозой выселения, заключения или даже смерти. Над этим мы сейчас работаем, готовим и направляем предложения к законодательству.
Ведь если все оставить как есть, не менять законодательство, мы рискуем в учебных заведениях, особенно на освобожденных территориях, получить трудовые коллективы, где наряду с педагогами-героями, выдержавшими пытки, допросы, принуждения и другие испытания, будут работать и воспитывать наших детей педагоги-коллаборанты.
Какие принципы будут насаждать нашим детям эти педагоги, государства оккупанта?
КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕ УКРАИНА
В статье 6 Закона Украины "Об образовании" определены основы государственной политики в сфере образования и принципы образовательной деятельности:
- воспитание патриотизма, уважения к культурным ценностям Украинского народа, его историко-культурному достоянию и традициям;
- формирование осознанной потребности в соблюдении Конституции и законов Украины, нетерпимости к их нарушению.
А в пункте 2 статьи 54 Закона Украины "Об образовании", отмечается, что педагогические, научно-педагогические и научные работники обязаны:
- формировать у соискателей образования осознание необходимости соблюдать Конституцию и законы Украины, защищать суверенитет и территориальную целостность Украины;
- воспитывать у соискателей образования уважение к государственному языку и государственным символам Украины, национальным, историческим, культурным ценностям Украины;
- установкой и личным примером утверждать уважение общественной морали и общественных ценностей, в частности правды, справедливости, патриотизма, гуманизма, толерантности, трудолюбия.
А в пункте 7 отмечается, что лица, виновные в нарушении статьи 54, несут ответственность по закону.
Но в статье 17 Конституции Украины отмечается, что защита суверенитета и территориальной целостности Украины... есть делом всего Украинского народа, то есть каждого гражданина. Так что педагоги, как и каждый гражданин нашего государства, обязаны защищать суверенитет и территориальную целостность Украины.
Также Закон Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» в статье 9 приводит перечень лиц, обязанных владеть государственным языком и применять его при исполнении служебных обязанностей. Среди них, в частности руководители учебных заведений всех форм собственности, педагогические, научно-педагогические и научные работники, кроме иностранцев или лиц без гражданства, которые приглашены в учебные заведения и/или научных учреждений и работают на временной основе как научные, педагогические, научно-педагогические работники или преподаватели иностранного языка.
Итак, действующее законодательство Украины от педагога требует не только выполнения его обязанностей как гражданина (соблюдать Конституцию и законы Украины, защищать суверенитет и территориальную целостность Украины, уважать государственный язык и государственные символы Украины, национальные, исторические, культурные ценности Украины), но также и утверждение уважения к закону и общественным ценностям, формирование представлений о добре, чести, достоинстве, гражданском долге , совесть, справедливость, патриотизм, в том числе и личным примером.
Коллаборация должна быть доказана в суде
Следует напомнить две важные статьи Конституции Украины:
- статью 8, в которой прямо указывается, что в Украине признается и действует принцип верховенства права;
- статью 62, которая определяет, что лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда.
То есть коллаборационная деятельность гражданина Украины должна быть доказана в суде, который выносит обвинительный приговор или оправдывает обвиняемого.
В статьях 111, 111-1 и 111-2 Уголовного кодекса Украины определена ответственность за государственную измену, коллаборационную деятельность и пособничество государству-агрессору и практически во всех составах преступления, кроме лишения свободы, предусматривается дополнительное наказание – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок.
То есть, суд может лишить педагогического или научно-педагогического работника права заниматься преподавательской, педагогической или иной деятельностью на определенный период.
КАК УЗНАТЬ О НАЛИЧИИ СРЕДСТВА СУДА О КОЛАБОРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИШЕНИИ ПРАВА ОБНИМАТЬ ДОЛЖНОСТЬ, СВЯЗАННУЮ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСТВА
По данным Национальной полиции Украины (по состоянию на 16.09.2022), полицейские открыли 1358 уголовных производств по фактам сотрудничества с врагом, из них – 19 уголовных производств по фактам совершения преступления директорами школ, учителями, которые пытались преподавать в школах по российским программам. не только ученикам, но и родителям. В настоящее время четырем из них уже доложено о подозрении. Прогнозируем, что в декабре таких производств стало больше. Также уже есть первые судебные решения.
