Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Увольнение из ОМС в условиях военного положения - экспертное разъяснение

28.09.2023

Советник U-LEAD проясняет полномочия работодателей, права работников, общие положения, согласно которым работник может прекратить службу в органах местного самоуправления.

Даже во время военных действий жизнь продолжается, и органы местного самоуправления продолжают осуществлять свои полномочия, предоставляя услуги населению и решая неотложные проблемы.

Одной из них есть изменения в законодательстве относительно кадровых процедур: кто в ОМС может уволиться во время войны и как это сделать, какие права у работников и работодателя? Мы решили рассказать о правовых основаниях и порядке прекращения трудовых отношений в ОМС. Далее – ответы и комментарии Дмитрия Фокасиева, советника по вопросам децентрализации и местного самоуправления Регионального офиса «U-LEAD с Европой» в Харьковской области.

Сначала – об общих положениях.

Как отметил Дмитрий Фокасиев, субъектами принятия решения об увольнении работника из ОМС могут быть: руководитель ОМС со статусом юридического лица – если это касается служащих и рабочих, местный совет – если это касается выборных должностей, сельский/поселковый/городской – если это касается невыборных должностей.

  Какие могут быть основания для прекращения службы в ОМС?

Общие и специальные.

Когда мы говорим об «общих основаниях» — речь идет об увольнении по инициативе работника и увольнении по инициативе работодателя, предусмотренных КЗоТом Украины.

Что касается «специальных» — это предусмотренные специальным законодательством Украины (ОУ «О местном самоуправлении в Украине», ЗУ «О службе в ОМС», ЗУ «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения», другими ЗУ) основания:

  • нарушение должностным лицом местного самоуправления присяги;
  • нарушение условий реализации права на службу в ОМС;
  • достижение должностным лицом местного самоуправления предельного возраста пребывания на службе в ОМС;
  • выявление/возникновение обстоятельств, препятствующих пребыванию на службе, не соблюдение требований, связанных с прохождением службы в ОМС.

 
Что важно помнить ОМС как работодателю и их работникам в процессе прекращения трудовых отношений?

Органам местного самоуправления важно помнить, что работник, имеющий уважительные причины для увольнения, имеет право требовать от работодателя уволить его в другие сроки, а работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в сроки, о которых просит работник.

Дмитрий Фокоссиев подчеркнул, что статья 38 КЗоТ Украины содержит неисчерпаемый перечень уважительных причин, на основании которых работник имеет право обратиться с заявлением об увольнении по собственному желанию. При этом работодатель обязан уволить его именно в тот срок, который указан в заявлении. Причем этот срок может быть меньше двух недель, а также превышать две недели.

Работник может расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в его заявлении в связи с ведением боевых действий в районах, в которых расположено предприятие, учреждение, организация и существование угрозы жизни и здоровью (кроме случаев принудительного привлечения к общественно полезным работам в условиях военного положения, привлечение к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры).

Еще одно важное, на что ОМС следует обратить внимание: есть предпосылка увольнения должностного лица ОМС за нарушение присяги. Советник отметил, что предпосылкой такого решения должны быть нарушения, установленные в результате тщательного служебного расследования (Практика ВСУ: дело №776/6695/16-а от 02.06.2020 года).

  Какие рекомендации для ОМС по порядку прекращения трудовых отношений?

Из важного, учитывая кадровую проблематику во многих регионах, психологическое состояние работников – в случае увольнения по инициативе работника, за день-два до увольнения следует выяснить у него, не изменил ли он свое мнение.

Также Дмитрий Фокасиев отметил, что в случае необходимости выяснения факта и обстоятельств дисциплинарного проступка общин необходимо проводить служебное расследование. А решение о проведении служебного расследования принимать субъектом, которому в соответствии с законодательством предоставлены полномочия назначать на должность и освобождать от должности лицо, в отношении которого предлагается проведение служебного расследования.

Относительно вопроса документирования процесса увольнения советник отметил, что работнику необходимо подавать заявление об увольнении работодателю в зависимости от ситуации и по согласованию между ними. Это может происходить в различных формах: в бумажном виде, в электронной форме с наложением квалифицированных электронных подписей и в письменной форме (отсканированная или сфотографированная) без наложения электронных подписей.

  Выводы:

1. В зависимости от типа должности, субъектом принятия решения об увольнении может быть:

  • руководитель ОМС со статусом юридического лица – если это касается служащих и рабочих,
  • местный совет – если это касается выборных должностей,
  • сельский/поселковый/городской голова – если это касается невыборных должностей.

2. Полномочия выборных должностных лиц могут быть прекращены как на общих, так и специальных основаниях.

3. Работник, имеющий уважительные причины, имеет право требовать от работодателя уволить его. Причем этот срок может быть меньше двух недель, а также превышать две недели.

4. Увольнение работника по инициативе работодателя возможно только по основаниям и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
11.09.2025
Письмо ПФУ: об исчислении средней заработной платы для расчета страховых выплат
ПЕНСІЙНИЙ ФОНД УКРАЇНИ ЛИСТ від 22.08.2025 р. № 2800-030401-8/55839 Розглянувши [...] звернення на вебпортал Пенсійного фонду України щодо обчислення середньої заробітної плати для розрахунку страхових виплат, Пенсійний фонд України повідомляє. Постановою Кабінету Міністрів України від 14.07.202...
10.10.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (06.10.2025 - 10.10.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор Трудоустройство лиц с инвалидностью: изменения для работодателей с 2026 года Информируем об изменениях, введенных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению права лиц с инвалидностью на труд», которые начнут...
Новое
08.12.2025
Минфин обновил национальные стандарты бухучета в государственном секторе
Приказом Минфина от 14.11.2025 №572 утверждены изменения в НП(с)БОДС: 121 «Основные средства»; 129 "Инвестиционная недвижимость"; 133 "Финансовые инвестиции".  Документ зарегистрирован в Министерстве юстиции 02 декабря 2025 года под №1793/45199 и вступает в силу с 1 января 20...
08.12.2025
Государственный бюджет на 2026 год предполагает существенное повышение заработных плат педагогам
Верховная Рада приняла проект Государственного бюджета на 2026 год, в котором заложено значительное повышение заработных плат педагогическим работникам. Общий объем средств, предусмотренных для этого, составляет 64,6 млрд. грн. и закладывает необходимый ресурс для реализации одного из ключевых решен...
08.12.2025
О законодательных нормах, регулирующих вопрос определения основного рабочего места работника и разъяснения Минэкономики и ПФУ
Трудовым договором является соглашение между работником и работодателем (работодателем – физическим лицом), согласно которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, а работодатель (работодатель – физическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную пла...