О направлении обвинительного акта по учительнице по факту публичного отрицания осуществления вооруженной агрессии против Украины заявляла Житомирская областная прокуратура. Большое беспокойство вызвало решение суда по этому делу, категория дела 295/5493/22, номер судебного производства: 1-кп/295/774//22, номер уголовного производства 22022060000000101 (сейчас доступ к решению ограничен) признано виновной "в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 111-1 Уголовного кодекса Украины и вынесено наказание: лишение права занимать должности, связанные с выполнением функций государства и местного самоуправления, сроком на 10 (десять) лет". В то же время гражданке, признанной виновной в совершении уголовного правонарушения – преступления против основ национальной безопасности Украины, коллаборационная деятельность – не запрещено работать в учебных заведениях.
В то же время есть другой пример, где преподаватель учебного заведения признан виновным в поддержании решений и действий государства-агрессора (ч. 1 ст. 111-1 УК Украины). Суд применил наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с выполнением функций государства, местного самоуправления, а также должности в государственных и коммунальных учреждениях, связанных с осуществлением учебной и преподавательской деятельности сроком на 10 лет.
Но что в первом, что во втором решении узнать о том, есть ли решение суда о коллаборационной деятельности, запрещено ли педагогу заниматься педагогической, научно-педагогической и преподавательской деятельностью, невозможно. Ведь согласно статье 7 Закона Украины "О доступе к судебным решениям" не могут быть разглашены сведения, позволяющие идентифицировать физическое лицо.
А пока доступ к судебным решениям относительно государственной измены запрещен, это сделано, чтобы предотвратить угрозы жизни и здоровью судей и участников судебного процесса.
Кроме того, суд не направляет копию приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок работодателю осужденного.
Суды выносят приговоры и определяют наказание, а уже исполнение такого обеспечивают центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации, его территориальные органы управления, уполномоченные органы по пробации в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Украины.
Уголовно-исполнительный кодекс Украины содержит главу 7, закрепляющую процедуру исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В частности, согласно статье 30 Уголовно-исполнительного кодекса Украины исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенной как основное наказание, а также как дополнительное к основным наказаниям, возлагается на уполномоченные органы по пробации. Именно этот орган должен отправить работнику копию судебного решения.
Согласно пункту 1 раздела VI "Порядка осуществления надзора и проведения социально-воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы", уполномоченный орган по вопросам пробации, получив распоряжение и копию судебного решения относительно осужденного к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ставит лицо на учет.
В трехдневный срок, по прибытии осужденного в орган по вопросам пробации, этот орган направляет владельцу предприятия, на котором работает осужденный копию судебного решения и уведомления по определенной форме. Если осужденный на время поставки его на учет не работал, но в дальнейшем трудоустроился, уполномоченный орган по пробации направляет соответствующее уведомление владельцу предприятия.
То есть самостоятельно руководитель учебного заведения (органа управления образованием) не может официально узнать о приговоре о коллаборации и лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в том числе и педагогической.
Позаботиться о недопущении последующего трудоустройства такого лица должен уполномоченный орган по вопросам пробации, решение которого является обязательным для работодателя.
В то же время нерешенным является вопрос принятия на работу работника, приговоренного к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Если работник скрывает этот факт и стремится трудоустроиться вопреки ограничениям, то самым проблемным моментом станет неосведомленность нового работодателя с приговором суда. Ведь согласно законодательству такой работник раз в шесть месяцев должен уведомлять органы пробации об изменении места работы и проживания. Следовательно, в течение длительного времени вплоть до 6 месяцев он сможет работать вопреки применимому к нему наказанию.
И все же есть определенные правовые инструменты, позволяющие уволить такого работника.
ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ КОПИИ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ
Владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган по месту работы осужденного обязан согласно статье 32 Уголовно-исполнительного кодекса Украины:
- не позднее трех дней после получения копии судебного решения освободить осужденного от занимаемой должности или от того вида профессиональной деятельности, права на которую он лишен;
- подать для внесения в порядке, установленном Пенсионным фондом Украины по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере социальной защиты населения, в реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования сведения о соответствующем основании увольнения работника и информацию о лишение его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью с указанием соответствующих оснований и срока;
- сообщить уполномоченный орган по вопросам пробации о исполнении судебного решения;
- по требованию уполномоченного органа по пробации предоставлять ему документы, связанные с исполнением наказания.
Только после получения копии судебного решения, в котором указано о запрете занимать должности или заниматься определенным видом профессиональной деятельности, руководитель обязан уволить такого работника.
ОБЯЗАННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ К НАКАЗАНИЮ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ОБНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Приговоренные к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязаны:
- выполнять судебное решение;
- предоставлять по требованию уполномоченного органа по пробации документы, связанные с исполнением данного наказания;
- сообщать уполномоченный орган по вопросам пробации о месте работы и проживания или их смене;
- появляться по вызову в уполномоченный орган по вопросам пробации.
Осужденному запрещается без согласования с уполномоченным органом по пробации выезжать за пределы Украины.
Эти требования отмечены в статье 34 Уголовно-исполнительного кодекса Украины.
Судебное решение выполняется не позднее десятидневного срока со дня его поступления в уполномоченный орган по пробации. И осужденное лицо ставят на учет.
Согласно абзацу 7 пункта 1 раздела IV "Порядка осуществления надзора и проведения социально-воспитательной работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы" во время первого посещения уполномоченного органа по вопросам пробации работающий осужденный подает справку с места работы о том, какую должность он занимает либо какой вид работ выполняет, либо копию трудового договора, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований. В случае отсутствия таких документов, осужденному предоставляется 10 дней для их представления.
Если осужденное лицо не работает, оно предъявляет уполномоченному органу по пробации трудовую книжку (которая после проверки сразу возвращается) и ее копию, которая приобщается к материалам личного дела. В дальнейшем неработающее осужденное лицо предъявляет трудовую книжку и ее копию один раз в шесть месяцев.
Если лицо уклоняется от отбывания наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, и не исполняет обязанности, предусмотренные статьей 34 настоящего Кодекса, уполномоченный орган по вопросам пробации направляет материалы в органы Национальной полиции для соответствующего реагирования.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Когда руководитель учебного заведения получил от уполномоченного органа по пробации копию судебного решения, в котором указано наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, он обязан уволить работника, то есть расторгнуть трудовой договор.
В таком случае основанием для прекращения трудового договора будет пункт 7 части 1 статьи 36 Кодекса законов о труде Украины (вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден (кроме случаев освобождения от отбывания наказания с испытанием) к лишению свободы или к другому наказанию, которое исключает возможность продолжения данной работы).
Если же лицо, лишенное приговором суда права занимать определенные должности в сфере образования или заниматься педагогической и преподавательской деятельностью в течение определенного судом срока, несмотря на соответствующие ограничения все же было принято на работу в учебное заведение, то увольнение такого работника должно состояться на основании статьи 7 Кодекса законов о труде Украины (нарушение установленных правил приема на работу).
Работник обязан уведомлять орган по вопросам пробации о месте работы и проживания или их смене.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не вызывает сомнения базовый принцип: коллаборационные действия могут установить только суд и вынести соответствующий приговор.
Но из-за загрузки судов большим количеством дел, рассмотрение прав о коллаборации может быть достаточно продолжительным. А в это время работники будут продолжать работать с детьми и неизвестно, какую информацию будут вкладывать эти работники в наших детей.
Многие вопросы и проблемы в этой критически важной теме, которые мы изложим в следующих совместных сообщениях с Украинским Хельсинкским союзом по правам человека.
Если все оставить как есть, не менять законодательство, мы рискуем в учебных заведениях, особенно на освобожденных территориях, получить коллективы, где наряду с педагогами-героями, выдержавшими пытки, допросы, принуждения и другие испытания, будут работать педагоги-коллаборанты.
Поэтому инициируем создание рабочей группы по разработке изменений в украинском законодательстве по ответственности педагогов-коллаборантов, которые позволят действовать в правовом поле, не нарушая законодательство.
Эти изменения должны быть приняты с учетом международных стандартов защиты прав человека, чтобы коллаборанты не могли выигрывать там европейские и международные суды.
https://eo.gov.ua
Комментарии к материалу